Относительно полнейшего упования на свой ум - если не ошибаюсь, весь текст изложенный выше был направлен именно на отрицание этих слов (крайности)... У христиан принято уповать на Господа, в то же время не отрекаться от собственного ума и разума, а умело и достойно использовать этот дар Всевышнего. Принцип разумной достаточности.
Какой завтра галстук одеть на работу? В какой ВУЗ отправить ребенка учиться? Как спасти свою душу, как наставить сына в благочестии?
Питирим, спасибо за критику. Она была полезна для меня.
Мое грешное многословие было направлено не на отрицание ума, а на отрицание упования на свой ум. Я сделаю так-то и так-то и все будет ОК. Я разжую понятия и смогу отличать осуждение от рассуждения. Это упование на свой ум.
СОС (святые отцы советуют): использовать ум и рассуждения для познания себя и сути вещей, но не ближнего. «Не спорьте друг с другом ни по какому поводу, не говорите худо ни о ком, не судите ни о ком, не осуждайте и не уничижайте никого ни словом, ни в сердце, отнюдь не ропщите ни на кого, не подозревайте никого в каком-либо зле (Авва Исаия)».
СПС (Священным Писанием сказано): не судите.
Питирим, рискну вникнуть в суть этой вещи «суд» и предположить, что понятие «судить» не равно понятию «осуждать», но в применении к личности включает в себя и «рассуждение», и «осуждение», Что делает суд? – рассматривает, рассуждает о личности и только в конце выносит приговор - осуждает.
Вышеприведенную цитату «не судите ни о ком, не осуждайте» можно перевести иначе: «не рассуждайте ни о ком, не осуждайте».
Итак, в применении к ближнему СОС и СПС: не рассуждайте о ближнем. А что делать?
СПС: Антоний, себе внимай.
Так стоит ли искать грань между рассуждением и осуждением, если и то и другое себе в осуждение?
Что касается галстука, воспитания и спасения, то вы правы здесь рассуждения необходимы, если речь идет не о своем галстуке и не о своем сыне.
СПС: отсекать всякий помысел о человеке, особенно добрый. Ибо не имеем мы права рассуждать=судить чужого раба.
У нас одно право – любить ближнего и особенного врага, который делает нам плохое по уму нашему, но спасает, если стерпим и возлюбим, по промыслу Божьему.
Питирим, а что вы понимаете под принципом разумной достаточности?