Согласно одному из важнейших основоположений христианской антропологии, человеческое существо имеет две ипостаси - обращенную к земному и обращенную к небесному, трансцендентному. Первую называют внешним человеком, вторую - внутренним человеком. Нельзя говорить, что внутренний человек пребывает во внешнем, подобно какому-то содержимому, помещенному в некий сосуд. Отношения между ними не могут быть охарактеризованы при помощи пространственных понятий. Их следует рассматривать как взаимодействие разнокачественных сущностей.
К внешнему человеку относится все то, что составляет его телесность и служит ей, в том числе те стороны душевно-духовных проявлений, которые пребывают в добровольной зависимости от тела. В его состав входят эгоцентрическая чувственность вместе с питаемым ею воображением, а также приземленная, прагматичная рассудочность, не выходящая за пределы элементарного здравого смысла.....и т.д.
ЧЕЛОВЕК ВНУТРЕННИЙ - та особая ипостась человеческого существа, которая, согласно принципам христианской антропологии, является носителем Св. Духа (Еф. 3, 16). Внутренний человек - это прежде всего индивидуальный дух, устремленный к Богу, а также все те проявления его души, которые тяготеют не к телу, а к духу.
Внутренний человек с вниманием относится к тому, что происходит внутри него, в пределах его души и духа. При этом интроспекция, самопознание не являются для него самоцелью. Они - лишь средства, позволяющие ему жить не <по плоти>, а <по духу>, существовать в полном соответствии с законом Божьим и находить в этом истинное удовольствие (Рим. 7, 22).