+++совершенно разные вещи, когда ум прилеплен к сердечному месту и когда сведен туда
+++как самому человеку практически "созерцать логосы твари"?
Самому человеку нельзя "созерцать логосы твари". У него нет такой природной способности. Бог внутри человека созерцает Самого Себя (и подвижник, как пассивный свидетель этого явления, может иногда что-то выразить из этого созерцания, но чаще всего нет). "Пассивным свидетелем" этого явления выступает, как правило, помещенный в сердце ум человека. Благодать Божия удерживает его там, сообщает ему непарительность, делает его на время бесстрастным и неподвижным и позволяет время от времени созерцать Самого Себя в "логосах твари". Или, иначе говоря, дает ему непосредственное знание относительно окружающих его предметов (событий и пр.), которое чаще всего невозможно формализовать, но которое носит характер безусловных истин, повелений Божиих о творении.
Вот почему иногда такой человек видит мир как бы изнутри сердца -- потому что благодать Божия удерживает его ум внутри него.
Поэтому чтобы все это происходило, нужно несколько условий. Во-первых, нужно чтобы ум сошел в сердце тем или иным способом, многие из которых описаны в литературе и неоднократно обсуждались здесь на форуме. Способы эти могут быть пригодны для одних людей и непригодны для других (в силу индивидуальных особенностей каждого). Нужно постараться найти подходящий для себя. Для меня оказался полезным способ, напрямую связанный с кругом моих интересов относительно имяславия. "Никто же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым", -- пишет ап. Павел в 1 Кор. 12, 3. Поэтому Имя Господа, даже однократно произнесенное в словесной области с (несомненной) верой в присутствие Божие в Его Имени, способно сойти как молния в сердце и увлечь за собой ум.
То, что при этом бывает, переживается как новое рождение и является таковым, потому что это уже не телесное рождение, а рождение от Духа, второе крещение, но осуществляемое с полным сознанием происходящего. Кроме того, это бывает так, как Дух сходит на Дары, потребляется вещество сердца и созидаются новые небо и земля. "И увидел я новое небо и новую землю", -- пишет ап. Иоанн (Апок. 21). Ум видит самого себя, "внутреннего человека", пребывающего в этом новом мире и одновременно видит внешние для человека события как бы изнутри сердца. А точнее сказать, это благодать Божия (Бог) созерцает Самого Себя и новое творение внутри него.
Но одного схождения ума в сердце недостаточно, нужно его там удержать. То, что происходит с человеком при первом схождении ума в сердце (а может и не происходить или происходить как-нибудь по-другому), дается ему как Дар. Не сообразно его внутреннему состоянию (потому что сердце по-настоящему еще не очищено и эта работа еще только предстоит), а сверх него. Благодать Божия как бы вводит человека в новый мир, дает ему оглядеться, чтобы привлечь его созерцанием того богатства, которое он, если потрудится, может наследовать. А затем промыслительно отступает, и человек остается один на один с весьма смутным воспоминанием о том откровении, которое он так отчетливо и ярко испытывал. Но и с подарком -- с тем способом, которым он однажды вошел в сердце. Теперь уже такого Дара, как в первый раз не будет, но зато и сведение ума в сердце ему дается значительно легче. Наступает время укоренения благодати в сердце. Бог испытывает произволение человека, станет ли он добиваться тех самых Даров, пытаясь их воспроизвести самостоятельно, или предоставит все действию благодати, которая приступает к действительному очищению сердца (после того самого его первого предочищения Духом).
Здесь, на мой взгляд, очень важен тот способ, который мы уже обсуждали, предстояние перед Богом, предоставление всего на волю Божию. Ум вводится в сердце, и все предоставляется действию самой благодати, которое может быть временами весьма болезненным, а временами -- доставляющим блаженство. Но и то, и другое надо принимать по-возможности бесстрастно. Как и болезненные приражения страстей внутри сердца и значительно ниже его. Здесь очень пригодится навык безмолвствования, так как большинство этих приражений нельзя отразить, если ум начнет (произвольно и по своему малодушию) колебаться и перестанет черпать свою устойчивость из действия благодати