Еле осилила (сугубо только из уважения к Svodу)... Давненько таких текстов не читала (потому что в них, как правило, нет любви к ближнему, которыи будет читать этот текст, настолько всё запутано и сложно, как в колючем лесу, но, с другои стороны, хорошо, что есть хотя бы это).
Возможно прозвучит самоуверенно, но особо-крупных расхождении с собственным "доморощенным богословием" не нашла.
"Православное богословие говорит, что в Боге есть Три «кто». Все Три Субъекта одинаково, в равной полноте и безъизъянности владеют одним «что» — Божественной сущностью".
Во всём материале встречались мысли о том, что до конца и точно ничего определить невозможно:
"современное православное богословие не столько дает определение личности, сколько настаивает на принципиальной неопределимости личности"
"применение термина "ипостась" в сверхапофатической сфере — применительно к тайнам внутритроического бытия — учит несомненной апофатической сдержанности"...
А те или иные акценты, которые на протяжении веков расставляли мыслители, как понимаю, это только плоды их не столько мистического, сколько интеллектуального познания (но даже если мистического, есть человеческии фактор, которыи может вносить искажения), да и клиническую смерть никто не переживал, чтобы точно видеть, что и как.
"С точки зрения православия, существование Лиц определяет собою их отношения, а не наоборот. Но в латинском богословии Личности есть отношения, возникающие в безличностной природе"
Но уместен ли сам вопрос, что первично - природа или личность? Что из того выше или ниже? И Ипостаси и Субстанция - это одно целое, одно и то же, одновременное, бытующее изначально и присно.