Исихазм

Автор Тема: войти в себя  (Прочитано 11811 раз)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: войти в себя
« Ответ #30 : 12 Октябрь 2009, 16:34:42 »
Sergio

Хорошо бы был наставник, который мог сказать тебе, в каком  качестве пребываешь. Но это не всегда возможно - найти наставника, имеющего аналогичный опыт.

Бывает опыт, который не укладывается в строгие православные рамки. Поэтому могут быть определенные проблемы с оценкой. 

Тут, на мой взгляд,  даже к оценкам духовного лица нужно подходить с критикой (если это не святой какой-нибудь). Опыт бывает разный, уникальный и уложить в общие схемы - это иногда обвинить человека в том, в чем он не виноват.

Цитата: Sergio
Мне посчастливилось общаться с исихазтом, схимонахом О. Рафаилом в Киево-Печерской Лавре.  Хотя он и не был иеромонахом, просто пара его фраз мне помогли в моих поисках, направили их по реальному пути.

В нужное время посылается нужное свидетельство (м.б. и о.Рафаил возник на вашем пути не случайно).

Самому активно заниматься поисками не очень перспективно - можешь получить не то, что от Бога, не того руководителя.

Есть восточная поговорка:

КОГДА УЧЕНИК ГОТОВ - ПРИХОДИТ УЧИТЕЛЬ.

Поэтому, на мой взгляд - правильный поиск учителя - это внутреннее обустройство в себе способности воспринять знание и молитва к Богу о наставнике и помощнике в этом пути.

Sergio

  • Сообщений: 5
    • Просмотр профиля

Re: войти в себя
« Ответ #31 : 17 Октябрь 2009, 20:38:00 »
Аминь!  Но, все же, хотелось бы знать, есть ли какое либо руководство из Церкви Воинствующей в этом направлении, или только отдельные личности занимаются умным деланием, сами от себя, и для себя?  Если нет, то что делают в монастырях?  Я видел как братья строят, варят, сходятся на братские молебны, руководят движением грузовиков с припасами, руководят послушниками и помощниками из мирян.  Есть книгопечатни, так что, предполагаю, там братья тоже подвизаются.  Также предполагаю, что братья молятся в своих келиях, и видел, как они сходятся на трапезы.  Какой-то процент из братии, несомненно, иеромонахи, и заняты церковными службами.  Некоторые, в большей или меньшей степени, являются духовниками -- братии и/или мирян.  Если перевести на простой язык, это профессионали духовной жизни.  Мы же, в лучшем случае, любители (хотя, некоторые любители и становятся лучше профессионалов).  Один известный духовник, недавно, посоветовал одной духовной дочери оставить вопрос о переходе со словесной молитвы в сердечную, так как, это уже провинция Благодати.  То есть, совет ей был просто молиться, в данном случае, молитвой Иисусовой.  А Свт. Феофан говорит, что можно вообще все детали и описания игнорировать, а заботиться только о "вопиянии из сердца", то есть, (переходя уже на мои слова) вести эмоциональный "разговор" с Господом, который, обычно, является в большой степени покаянным плачем.  Хотя, как долго можно молиться на таком усиленно-эмоциональном уровне?  Читал, как некоторые святые проводили целые ночи в такой молитве.  Честно, я даже не могу вообразить какой энергии требуется для такой молитвы:  у меня, в лучшем случае, слезы просто высыхают через час-полтора, и наступает эмоциональное истощение.  Я не говорю о духовных качествах -- сравнение тут неуместно, я говорю чисто о физической выносливости. 
Один афонский игумен, однажды сказал мне, что первое требование для монаха - это крепкое здоровье.  Но, такое мнение я не слыхал ни от кого другого.  Хотя, в силу того, что я написал выше, несомненно, отцы, молящиеся так интенсивно. по многим часам, должны были быть крепче и здоровее меня!!
Сердечная молитва, в свете написанного, никак не похожа на "расслабление" будистов и индуистов.  В Православии, это труд, и достаточно изматывающий.  "Вопияние из сердца", как мне кажется, это действительно не просто "молоть языком - он ведь без костей", а усилие - физическое, эмоциональное, возможно даже, что и интеллектуальное.  В любом случае, большое выделение энергии.  Один иеромонах, однажды, сказал мне, что "надо упражняться", чтобы добиться настоящего молитвенного состояния.  Другой священние сказал запросто, что без руководителя не стоит и стараться -- не получится.  Как "профессиональный оптимист", я скорее готов верить тому, что надо упражняться, и читать как можно чаще молитву Св. Духу -- а там, дело уже вне нашего контроля, нужно только уповать на волю Божью.  А что если я ошибаюсь?  Вот поэтому то я и волнуюсь о руководителе; боюсь напасть на неквалифицированного, но и боюсь пропустить квалифицированного:  в обоих случаях, ошибка произошла бы из-за недостатка смирения и прислушивания к воле Божьей!  Ведь, по писаниям Отцов, первое требование в монастырях -- это послушание перед духовником, полное смирение своей воли.  В миру это не пойдет -- предпивание духовника может полностью расходится с требованиями по работе, особенно напряженно интеллектуальной, вроде менеджмента.  Я - на пенсии, так что я задаю вопрос не для себя, а для всех.  Но, не мню себя настолько мудрым, чтобы постичь умное делание собственными силенками, так что тема духовного руководства, это важно и для меня!  Высокоумие, высокомерие, прелесть, самомнение, гордость, лжеучительство (и многие другие провалы) подстерегают нас.  Надеюсь, что я не глас вопиющего в пустыне:  нам всем, если мы единомышленники, надо передавать информацию о активных работниках на поле умного делания.  Никогда не знаем, кто смог бы получить пользу от такой информации.  В Москве много церквей, построенных для туристов.  Во многих, Благодать скудна.  То же можно сказать и о монастырях.  Петербург, вообще всегда поражал меня своим "секуларизмом".  Как мой священник-отец говорил, церкви сейчас полны "псевдостарцами", зачастую говорящими и творящими чистую ересь.  И это случается и среди молодых священников, и среди старых архиереев, хотя и по разным причинам.  Некоторые из них достаточно харизматичны, чтобы привлекать многочисленных прихожан.  Я не стараюсь развить параноию -- просто хочу подчеркнуть, что путь спасения узок не только в мировых рамках, но и в рамках Православия.     

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: войти в себя
« Ответ #32 : 17 Октябрь 2009, 22:08:50 »
Цитировать
А что если я ошибаюсь?  Вот поэтому то я и волнуюсь о руководителе; боюсь напасть на неквалифицированного, но и боюсь пропустить квалифицированного:  в обоих случаях, ошибка произошла бы из-за недостатка смирения и прислушивания к воле Божьей!  Ведь, по писаниям Отцов, первое требование в монастырях -- это послушание перед духовником, полное смирение своей воли.  В миру это не пойдет -- предпивание духовника может полностью расходится с требованиями по работе, особенно напряженно интеллектуальной, вроде менеджмента.  Я - на пенсии, так что я задаю вопрос не для себя, а для всех.  Но, не мню себя настолько мудрым, чтобы постичь умное делание собственными силенками, так что тема духовного руководства, это важно и для меня!

Могу Вам переадресовать слова одного иеромонаха, сказанные в ответ на подобные размышления:

Каждый ученик достоин своего учителя, может быть для того, чтобы стать умнее. Обучение может быть и негативным. (с)

Черепаха777

  • Сообщений: 92
    • Просмотр профиля

Re: войти в себя
« Ответ #33 : 17 Октябрь 2009, 22:48:58 »
у Игнатия Брянчанинова тоже где есть слова о том что ум находится в мозгу...

и как я понял там не говорилось о том что надо сводить мозг в сердце...

юмор это конечно хорошо, но получается Вы исказили смысл слов...

если я что то не правильно понял буду рад Вашим добрым словам  :-D



Правильно - ум находится в мозгу, а РАЗУМ - это духовная мудрость...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: войти в себя
« Ответ #34 : 17 Октябрь 2009, 23:19:28 »
Правильно - ум находится в мозгу, а РАЗУМ - это духовная мудрость...
Вы у нас здесь выступаете в качестве истины в последней инстанции что-ли, точно зная, где у кого что находится?

Слышали ли про то, что ум также может пребывать в сердце?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: войти в себя
« Ответ #35 : 18 Октябрь 2009, 01:10:17 »
не столь важно где ум...а важно где "я" или то что мы называем "я!
имхо... этому "я"  формирует реальность мозг, а вернее верхний его слой...
 и то что мы воспринимаем органами чувств и внутри умом, это и есть внешний ум и верхний слой мозга...

если кто прочел статьи которые я выкладывал...то там говорилось про пластичность мозга...  :-D я на себе это испытал, сам был удивлен когда попалась это статья...
« Последнее редактирование: 18 Октябрь 2009, 01:47:06 от Monte More »

Черепаха777

  • Сообщений: 92
    • Просмотр профиля

Re: войти в себя
« Ответ #36 : 18 Октябрь 2009, 01:38:38 »
Правильно - ум находится в мозгу, а РАЗУМ - это духовная мудрость...
Вы у нас здесь выступаете в качестве истины в последней инстанции что-ли, точно зная, где у кого что находится?

Слышали ли про то, что ум также может пребывать в сердце?

У вас - вполне верю.
Вам бы инквизитором быть и на костер всех, до кого вы не дотягиваетесь, или кто-то с вами не согласен.
Люблю умных людей, добрых, интеллигентных... Но вас среди них не вижу.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: войти в себя
« Ответ #37 : 18 Октябрь 2009, 10:10:30 »
Ум, пребывающий в сердце.... мне больше нравится ум, соединенный с сердцем, единое целое. Ум, воля и чувство сливаются воедино и человек восстанавливает утерянную целостность. Ведь это чувство неполноты, утери внутренней гармонии и является причиной страданий человека. Все едино внутри становится благодатью Христовой, и  "уже не я живу, но живет во мне Христос"Гал.2:20.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: войти в себя
« Ответ #38 : 18 Октябрь 2009, 22:53:54 »
Вам бы инквизитором быть и на костер всех, до кого вы не дотягиваетесь, или кто-то с вами не согласен.
Люблю умных людей, добрых, интеллигентных... Но вас среди них не вижу.
Но себя-то Вы, конечно, относите к умным и интеллигентным?

Вы очень скоро всем здесь покажете, Тортиллочка, что у Вас в районе Христовой Любви ещё конь не валялся, а только притворство одно и ложное о себе представление.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Sergio

  • Сообщений: 5
    • Просмотр профиля

Re: войти в себя
« Ответ #39 : 19 Октябрь 2009, 14:57:42 »
Впечатление, что разговор начал качественно падать. 
Психология, как ни странно, стала признавать в 80-е годы, что мозг наш является просто компьютером, обрабатывающим данные со всего организма.  Также, начала просачиваться идея, что, возможно, источник жизни в сердце, каким-то. пока непонятным медицине образом.  То есть, сердце могло бы быть самодвижущимся органом, зачинающим цикл жизни в организме.  Хотя, это может быть не сам сердечный мускул, а солнечное сцепление, или еще что-то, находящееся в районе физического сердца.
Подчеркиваю слово "самодвижущимся", это как молитва на высшем уровне, "самодвижущаяся".
Другими словами, отцы церкви понимали что-то, к чему наука только начинает подходить.  возможно, окажется, что придется Апологетике, задним числом, снова согласовывать религиозные воззрения с наукой, может быть объясняя источник жизни в терминах энергетики.  Но все это второстепенно.  Важно то, что не ум/мозг должен спускаться в сердце, а наше внимание должно войти в разговор с Богом.  Простите меня все, но я, тоже, стараюсь это понять, но, как мне сказал один священник, "я стараюсь объять необъятное".  Ближайшее к этому, понятие Св. Иоанна Кронштадтского, который именно описывает молитву как диалог с Богом.  Как О. Иоанн говорит, когда он молится, он просит у Господа прощения за грехи, совершенные в тот день -- и продолжает молиться, пока не почувствует ответ -- то есть, получается диалог (а не монолог, как у болшинства из нас). 
Я помню, что Свт. Феофан, некоторое время, не соглашался с мышлением О. Иоанна.  Но, в конце концов, эти два светильника земли русской пришли к обоюдному уважению и прекратили разногласия.  Так что, это могут быть разные пути к общению с Богом -- чисто эмоционально-молитвенное О. Иоанна, и довольно рациональное интеллигента, Свт. Феофана.  Господь нам показывает разные пути, а цель остается одна-же:  спасение, посредством единения с Бесконечным, Всеприсутствующим, Всеобъемлющим, Животворящим нашим Богом.
Исправьте меня, если я ошибаюсь:  на уровне таких рассуждений легко впасть в еретические заявления!

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: войти в себя
« Ответ #40 : 19 Октябрь 2009, 19:19:42 »
Цитировать
Настойчивость в вопрошании - это одно. Ориентация на ответ прямо "щас" - это чревато.
"По вере вашей да будет вам" Это вполне естественно - ожидать немедленного ответа. Уж если святые скорые помощники, то Сам Бог уж , конечно, немедленный помощник. И всегда искренняя, усердная и горячая молитва получает ответ. Да и предстояние внутри предполагает непрекращающийся бессловесный диалог с Богом.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: войти в себя
« Ответ #41 : 19 Октябрь 2009, 22:56:17 »
чисто эмоционально-молитвенное О. Иоанна, и довольно рациональное интеллигента, Свт. Феофана. 
Я конечно не великий патролог :-)...
Но насколько я знаю о чувствах в молитве св.Феофан писал больше пр.Иоанна...просто видели КАК молится пр.Иоанн и считали=эмоционально...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: войти в себя
« Ответ #42 : 19 Октябрь 2009, 23:06:25 »
Sergio :-)...многие вопросы которые вы поднимаете, уже обсуждались на форуме :-)...почитайте форум...лично я 2 недели читал "запоем" когда первый раз увидел его...
Ну мне ТАК кажется :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Sergio

  • Сообщений: 5
    • Просмотр профиля

Re: войти в себя
« Ответ #43 : 20 Октябрь 2009, 15:03:44 »
.   .   .  просто надо было остановить "соскальзывание" темы.  Вообще-то, мне кажется, что мы все, начиная с меня, страдаем недостатком смирения.  То есть, ожидаем слишком много от своих ограниченных услилий.  Хорошо читать жития некоторых святых, просто, чтобы напоминать себе о мелочности наших попыток -- Св. Серафима, Св. Алексея Человека Божия, преп. Марка Гробокопателя Печерского, и т. д. 

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: войти в себя
« Ответ #44 : 20 Октябрь 2009, 17:41:24 »
Ну так внешнее это проекция внутреннего - одно и тоже))

Вы, кажется, любите читать и слушать,... а потом пересказывать, воображая, что это ваш опыт  :-D  Морфиус в первой Матрице сказал так: "Знать путь и пройти его не одно и тоже."