Юрий Максимов, духовное чадо о. Даниила, по совместительству богослов.
Дорогой отче Данииле, друже и наставниче мой! Что сказать мне? Ты сам лучше всех сказал в последней своей книге: "Самая лучшая смерть для христианина, конечно, мученическая за Христа Спасителя. Это самая наилучшая смерть, которая возможна для человека в принципе. Некоторые посылали соболезнования в Оптину пустынь после убийства трёх монахов, для христианина же это на самом деле величайшая радость. В древней Церкви никогда соболезнования не посылали, когда кого-то где-то убили. Все церкви всегда немедленно посылали поздравления. Представляете, поздравить с тем, что у них появился новый защитник на Небесах! Мученическая смерть смывает все грехи, кроме ереси и раскола..."
Я провёл там почти всю ночь, всё видел и слышал. И осязал. Ты, отче, устроил мне такую милость. Ты много раз говорил, ещё годы назад, что хотел бы сподобиться мученической кончины. чтобы уйти сразу к любимому тобою Христу, как молния, минуя все мытарства. Помню, ты, дорогой мой отче, говорил, как оказываются неслучайны все евангельские чтения, читаемые по богослужебным зачалам, как всегда они оказываются на удивление своевременны и актуальны.
Так и сегодняшнее евангельское чтение содержит такие слова Господа:
"Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать...
Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими".
Сколь много хочется сказать, но слова не идут сейчас, тяжело писать. Я благодарен тебе, отче, что ты учил меня доверять больше Богу, чем себе. Ты жил так и Он сподобил тебя такой великой чести. Были такие, кто относились к тебе несерьёзно, но твоя святая кончина показала, насколько серьёзно относился к тебе Господь, который и взял тебя туда, идеже несть болезнь, печаль и воздыхание, но жизнь бесконечная. Да дарует нам Господь встретиться там тогда, когда, по слову апостола Иоанна, времени уже не будет и Бог отрёт всякую слезу. В том нашем Небесном Отечестве, куда ты так стремился и вошёл царским путём.
И еще - слова одного священника в жж.
Господи, помилуй… Лучше бы я вообще не читал всю эту массу комментариев и откликов на факт убиения о.Даниила… Какое-то невыразимое ощущение грусти от всего прочитанного – ощущение того, что нас и этот факт свидетельства веры ничему не научит, как, похоже, ничему не научила кровь всех новомучеников и исповедников наших… Так и будем препираться, диссидентствовать, делиться на группы, подозревать друг друга, а то и - плясать на костях (как один «патриот» написал, типа, «застрелили власовскую гадину, ворошиловский значок - стрелку»)… И это все: православие наше? – да так и есть… Да еще и у многих с оглядкой на политкорректность, типа, опять же, не обидеть бы мирных мусульман, которые вообще-то головы не режут и в ямы рабов не сажают, это все, как видно, клевета, а так все хорошо, все замечательно, просто есть отдельные отморозки и, главное, не перегнуть в сторону политических спекуляций, а то «система», знаете ли, любит использовать такого рода прецеденты в свою пользу – и т.д. и т.п.
И самое характерное здесь, что нет у нас другой Церкви, нет у нас других современных свидетелей о Христе, кроме как вот такого вот действительно бесстрашного о.Даниила, пусть и со своим пресловутым «уранополитизмом», но почему-то именно он и удостаивается мученической кончины, сподобляется таковой прямо в храме, значит это ему от Самого Христа такая честь! – а тех, кто сейчас и впрямь, что называется, «пляшут на костях», или пытаются «пропиарить» свои оригинальные суждения на счет случившегося… хочется спросить: «а ваша-то вера какова?» - или, точнее, «а наша вера какова»?! Что мы сами-то можем? Только «трындеть» здесь в ЖЖ о том, что «все не так ребята»? У нас-то самих есть хоть малая толика бесстрашия во Христе, какое было у покойного о. Даниила? Такой бескомпромиссной простоты, искренности… Того дерзновения, которое в перспективе вечности и остается в силе, тогда как вся шелуха быстро облетает… (хотелось бы, чтобы это дерзновение в Церкви не иссякло вовсе, а то ведь одна шелуха и останется, увы)