Я некоторые мысли вразброс, бессистемно.
При женском пении меня часто не устраивает тембр, особенно, если голоса "богатые". Богатство голоса нужно для сольного оперного исполнительства. В церковном хоре лучше, чтобы без вибраций. Потому что вибрации у всех разные и когда накладываются друг на друга получается "жирно" и "не целомудренно", что-ли.
Идеал тембра - мальчишеские голоса. Женские голоса тоже могут "самоорганизовываться" по этому образцу. Женщина может петь как мальчик, если не дает воли чувственному вибрато. Тогда тембры сливаются и получается нездешнее звучание.
По поводу ритма. В классике ритм основан на ощущении движения. Это повторность акцентов, ударений. В церковных песнопениях это преодолено. Там постоянные перебивки, смены размеров, оттяжки...
Как в это входить, чтобы петь вместе? Можно основываться на власти дирижерского жеста: все глаза на руку дирижера и ловить ритм регента. Но эта "авторитарность" - это, на мой взгляд, не то...
По мере накопления опыта совместного пения появляеся внутренняя слаженнность, отзывчивость на живой ритм Литургии. В этом случае регент ЛОВИТ то, что "носится в воздухе". Не сам задает ритм, а скорее подстраивается по то, что уже есть в наличии.
Вот дьяконские прошения, которые в ектеньях - когда, в какой момент показать вступление? Долго что-то высчитывала, пыталась понять ритмическую логику.
Сейчас просто мысленно пропеваю с дьяконом его текст и изнутри чувствую, когда продолжить. Это по чутью. А чутье от практики. Всю Литургию нужно пропускать через себя - и то, что священник говорит и поет, и то что дьяконы - это общее делание.
В ектеньях нужно поддерживать темп, даже с некоторым ускорением показывать - потому что хоровая инерция обычно сажает и темп и интонацию (постепенно занижается). Но в нашем храме другой случай - там поют все и нужна какая-то энергия, сила для управления. Внутри себя силы такой не имеешь. Если удается попасть в резонанс с "литургическим внутренним временем" (там сила какая-то скрыта и энергия) - тогда все идет как по маслу, но ни в один момент не расслабляться и трудиться.
Когда пою с небольшими группами - тогда легче просто "заразить" своим проживанием. Петь и вести за собой.