Исихазм

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 137675 раз)

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля


Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть.


Непонятно только какова цель этого упражнения.
Недостаток упования на Бога в боязни за свою жизнь, либо преодоление иррационального страха перед привидениями?  Если последнее, то тут действительно уже речь о духовных битвах.
А с другой стороны, это обращено к тем, кто боится. А боящегося по любому испугают ещё больше...

Сегодня конечно, такого совета никто-бы не дал.
« Последнее редактирование: 12 Май 2010, 17:13:52 от Andreas »

Air

  • Сообщений: 662
    • Просмотр профиля


Вот мысль, которая потрясает - до чего же мы оторваны от всего, что было до нас....
Что хочешь, то и думай...


В большинстве, вижу, что народ отреагировал на вопрос об учителях!

Но неужели же не потрясает вопрос про то, как мы оторваны от всего, что было до нас ????????

Очень скучаю по основательному изложению опыта... Очень структурированному...
Собственное накопление опыта продвигается не быстро , увы увы ...
Мучительное выискивание в трудах св.отцов ответов на вопросы практики стоило годы-и здоровье,
и крупицы опыта,
горы недопонимания ....
Единственно, что осозналось, и стоило какой многой боли, - это собственная немощь...
Помоги, Господи!

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля


Вот мысль, которая потрясает - до чего же мы оторваны от всего, что было до нас....
Что хочешь, то и думай...


В большинстве, вижу, что народ отреагировал на вопрос об учителях!

Но неужели же не потрясает вопрос про то, как мы оторваны от всего, что было до нас ????????

Очень скучаю по основательному изложению опыта... Очень структурированному...
Собственное накопление опыта продвигается не быстро , увы увы ...
Мучительное выискивание в трудах св.отцов ответов на вопросы практики стоило годы-и здоровье,
и крупицы опыта,
горы недопонимания ....
Единственно, что осозналось, и стоило какой многой боли, - это собственная немощь...
Помоги, Господи!

Не думаю, что мы оторваны от всего, что было до нас. Святые вокруг нас. Это мы, скорее, мертвы, а они живы. Если имеешь особенную любовь к какому-нибудь святому, он обязательно поможет и подскажет. А для этого желательно знать и любить то, что им написано.
Кроме святых, нас окружают ангелы. И они помогут, надо только в этом не сомневаться, потому что сомнения отгоняют их от нас.
Надо также понимать и язык, на котором все они с нами разговаривают, язык безмолвия. А чтобы начать его понимать, надо начать на нем разговаривать. То есть систематически день ото дня уделять определенную порцию времени безмолвию.
Дело за систематической работой. Надо усвоить наконец, что никакой учитель не придет и нам все это не разжует. Во-первых, потому, что мы его просто не поймем, что он говорит, если сами не начали работать в этом направлении, не усвоили самостоятельно элементарных азов (а для этого достаточно и книг). А во-вторых, такому учителю, если он и существует, гораздо интереснее заниматься тем, что открывется у него внутри, а не другими людьми.
Систематическое изложение какого-нибудь опыта -- тоже трудная задача. Вот Александр напишет что-нибудь -- уже хорошо.
Поэтому выход, на мой взгляд, заключается не в поисках учителя, а в том, чтобы самому стало интересно заниматься тем, что у нас внутри. А общение с единомысленными оставить для подсказок друг другу относительно пройденного или переживаемого опыта

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: Евгений
Надо усвоить наконец, что никакой учитель не придет и нам все это не разжует.

Тут дело не только в том, чтобы "понять" и усвоить конкретный метод. Метод можно самому как-то сконструировать. Но в одиночку все-таки трудно идти.

Роль наставника - в том числе, чтобы "прикрывать" до времени подопечного. Через духовное отцовство (особое таинственное душевно-духовное единение) наставляемый опытно приобщается каким-то вещам.
Вот тут описана сегодняшняя (почти сегодняшняя) реальность.
http://m-kleopas.livejournal.com/28325.html

Очень важный момент - обоюдные молитвы старца и послушников друг за друга. Что создает "общее естество". Это путь совместный.

Что хочу сказать - даже если вы поселитесь рядом и опытно усвоите этот метод (будете копировать все нюансы молитвенного делания), без молитв старца это будет недейственно.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Ну это же о монашестве и не просто о монашестве, а об учениках Иосифа Исихаста. Такой учитель к нам точно не придет. А если бы пришел, то это было бы, конечно, хорошо -- кто бы спорил.

По поводу того, что любой метод будет бездейственным без старца -- я с этим не согласен. Старец может помочь, но действует в молитве не он, а Имя Христово.

По ссылке, имхо, прекрасно показано, как (наверно, очень трудный в миру без поддержки старца) метод постоянного призывания Имени Христова в относительно короткое время помогает достичь значительных результатов. Но у нас нет старца, и о коротком времени следует забыть (о таком методе, возможно, тоже, но это вопрос спорный)

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Насколько понимаю переход под руководство несравника, коль такой найдется, подразумевает не столько изучение конкретных его методов, а скорее предание себя в полное безоговорочное ему послушание как духовному руководителю, который видит что тебе нужно, как врачуется твоя болезнь, знает как ее лечить. Поэтому просто найти номинального духовника дело во многом (не во всем) бесполезное, а найти духовного то значит жить с ним.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля


Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть.


Непонятно только какова цель этого упражнения.
Недостаток упования на Бога в боязни за свою жизнь, либо преодоление иррационального страха перед привидениями?  Если последнее, то тут действительно уже речь о духовных битвах.
А с другой стороны, это обращено к тем, кто боится. А боящегося по любому испугают ещё больше...

Сегодня конечно, такого совета никто-бы не дал.

Этот совет дают и сегодня. И сегодня этот метод актуален. Иррациональный страх человеческий, не имеющий ничего общего со страхом Божиим, это болезнь души и врачуется она, как и многие, противным ей. Стяжательство и боязнь потерять достаток милостыней и умеренностью например. Но чтобы человек привыкший пить старое вино и не сразу принимающий новое, говоря что старое лучше, боиться по сути пробовать новое, должен побороть страх и попробовать, иначе это тормоз на пути и не малый. Не забывая конечно и о рассуждении, иначе можно и яду напиться или пальцы в розетку сунуть преждевременно  :-).И упование на Бога тоже воспитывается.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Насколько понимаю переход под руководство несравника, коль такой найдется, подразумевает не столько изучение конкретных его методов, а скорее предание себя в полное безоговорочное ему послушание как духовному руководителю, который видит что тебе нужно, как врачуется твоя болезнь, знает как ее лечить. Поэтому просто найти номинального духовника дело во многом (не во всем) бесполезное, а найти духовного то значит жить с ним.

Никто, я думаю, не будет спорить, что наставник, который "видит" в душе у другого человека, будет ему полезен. Только если это "видеть" не подразумевается лишь метафорически. Он должен уметь это делать и иметь желание (ну или вынужден) этим заниматься

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Он в смысле кто? Наставник? Ну видит он что в сердце человеческом, ну даст совет. Сейчас массы ищут и бегают по старцам, а зачем? Ведь есть польза конечно в добром совете, но исправление это работа и серьезная, а реально из ищущих сколько тех кто действительно ищет наставника с которым он будет в послушании трудиться?
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: Евгений
Никто, я думаю, не будет спорить, что наставник, который "видит" в душе у другого человека, будет ему полезен. Только если это "видеть" не подразумевается лишь метафорически. Он должен уметь это делать и иметь желание (ну или вынужден) этим заниматься

В одной из тем на этом форуме уже был разговор о наставничестве. И там была сказана фраза: взыскающий духовного наставничества рождает отца о Господе.

Это двухсторонний процесс. Думаю, что  ситуация, когда послушник "рождает отца" - это реальная ситуация. В области наставничества нужен и подходящий "материал снизу" - некто, имеющий сильное желание послушания Богу.

Дар "видеть" - он, на мой взгляд, может постепенно нарабатываться в наставнике. Если есть послушные. Тогда через "послушных" зеркалятся и взыскиваются собственные ошибки и перекосы.
« Последнее редактирование: 13 Май 2010, 12:52:53 от Maska »

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Так есть же многовековая мудрость - когда готов ученик готов ему и учитель. :-)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Здесь мы во всем согласны:-) Об этом я уже написал в ответе №42

irber

  • Сообщений: 50
    • Просмотр профиля

пардон, не удержался.
что я думаю о психотехниках? у меня есть пара критериев, которые говорят о более-менее правильности
1. нет побочных эффектов (однако могут возникать в результате очень сильных эмоциональных переживаний. в этом случае практика немедленно прекращается до прихода в равновесие)
2. улучшается здоровье.
3. улучшается память, мышление становится мягче, нет агрессии
4. в случае прекращения практики (на несколько месяцев) здоровье не ухудшается

техники с визуалтзацией считаю неправильными поскольку они треуют постоянной самоподпитки и прогресс при прекращении моментально заменяется падением. про сосредоточение не могу сказать т.к. пока не разобрался, и большая вероятность того что в оригинале не используется слово сосредоточение.

еще раз пардон если не в тему:)

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Кстати...

Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле.

Последнюю часть из приведенного отрывка (бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле) знают, наверно, все. А вот первую часть...

Первая часть, по современным меркам, является чистой психотехникой. Я не очень сведущ в мистических практиках других традиций, но навскидку сразу же назову "привычку" тантриков посещать ночью "неприятные" места типа кладбищ, и Кастанеду, который на себе испытывает все последствия ночного посещения страшного места. Очевидно, такой прием использовали и православные монахи, но позднейшее упоминание о нем я встретил только в "Трезвенном созерцании" неизвестного афонского исихаста - http://www.hesychasm.ru/library/praksis/tr_sozert.htm
Очень мягкие намеки на психотехники имеются у аввы Дорофея. Интересно, что все (буквально все!) поучения этого аввы - сплошь и рядом психологические аксиологемы... Но аксиологема, в отличие от аксиомы, будучи в целом верной, работает не всегда.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Отделена тема "Опыт обучения рисунку" - http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2414.0