Исихазм

Автор Тема: Пасха и кладбище  (Прочитано 13702 раз)

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Пасха и кладбище
« : 05 Апрель 2010, 05:02:27 »
   Объясните мне, в чем посещение кладбища в день Пасхи противоречит смыслу спасительного христианского учения. Пока ничего вразумительного на этот счет я не прочел и не услышал. Не в обиду будь сказано, но я не услышал именно таких возражений, которые бы были в собственном смысле ПРАВОСЛАВНЫМИ.
 
«Не превращайте Пасху в «день мертвых»!»

Пасха ИЗНАЧАЛЬНО ЯВЛЯЕТСЯ днем освобождения мертвых. Само слово «мертвые» поется на пасхальной службе чаще, чем в любой другой день церковного года. «Христос воскресе ИЗ МЕРТВЫХ»; «Плотию уснув ЯКО МЕРТВ». Известное учительное слово Иоанна Златоуста, читаемое в конце пасхальной утрени, делает особый акцент именно на освобождении мертвых, на победе Христа над адом и смертью.
«Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси бо ея Иже от нея держимый. Умучи ада Сшедый во ад. Горе бысть ему, вкусившу плоть Его. И се предварив, Исаия возопи: ад, рече, огорчися, срет Тя доле. Огорчися, ибо упразднися. Огорчися, ибо поруган бысть. Прият тело, и Богу приразися. Прият землю, и срете небо. Прият, еже видяше, и впаде во еже не ведяше. Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа? Воста Христос, и низложися ад. (…) Воскресе Христос, и мертвец ни един во гробе. Христос бо, воста от мертвых, Начаток умершим бысть.» Последние процитированные слова Златоуст заимствует из Послания св. апостола Павла к Колоссянам: «Он – начаток, первенец из мертвых» (Кол 1, 18).

   Св. Феофилакт Болгарский кратко комментирует это место послания: «Начаток, говорит, Он есть воскресения, как прежде всех воскресший. (…) Но как начаток, имеет и последователей Себе в прочих людях. Ибо начаток есть чего-нибудь начаток. И как в одном снопе, принесенном в качестве начатка, благословляется вся жатва, так и мы все чрез Него освящены и приведены к Богу, и в воскресении одного тела вся природа удостоилась воскресения».

   Пасха Христова есть праздник воскресения всей человеческой природы. Эта идея звучит в словах пасхального богослужения: «От смерти убо к жизни, и от земли на небо Христос Бог нас превел есть, победную поюща» (Канон Пасхи, песнь 1, ирмос). Значит, поистине, Пасха есть «праздник мертвых», если под этим словом разуметь всех нас, которых Христос оживляет Своею благодатью, приводя от «мертвых дел» (Евр 9, 14) к служению Богу «в Духе и Истине». И понятно, что многие из тех, кто лежит в могилах, гораздо живее в Боге, чем иные из ходящих ныне по земле.

   У старообрядцев обычай посещать кладбища в первый день Пасхи или в какой-либо из дней Светлой седмицы распространен повсеместно.. И носит он не стихийный характер, а имеет черты церковного чина. В эти дни на кладбище совершается или служение канона Пасхи, или поются стихеры «Пасха священная нам днесь показася», с каждением могил. При этом, в согласии со всеми церковными правилами и уставами, никакого специфического поминовения «за упокой» не бывает. Люди «христосуются» с умершими как с живыми, кланяясь перед могилами, и говоря: «Христос воскресе!» Любой, кто принимал участие в этом обряде, знает, с каким воодушевлением относятся к нему люди, и что в это время душа молящегося бывает исполнена светлой и чистой радости.

   Обряд пения Пасхи на кладбищах является продолжением празднования, совершенного в церкви. 
«Киево-Печерский патерик». «В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семене Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе над пещерой надзирал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскресе! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскресе Христос».
… После знамения священноинок Дионисий остался настолько потрясен слышанным, что затворился в пещере, где пробыл до конца своих дней. Его тело сохранилось нетленным. Память прп. Дионисия совершается как в день поминовения всех Печерских чудотворцев, так и отдельно – 3-го октября.

P.S. Сокращенный вариант статьи "пасха и наши умершие" http://posad.1gb.ru/default.aspx?ti=1&hti=88
« Последнее редактирование: 05 Апрель 2010, 05:16:08 от Питирим »
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Пасха и кладбище
« Ответ #1 : 05 Апрель 2010, 13:44:04 »
Наверное, в какой-то исторический момент потеряли понимание единства
живых и мертвых в чаянии и последующем праздновании Воскресения Христова.
И про неразрывную связь живых и мертвых христиан во Христе.
Какие же могут быть аргументы в таком случае.

из статьи по приведенной ссылке:
Цитировать
Во-первых, в самом серьезном смысле слова христианская Пасха ИЗНАЧАЛЬНО ЯВЛЯЕТСЯ «днем мертвых». Днем освобождения мертвых

Смотря кого считать мертвыми.

Мне в эту Пасхальную пришло, что "сущим во гробех живот даровав" - это про нас,
живых, во гробех лицемерия, страстей и фарисейства. И что живот даже таким даруется по благодати.

Сейчас же понимаю, что это и про гробы мертвых и про гробы живых - изукрашенные, с гнилью внутри.
Как емко и мощно...

« Последнее редактирование: 05 Апрель 2010, 14:08:21 от прозелит »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Пасха и кладбище
« Ответ #2 : 05 Апрель 2010, 13:59:42 »
Есть еще и бытовое объяснение - было время, все шли на кладбища именно на Светлую Седмицу,
но не праздновать, а чистить и мести. Пыль столбом, грязь, листья, краска. Не праздник, а субботник. Ну, потом, конечно, на могилке с покойным водочки выпить...так что это - вынужденная мера церкви.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Пасха и кладбище
« Ответ #3 : 05 Апрель 2010, 14:20:47 »
   Ехал в эту субботу (03.04) мимо кладбища местного, отец спрашивает, когда правильно на кладбище ходить? говорю, думаю на радоницу или антипасху, на пасху получается не праздник живых а день мертвых... ляпнул и задумался  :? что я несу? кто это говорит во мне?  :? уверен ли я в том что говорю?

   Помню как в детстве ходил с дедом и бабулей на кладбище, куличики, яйца, конфеты и водка. Детям раздавали пряники и конфеты, взрослые общались и выпивали, делились яйцами и пасхой. Неосознанно как-то. Но была какая то мощь, и единство.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Пасха и кладбище
« Ответ #4 : 05 Апрель 2010, 14:28:42 »
   Думаю, таких вопросов встречаем не мало, что мой ответ дал? ровно ничего...
   Ответь я что пасха "день освобождения мертвых" и словами "Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав" и поясни что "сущие во гробех" как правильно подметил прозелит это и живые (все мы) и мертвые в прямом смысле во гробех... Так даже для меня самого складывается пазл, картинка, обретается целостность понимания. И первые слова на кладбище должны быть "Христос Воскресе"  :-)

   Интересно какие размышления у остальных участников форума на этот счет?

   
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Пасха и кладбище
« Ответ #5 : 05 Апрель 2010, 17:04:58 »
я понимаю слова пасхального тропаря буквально... как умного(духовного) существа меня сейчас нет...вот я и мертв...гроб это внешний ум, ловушка для души...вот для меня Пасха и построена на резких контрастах...обличение иллюзии жизни которая идет сейчас, и показывающие что это смерть(гроб в котом ты уже лежишь), и направление на подлинную жизни во Христе...из гроба можно выйти...другой контраст это тихое Воскрешения Христа, и ликование и радость человека по этому поводу...не мы Его нашли воскресшим Он Сам себя явил...чтобы мы не делали как бы не кричали Христос воскреси! нашей заслуги в том нет...это не заклинание...а Он все делает тихо...ум не может этой тишины воспринять поэтому ликует, а сердце может...Христос восресил всего человека...и каждый состав человеческий получил свою Пасху...сердце удивляется тишине, ум ликует, тело пьет водку...все хорошо нет ничего скверного...грань стерта... человек в Боге и Бог в нем...
 :-) вообщем тут для меня видеться постоянная фрактальная развертка в виде контрастов...

з.ы. да...границы стерты..но это границы духовные... у животика границы остались...не стоит проверять максимальные его возможности  :-D
« Последнее редактирование: 05 Апрель 2010, 17:20:21 от Monte More »

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Пасха и кладбище
« Ответ #6 : 05 Апрель 2010, 19:47:08 »
Вообще то я как то спокойно отношусь к тому что ходят к умершим на Пасху...
Хотя мне кажется что всё же ходить НЕ в установленный церковью день, это бесами организовано...думаю что если бы было установление ходить на Пасху то ходили бы через неделю...
А по сути мне кажется не стоит особо теоретизировать даже...хорошо что ходят...вспоминают Бога и молятся за усопших(как могут) :-)...панихиды ведь никто не читает :-)...

А то что церковью установлено не поминать усопших...так опять же мера вынужденная, большинство ведь вспоминая усопших плачут или печалятся...а в Пасху надо радоваться...т.е. способ научить людей радоваться, мне кажется...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: Пасха и кладбище
« Ответ #7 : 05 Апрель 2010, 19:56:51 »
Мёртвыми в евангелии названы мёртвые духовно. Если говорить о кладбищах, то там остаток органики. Кладбища важнее для живых чем для умерших. Крест над могилкой - тоже самое что памятник в центре площади. Это знак того о чём надо помнить и делать выводы.
Мёртвых нет, все живые на разных этажах.

Я однажды наблюдал, как Ан-24 взлетал с грунтовой полосы зимой. Прочертил колёсами три следа и ушел с креном в небо, выискивая только ему известный небесный эшелон, по которому он долетит к цели. Меня тогда посетила мысль: там где обрывается след шасси самолёта - можно поставить крест аналогичный что на кладбище.

Сергиенко

  • Сообщений: 361
    • Просмотр профиля

Re: Пасха и кладбище
« Ответ #8 : 05 Апрель 2010, 20:42:13 »
...Меня тогда посетила мысль: там где обрывается след шасси самолёта - можно поставить крест аналогичный что на кладбище.
Аналог не совсем правомерный. Самолет-то ушел в небо, а под крестом на кладбище лежат конкретные кости... И неизвестно, что с их хозяином произошло по смерти, куда был направлен.

Христос Воскресе!

Attraction

  • Гость
Re: Пасха и кладбище
« Ответ #9 : 05 Апрель 2010, 21:07:01 »
Обратно был направлен!!

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Пасха и кладбище
« Ответ #10 : 05 Апрель 2010, 23:01:51 »
Вообще то я как то спокойно отношусь к тому что ходят к умершим на Пасху...
Хотя мне кажется что всё же ходить НЕ в установленный церковью день, это бесами организовано...думаю что если бы было установление ходить на Пасху то ходили бы через неделю...
Не установленный церковью день - кто есть церковь? не мы ли с вами, не все ли живые и усопшие, не все ли святые? или только  приходской Милостивый Батюшка?
   Считаю иереи ровно такие же члены церкви Христовой как и мы с вами, ни более ни менее...
   Установили навещать мертвых с радостною вестью о воскресении Христовом наши древние отцы, против которых выдвигают новые человеческие правила новоявленные богословы...

   Поп должен помогать людям идти  к Христу а не замыкать путь на себе и устраивать приходской диктат.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Пасха и кладбище
« Ответ #11 : 05 Апрель 2010, 23:02:51 »
mirnestranik как алтарник скажите почему нужно идти на кладбище в Радоницу? обоснуйте...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Пасха и кладбище
« Ответ #12 : 05 Апрель 2010, 23:46:37 »
Цитировать
Если говорить о кладбищах, то там остаток органики.Кладбища важнее для живых чем для умерших. Крест над могилкой - тоже самое что памятник в центре площади.
Могилы святых (в которых подчас и останков давно уже нет) - свидетельство против такой тз. По всему свету люди в разных традициях знают, что захоронение - суть "портал" для связи с этим умершим. И пользуются этим знанием.

Насчет Пасхи и усопших - ведь помимо посещения кладбища еще и записки об упокоении с субботы принимают только на Радуницу. Получается, живым во гробех -радоваться, а мертвым - ждать Радуницы...
« Последнее редактирование: 06 Апрель 2010, 00:17:21 от прозелит »

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Пасха и кладбище
« Ответ #13 : 06 Апрель 2010, 00:51:44 »
Цитировать
а мертвым - ждать Радуницы...
:-D... ничего разложившиеся тела уже не куда не спешат...полное смирение...это у нас дела...
хавалки, смотрелки,мешалки, гуделки... :-D

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Пасха и кладбище
« Ответ #14 : 06 Апрель 2010, 12:05:51 »
Насчет Пасхи и усопших - ведь помимо посещения кладбища еще и записки об упокоении с субботы принимают только на Радуницу. Получается, живым во гробех -радоваться, а мертвым - ждать Радуницы...

Ждать Радоницы, чтобы о них молился человек - о том и Радоница. Бога же ждать особо не надо. Он всегда рядом с каждым - живым или мертвым - ближе, чем можно себе представить. Праздник-то ведь не о том, чтобы живые приходили к мертвым и доводили это до подобия спиритических сеансов. И поминание тоже не в этом.

Об усопших мы молимся, чтобы они были упокоены в Царстве Божьем - если они туда не успели попасть при жизни; а если хотим иметь с ними связь, то только такую (при условии пребывания их в Царстве Божьем), чтобы она была через Бога. А ради этого разве надо куда-то идти (или куда-то не идти)? Как и во всех остальных случаях, идти надо внутрь себя.

На Пасху же лучше заботиться в первую очередь о том, чтобы Христос воскресал в тебе, остальное же все приложится.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.