В данное время жизнь в монастырях не такая, как Вам рисуется, и Вы, по своей неопытности в духовной жизни, можете только соблазниться монастырской жизнью. Схиигумен Иоанн (1873-1958).
Уже почти 15 лет ко мне приходит мысль о монашестве. Понимаю, путь монашества это не обязательно дорога в монастырь, да и монастырь совсем не означает спасение. Понимаю, но мысль не перестает меня посещать, даже более того, становлюсь с годами все более уверенным, что это мой единственный путь.
Много раз размышлял, о сути монашества, и о том, что должен соблюдать монах в отличие от такого же христианина, не дававшего обетов. По сути, малая схима это три обета: послушание, целомудрие и нестяжание.
Основным остается:
"Первая и большая заповедь: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею, твоею, и всею мыслею твоею. Вторая же подобна ей: возлюбиши искреннего твоего яко сам себе" Мтф.22.37
Послушание – очень давно, нового инока отдавали в послушание духовно опытному отцу, который отвечал перед Богом за инока. Сегодня инока де юре вручают наместнику или духовнику братства. Чему будут учить этого инока и что будут от него требовать – в большинстве вычитка большого правила и ежедневное предстояние на церковной службе.
Много раз наблюдал, как отец отсекает свою волю перед матерью, наблюдал и удивлялся, я точно не смог бы так.
Целомудрие – это полагаю, единственное, что отличает монаха. Но и это, не все могут вынести до конца, примеров куча. Однако мы не знаем их покаяния, не нам судить.
Нестяжание – большинство людей, не задумываясь «не прилагают сердца к богатству», имеют в основном необходимое. По сути своей, никому не хочется иметь много денег, но многим хочется иметь больше чем у кого-то, т.о. можно перевести это в раздел рядовой страсти. Нет, я не против денег как таковых, я против излишеств и страсти.
Выбирая монастырь, многие отталкиваются от раскрученности бренда и налаженности инфраструктуры, т.е. смотрят на полноту реальной потребительской корзины, на ее достаточность. Замечаю, в больших ставропигиальных обителях, уважают ребят с больших городов, ребята с деревушек тут особо не в моде.
Удаляясь от мира, мы должны избирать для жительства места, лишенные случаев к утешению и тщеславию, и смиренные; если же не так, то мы действуем по страсти. Прп. Иоанн Лествичник (649).
Говорят, в монастыре знай только молись, а в миру забот много. Забавно, но даже на Афоне, многим не хватает времени на молитву, они озабочены добычей пропитания. Тем у кого пищи с избытком, нехватает как правило одиночества.
Есть ли смысл в монастырях в настоящее время?
А что если бы среди нас, здесь в миру по всей стране увеличилось количество христиан, некоторые из которых хранили бы целомудрие, нестяжание?
…никого не спасает … внешнее пребывание в пустыне, … не погубляет никого внешнее жительство в миру. Свт. Филарет, митрополит Московский (1867).
Самое обидное, что исчезло внутреннее делание в современных монастырях и скитах, столько объездил за годы и увы. Говорят когда человек готов к чему-либо оно само появляется...