Такое деление опасно! Хотя есть смысл понимать, что в нас присутствует две души: человеческая и животная.
Не могу не заметить, простите. Вы противоречите сами себе, чего уже не единожды проделали в этой теме (с той же гордыней). Деление не то, что опасно, оно невозможно, всё от Бога. Душа – дыхание Божие – у человека одна, а какое достоинство мы в ней подчёркиваем/проявляем (животное или иное) уже лишь наше произволение.
Выше я сказал не о ступеньке даже (имхо), а много больше - о подиуме, на который вступаем на брань со всеми её искушениями и радостями побед. Это именно умоперемена и изменение сознания – когда ум входит в постоянное и естественное для себя памятование о Боге, в муках умирая ветхим своим началом. Наверняка, возможен плавный «переход» сознания – постепенное покаяние и вероятное дальнейшее просвещение; а может начало умоперемены быть и форсировано мистическим опытом.
Мы же, христиане, стремимся к тому, чтобы кучером стала Человеческая Душа. Тогда не надо будет в себе что-либо отсекать насильственно…
Душа у человека одна – человеческая. Животная душа – у животных. В представленном мной выше образном примере речь шла о совокупно человеке, как об экипаже. В этом экипаже у кучера (ума) есть свободное произволение – быть покорным Хозяину и направлять экипаж к Его Дому, или горделиво плутать по дебрям нечестивости. Вы пишете: «тогда не надо будет отсекать в себе что-либо насильственно», - но какой кучер будет отсекать лошадей от своего экипажа? Да не будетъ! Лошади как образ страстных и эмоциональных и чувственных, иным словом движущих сил нашей души, которые можно, и нужно обуздать, и придать им правильное направление. Иногда для этого кучеру приходится пользоваться хлыстом. Если нет – то порка будет устроена Хозяином – и отпорото будет всё: и кучер (ум), и лошади (душа), и вроде бы деревяшки фургона (тело).
Вы, похоже, человек в хорошем смысле слова душевный, и философ… Меня тоже плющит по этой части периодически. Но обязательства поднимать на умовой уровень (скреплять рационально) свой «венигрет» никто не отменял. Иное дозволено только Странику и его юродствующим коллегам.
Да, я понимаю, что «плаваю» по многим вопросам, но и не все темы я вправе обсуждать здесь. Тема гордыни для меня важна, Вы уже и сами догадываетесь, почему
... Возможно, что видимые Вами противоречия – это форма, в которые облекается моя мысль: с одной стороны я пытаюсь утверждать что-то, с другой, во мне присутствует молчаливая просьба о разъяснении сложного вопроса.
Правда, Вы заметили и что-то, что нас с Вами не разъединяет: то, что «всё от Бога».
Но, тогда скажите, почему Иисус Христос воспринял две природы: человеческую и Божественную? Почему Вы думаете, что человек не может вмещать в себя тоже две природы: животную и человеческую? Или, по-Вашему, животная природа – это нечто ужасное? Вы смотрели документальный фильм «Океаны»? Посмотрите, пожалуйста. Может быть, мы не так уж далеки от животного мира? Или к сожалению, гордыня так отделяет нас от такой Гармонии в Природе?
Сказано в Библии: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт. 2, 7). Это ли не указание на то, что в нас две души. Да и мир наш дуальный указывает на такое разделение.
Цитата stille : «Но обязательства поднимать на умовой уровень (скреплять рационально) свой «венигрет» никто не отменял. Иное дозволено только Странику и его юродствующим коллегам. »
Не спорю, что имею в запасе не один «венигрет», но почему то думаю, что не только на умовой, рациональный уровень надо его поднимать… Да и стоит ли куда-то вообще поднимать свой «венигрет»?? У меня пока есть только возможность с Вами поговорить о сокровенном…
По поводу Странника, не хочу его обидеть, но ничего юродствующего в его высказываниях не вижу. Вижу нейтральный взгляд человека на ту жизнь, которая нас окружает