А по-другому объяснить то же самое можно?
У Максима Исповедника есть высказывание о том, что зло не имеет в сотворенном Богом мире никакой самостоятельной и «по определению» злой сущности, ибо Благой Бог не может быть творцом зла, т.к. зло является свободным уклонением во грех разумных существ.
Если взять эту мысль за основу то с рациональной точки зрения получается, что необходимо просто очистить человека от привнесенного грехом искажения и на этом вообщем то и все, то есть чистая арифметика, берем искаженного человека, из него вычитаем искажение и получаем незапятнанную чистоту.
С практической точки зрения здесь неизбежно назревает щепетильный момент выраженный в том, что человек в таком случае сам для себя является и куратором направления и критерием степеней своего возрождения т.е. одна часть я развивает другие части этого же я - это имхо дает повод задуматься о квалификации и степени непредвзятости такого куратора.
Отеческая мысль решила данный казус весьма просто – "
Не осталось в естестве нашем никакой частицы, не поврежденной, не зараженной грехом………..Все достояние и достоинство наше в Искупителе. Чтобы усвоиться Искупителю живой верой, требуется всецелое отвержение души своей, то есть, не только греховности, но и праведности падшего естества. Стремление к удержанию за собой оскверненной грехом правды падшего естества есть деятельное отвержение Искупителя. " (И.Брянчанинов Слово о христианском совершенстве).
Это чисто практический совет данный как раз в духе слов Христа «отвергнись себя…..и следуй за мной» (Мф 16: 24), который можно описать, перефразируя одного подвижника как - удержание себя, своих чувств, в целях обретения естественно рождающегося в нас и присутствующего при молитве, иного состояния.
Однако для рацио здесь возникает масса неувязок:
- что значит естество зараженное и поврежденное грехом, ведь грех не есть субстанция, а искажение нашей доброй природы;
- признавая необходимость отвержения, мы впадаем в дуализм манихейства признавая тем самым сущностную природу зла;
- по учению Г.Паламы умерщвленное состояние страстной части души не есть бесстрастие (триада III,3,15), поэтому ничего не надо отвергать, а необходимо все преобразовывать в себе посредством благодати;
- как можно усвоиться Богу путем отвержения себя – это же призыв к субстанциональному превращению, Христос ведь обладал человеческой природой и мы такие же, соответственно зачем отвергать;
исходя из которых этот призыв к отвержению звучит уже совсем не вдохновляюще, но напротив как какая-то ересь.
p.s. как смог