Применение богословско и историко-экономического анализа проблем, связанных с современной экономической действительностью, а также историей ее формирования. Основные положения Священной Истории изложены в Ветхом и Новом Заветах, как они понимаются богословской наукой, что позволит увидеть в исторической ретраспективе основной круг проблем развития человечества и соответственно и экономического развиия. Вопреки распространенному в наше время мнению о исключительно исторической, культурной и морально-назидательной ценности Священного Писания Библии, что порождает в своей массе отношение к Библии как к явлению архаичному, устаревшему и не имеющему отношения к сегодняшнему дню. Однако даже обратив внимание на канон, т.е. на критерий по которому отбирались книги Ветхого и Нового Завета становится очевидным, что речь там идет о подготовке к воплощению Бога, Его воплощению и земной жизни. Воплощение для спасения человека в вечности, для вечной жизни, которое по другому не могло быть осуществлено. Священная История – это не только история духовной жизни отдельного народа, с его взлетами и падениями, с откровениями и пророчествами, последующими отступлениями от Бога и возвратом к Нему, но также в прообразовательном смысле это история жизни отдельной души, ее пути к Богу и к вечной жизни.
Священная История – это история возсоединения Бога и человека, единства разорваного Адамом в следствии грехопадения, история созидания нового человека, пронизанного благодатью Святого Духа. Поэтому при изучении Священной Истории очень важно видеть саму суть, которую стремились передать писавшие и формировавшие Священное Писание. Без этой рассмотрения данной сути исторический и литературный анализ Библии не просто не имеет смысла, но даже вообще не может быть произведен. Так как не будет понятна единая логика и понимание пронизывающие Св. Писание насквозь.
Рассматривая экономическое развитие в данном ракурсе можно установить его взаимосвязи и определяющего влияние на него Священной Истории в самой своей сути. В свете экономико-теоретических представлений экономическая система не статична и неоднородна. Она возникает, развивается и проходит в своем развитии ряд этапов. Это эпоха торгового капитала, эпоха промышленного капитала, эпоха монополий и государственного регулирования и эпоха транснациональных корпораций. От мелких селений к городам. От крестьян к рабочим (это касается любых городских наемных сотрудников). С точки зрения бытовых условий и социальной защиты люди живут значительно лучше, с точки зрения духовной жизни все хуже, так как современные работодатели подчиняю своим целям не только телесные и умственные способности, но и психику и тем самым душу, через систему корпоравной идеологии и корпоративного духа, насаждаемого в компаниях. Эти стадии рассматриваются как закономерные этапы развития экономики, и отражают степень ее развитости. Чем экономически-более развитой является та или иная страна, тем она ближе к эпохе транснациональных компаний. А с другой стороны в контексте Священной Истории тем ближе к Вавилонскому столпотворению, к Садому и Гоморе, где люди забыв Бога, сами стали «всемогущими богами», однако их «всемогущество» оказывается локальным, меркантильным и каким-то низким. Так как настоящую высоту в жизни может дать и открыть только Бог. Что и приводит к тому, что в сытом обществе, вопреки пирамиде потребностей Маслоу [ссылка], не происходит увеличение духовной жизни, а возникает еще большее потребление, часто в самых извращенных формах.
Нижеестественное, естественное и сверхъестественное состояние экономики.
В православной аскетике существуют понятия нижеестественного, естественного и сверхъестественного состояния человека. Естественное состояния – это состояние человека, сотворенного по образу и подобию Божию, т.е. состояние Адама до грехопадения, с неповрежденной грехом природой. Нижеестественное состояние – это состояние человека в той или иной степени поврежденного грехом, это все люди, живущие на земле за исключением Спасителя Иисуса Христа. И вышеестественное состояние – состояние человека преображенного благодатью Божией – это прежде всего изначально безгрешный человек Иисус Христос, а затем святые, праведники, подвижники, которые Крестным Подвигом Спасителя и собственной жизнью, соответствующей Кресту были преображены Божьей благодатью Святого Духа.
Указанное деление можно в полной мере перенести и на человеческие организации – семью, предприятие, государство, весь мир, которые в зависимости от людей, из которых они состоят рождают соответственные результаты совместной деятельности. С точки зрения функционирования системы отношений между людьми, обеспечивающей баланс между объемом и структурой производства и объемом и структурой потребления, т.е. экономической системы можно, опираясь на Святоотеческое наследие и богословскую мысль с уверенностью сказать что экономическая система от эпохи торгового капитала до сего дня находится в нижеестественном состоянии. И исследование ее проблем, противоречий, а также закономерностей и тенденций развития должно вестись с учетом и пониманием этого нижеестественного состояния.
По аналогии можно выделить нижеестственное, естественное и сверхъестественное состояние в любом из объектов окружающей действительности и сфере научного знания, например в медицине, педагогике, политике и т.д. Что позволит наметить их пути перехода к состоянию сверхъестественному. В этом смысле мы все должны хотя бы в самой маленькой степени по нравственной чистоте и девственности уподобиться Богородице Деве Марии, на которую сошел Дух Святой и она зачала. Также и мы во всяческих делах и во внутренней жизни должны быть готовы, чтобы на нас сошел Дух Святой и благословился благодатью Божией наш разум и наши усилия, просвятились и были осуществлены в согласии с волей Божьей.
К вопросу о модели сверхъестественного состояния экономики и традиция исихазма.
Просвященные благодатью люди и объединения людей: семьи, предприятия, государства, весь мир вполне способны производить в состоянии всеобщего сотрудничества производить действительно полезные вещи. А также просвященное благодатью потребление – это потребление действительно полезных вещей. Что само по себе способно полностью решить ресурсные, экологические, социальные, медицинские и другие проблемы. Именно в этом только и представляется путь решения современных проблем человечества. Экономическую систему возникшую и развивающуюся по нижеестественным законам по другому радикально не исправить, примеров тому множество начиная от теории анархии и комунизма, заканчивая государственно-монополистическим капитализмом с социалистическими аспектами.
Антихристианская история. Дьявол, как нам свидетельствуют Писание, Св. Отцы, философы и богословы готовит свое собственное воплощение, называемое приходом антихриста. Причем делает это умело пародируя Священную Историю. Здесь есть и избранность, и избрание в процессе движения истории, и приготовление распространения путем создания соответствующей инфраструктуры и определенные социальные условия. В этом контексте также можно рассматривать современные экономические проблемы и особенности экономического развития различных стран мира.
. Простое внимательное наблюдение способно в полной мере пролить свет на события новейшей истории. Что в данном случае означает эпоха транснациональных компаний? Кем является человек в этой системе?
6. Выводы. Экономическая система капитала, единственная экономическая система, которую знала планета Земля, несомненно является экономической системой в нижеестественном состоянии. Об этом можно свидетельствовать наблюдая как за деятельностью отдельных предприятий, так и за экономикой государств и даже мировой экономикой. Думаю врядли кто-то возразит сказав, что экономические процессы как современные, так и прошлые просвящены и вызваны действием Божьего промысла и Божьей благодати. Скорее здесь имеет смысл говорить о Божьем попущении и действии совершенно иных сил, проявляющих себя на протяжении всей истории существования человечества.
Итак, чем более развит капитал тем более он подчиняет человека. В начале он подчиняет физические способности, в операциях, требующих минимальных умственных затрат, затем внимание и ум, сознание, далее душевные силы, а затем добирается и до духовной жизни. Как известно в современном карпоративном бизнесе все чаще используются категории карпоративного духа и корпоративной идеологии, что по сути есть не что иное как прямое вторжение капитала во внутренний мир и внутреннюю жизнь человека с целью их изменения в целях максимизации прибыли. Не говоря о маркетинге, который представляет собой систему знаний о том, как заставить человека купить не нужные ему вещи. Известна мысль: “Величина рекламной шумихи вокруг товара обратно пропорциональна его реальной ценности”.[Законы Мерфи] Именно поэтому можно смело утверждать, что человек породивший капитал в итоге оказывается его рабом. К. Маркс внес значительный вклад в осмысление этого явления. Однако судя по всему сам находясь в нижеестественном состоянии, исследуя экономическую систему также находящуюся в нижеестественном состоянии понять всю глубину причин породивших это явление не мог по объективным причинам.
Итак на вопросы есть ли соотношение и связь между экономическим благополучием и делом спасения души для вечной жизни? Связана ли динамика и порядок общественных процессов с духовным состоянием народа? Соотносится ли экономическое развитие с принятием веры в Истинного Бога? Очевидно, что да. Но также очевидно, что не так как это понимают протестанты, что кто богат материально, тех любит Бог (Например Макс Вебер "Христианская этика и дух капитализма"). А какова же реальная связь событий экономической истории с историей духовного становления нашего народа, народов мира? Можно с уверенностью сказать несомненно связаны.
Самое простое обьяснение - богатая духовная жизнь народа, помогает людям познать Творца, соединиться с Ним. А следовательно повысить свой творческий потенциал, способность к креативным, нестандартным решениям на уровне изобретательской деятенльности, организации и управления. Что несомненно непосредственно влияет на экономическое развитие государства. Однако не всегда ведет к обогащению, творческих людей часто не признавали, не принимали на всех уровнях. Однако чем выше уровень творчества в масштабах народа, общества тем больше верояытность их признания и воплощения результатов их деятельности на уровне экономической системы.
Таким образом очевидно:
1.Экономическое развитие – это не самоцель, его значение ограничивается необходимостью обеспечения и обслуживания духовной жизни народа;
2.Экономическое развитие может осуществляться по Божией воли и по благодати, может естественным порядком самим себе предоставленных вещей, а может по воле злых сил. Как правило естественный порядок в нашем мире не существует. Поэтому имеет смысл рассматривать либо развитие процессов либо по Божьей воле либо по Божьему попущению;
3.Экономическое развитие с позиции мирских ценностей и с позиции духовной жизни различно по векторам направленности;
4.Экономическое развитие в долгосрочной перспективе полностью отражает ход Священной Истории;
5.Экономическая политика, основанная на понимании Священной Истории создает дополнительный инструмент для наставления народа в духовной жизни.
7. Рекомендации. Если принять Священную Историю в качестве руководства для проведения экономической политики прежде всего можно вспомнить пример израильского царя Святого пророка Давида, который деятельность по управлению государством совмещал с пророческим служением. Что доказало высочайшую эффективность как для духовной жизни народа, так и для государственных дел.
1. Начиная с себя, своего окружения, в каждодневных действиях стремиться их просвятить благодатью Святого Духа. Обращать особое внимание на свою внутреннюю жизнь и ее совершенство. Вспомнить жизнь и подвиг Богородицы и Приснодевы Марии, которая в наибольшей степени из всех людей смогла принять и исполнить благодать Святого Духа.
2. Теоретически осмыслить модели сверхъестественного состояния человека, семьи, предприятия, государства мира и начать способствовать его воплощению в реальности;
3. Разрабатывать, осуществлять и совершенствовать мероприятия, позволяющие просвящать благодатью человека и объединения людей, такие как семья, предприятие государство. Опыт таких мероприятий накоплен в процессе основания, строительства и развития православных монастырей, православного градообразования и градостроительства, а также в рамках таких дисциплин как православная аскетика, православная педагогика и нравственное богословие, а также жизнеописание и опыт православных правителей, полководцев, предпринимателей.
Таким образом перед нам ставиться задача помощи и союзу с действием благодати, промысла Божия, т.е. синергия Господа и человека, а также труд и молитва по принципу, изложенному оптинскими старцами: “работать так, как будто все зависит только от собственных усилий, и молиться так, как будто все зависит только от Господа”.