имхо то, что автор темы обозначает как «внимание улетает» есть наглядное свидетельство - расколотости ума, никакими писихо-физическими приемами, равно как духовными техниками этот момент исправить невозможно т.к. для исправление необходимо соединение ума и сердца, а это результат действия благодати, недостижимый чисто человеческими усилиями, чем быстрее этот момент осознается, тем быстрее человек и выйдет из замкнутого круга бесполезных попыток – натренировать себя..
кроме того, упорная настойчивость в молитвенном тренинге вместо позитивных результатов может легко привести к негативным последствиям как-то уныние, опустошенность и т.п. …. куда более полезным может оказаться - переход на уровень проникновенного молитвенного делания, т.е. неспешное осмысленное чтение св.отеческих текстов, нескольких глав из ВЗ и НЗ или псалтири вместо т.н. «правила», с целью придти к состоянию когда ум от имени сердца взывать начнет…
OOO в общем смысле совершенно прав, про это пишут практически все отцы, однако здесь есть тонкости, нюансы, с которыми нужно тоже разбираться для того, чтобы преодолеть указанный раскол. А вообще это очень тонкий индивидуальный путь проб и ошибок, но подсказка братья и сестер, поддержка очень важны, чтобы не унывать и не оступиться.
Концентрация внимания на сердце и молитва изнутри сердца, правильно.
Боли в сердце ниизбежны, с ними уходят грехи. Если сильная боль то нужно притормозить ИМ на время затем продолжить. Это и есть второй уровень.
Потом боль становится слабой я ее называю сердечными занозами, то же с молитвой уходят.
Интересно есть заноза есть и страсть, заноза ушла ушла страсть.
Могут по новой появлятся, например когда молишься за других.
Спасибо, Михаил, однако здесь, как говорил Aleksander, очень важно отличить именно высшую сердечность, от пробуждения низшей части души.
Полагаю, надо отойти от такой молитвы, точнее, от такого технического момента, как сосредоточение на физическом сердце. Совершена обычная ошибка новоначального, приложившего рвение не к внутренней работе по очищению и успокоению ума и чувств, а к достаточно грубой форме - в психофизическом аспекте - молитвы. В результате была разбужена поверхностная часть души (душевного тела), сопряженная с телом физическим.
Вообще, правило сосредоточения на левой стороне груди сколько-то (два) пальцев выше соска очень и очень ограниченное и техническое. И, пожалуй, для многих - опасное, поскольку возбуждается и раскачивается работа физ.сердца. Длительное и сильное напряжение физ.сердца нехорошо как для него самого, так и для продвижения в молитвенном делании, поскольку подменяет собой цель и смысл молитвы. О чем неоднократно говорилось на форуме.
Вот здесь мне лично трудно разобраться для себя какое из сердец и когда чувствую
И здесь же уместно вспомнить пост Iunijii очень точно говорящий о том же, что и Михаил:
Переход из внешнего во внутреннее всегда болезнен.Были внешним человеком стали внутренним.
Это понятно из Вашего поста.
Этот процесс у каждого проходит по своему. У кого сопровождается резкой резанной болью в области сердца, у другого аритмией...вот Вы задыхаетесь. Конечно же все это проходящее.
Но, Алексаедр прав, надо отсупить на время. А чтобы время не пропадало бесцельно, и не обратилось охлаждением к молитве, возможно Вам поможет мой способ выхода из похожей ситуации.
Я перешла на молитву устную, сосредотачиваясь на словах...По правде сказать, если у Вас открылось сердечное место, то устно-творимая молитва сама без проблем и безболезненно займет свое место, где ей и положено быть.
Возможно Вы, минуя этот этап, этап устно-творимой молитвы, сразу перешли к внутренней молитве, что не полезно.
Как отличить низшую душевность-сердечность от высшей, вот в чем вопрос? Он по сути и привел к моим вопросам с вниманием, пока я считал что сердечность и низшая и высшая - одно и тоже, проблем не было, а потом появились боли, именно в верхней части сердечной области, причем очень сильные порой, и вблизи людей больных сердцем - они как-бы усиливались, при этом отмечал, что люди больные сердцем чувствуют что-то сходное. Боль нарастала, когда молился за других. Причем наростала сильно.
А вообще вот у меня, например, проблема - вообще ум, мыслительный процесс в целом - это просто какое-то убийство реального тонкого опыта, трясина мыслей его размывает, растаскивает, водоворот мыслей засасывает, и вспомнить что было и что делать дальше очень и очень трудно.
Наверное поэтому и называется "умное делание", а не например "сердечное делание". Ум вообще прямо какой-то убийца реальности просто.