Исихазм

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 137956 раз)

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Если читать медицинскую энциклопедию, заболеть не получится,
нужно с настоящим больным общаться. :-D

А кстати этот феномен чётко зафиксирован учёными. Чаще всего студенты медики начинают болеть теми органами, патологию коих изучают по программе.

Attraction

  • Гость
Это нормально. Сознание определяет бытие. О чем мы думаем то и видим.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Сознание определяет бытие. О чем мы думаем то и видим.

Это также, часто приводит к необоснованным мечтам - своего рода "прелести".
Но жизнь чётко всё расставляет по местам. Рано или поздно.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

А кстати этот феномен чётко зафиксирован учёными. Чаще всего студенты медики начинают болеть теми органами, патологию коих изучают по программе.

Это не настоящий вирус, а психосоматика, тоесть то, в чём обвинял исихастов, Варлаам.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Сокровище, скрытое на поле

Как я уже говорил раньше, второй этап в развитии исихазма (и в его богословии, и в освоении психофизических приемов, и во влиянии исихазма на культурную жизнь) - кульминационный.

Образно говоря, исихазм представляет собой путь-обретение сокровища из притчи Господа: Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. В 14 в. Фаворский свет скрытого сокровища вспыхнул и ненадолго озарил поле, на котором оно хранится.

В это время появляется серьезная опасность: поле с сокровищем расположено на византийской территории, которая сжимается как шагреневая кожа. Византия гибнет - и сокровище передается православной наследнице - Руси. В акте передачи вспышка света освещает и новое поле - наступает недолгая эпоха русского Предвозрождения 14-15 вв. Поле из Господней притчи - образ (соборной) человеческой души. Католический Запад берет на себя задачу возделывания поля - грядет эпоха Ренессанса. Востоку - в лице Руси - отдается сокровище, а русское поле... Русское поле оказывается не способным понести такую драгоценность: ни в культурной жизни, ни в богословии, ни в самой практике умного делания. И сокровище теряется... даже не теряется - выбрасывается за ненадобностью - ради материального стяжания.

Последними, кто помнил о сокровище умного делания, были нестяжатели во главе с Нилом Сорским. Нил Сорский провел несколько лет на Афоне и в монастырях Константинополя, поэтому знал о практике умной молитвы не понаслышке. И он попытался реализовать эту практику в условиях Руси. Известный спор между нестяжателями (Нилом Сорским) и стяжателями (Иосифом Волоцким) имел огромное значение для дальнейшей судьбы и умного делания, и самой церкви. Как известно, в этом споре победили стяжатели - возделыватели поля нарождающейся империи и ревнители внешнего благочестия. Их же усилиями нестяжательное движение было разгромлено, а умное делание похерено.

Русь еще не была готова воспринять главную драгоценность из византийского духовного наследия, а у Византии не было других наследников... Взяв на себя неподъемную ношу, Русь утеряла переданное ей сокровище и не смогла достойно следить за своим полем: вместо колосьев человеческих душ, которые должны были произрастать на поле, на нем - рабским трудом - стала строится имперская цитадель. Проблеск утерянного света пробился наружу лишь в конце 18 в. 

Далее - о третьем этапе.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Известный спор между нестяжателями (Нилом Сорским) и стяжателями (Иосифом Волоцким) имел огромное значение для дальнейшей судьбы и умного делания, и самой церкви. Как известно, в этом споре победили стяжатели - возделыватели поля нарождающейся империи и ревнители внешнего благочестия.
нехватило жесткости и упорности? у нестяжателей часто бывает такая черта, некоторая пассивность.
Взять к примеру современные проповеди с амвона. сейчас в массовой церкви принято не говорить открыто о молитве, созерцании, духовных вещах в виду страха прелести, тщеславия (аля молитва напоказ). силовая демонская команда: "молчать!" даже когда с амвона звучат слова о начальном просвещении, всегда начинается взрыв какого-то недовольства из массы прихожан (да и не только). частенько проповедующий начинает пассовать под давлением, уходить в сторонние темы. хотя я видел и другое: ответный шквал обличений существующих понятий в церкви и все недовольные как-бы затыкались, не имея соображений против. М.б., если бы Нил был упорен, как, например, Максим исп. (не переставал увещевать всех), то добился бы большего... Насколько я знаю, он любил Симеона н.б., у которого в писаниях много обличений сущ. церк. строя (иосифлинщина) прямо от лица Божия. Я один раз видел, как Господь сильно подкрепил зн. свои слова из текстов Симеона. Многие способны сказать, но вокруг молчание... (не здесь, в церкви) А ведь есть св. подвижники, которые буквально преследовали врагов. Как бы, типичный напор решает
чтиво ой как помочь может...
Мы все ориентируемся на писание...
Кстати даже трудно представить, насколько большая польза может быть живущим по-евангельски. Никифор уед. пишет, что даже к и.м. в сердце очень редко кто сам приходит... а пишут, что Максима и. далеко не всего еще перевели... Кстати на пятидесятницу у нас был п. Конст. Варфоломей; его проповедь сильно отличается от нашей, слово "дух" заметно чаще употребляется. Сразу вспоминается мой покровитель Иоанн Русский http://www.ioannrus.ru/content/view/25/50/ . Подвизался в турецком плену в нач. 18 века, прест. 1733г. Наверное, контакт в плену с византийским священником дал ему многие истинные духовные понятия о православии, аскетике (утерянные на родине). Которые в результате тяжелого подвига дали плод, тогда еще и ныне уже всем известный

Mahant

  • Сообщений: 119
    • Просмотр профиля

Этой иконы в сети пока не было. Написана она в 20-м веке.
Подумал, что будет интересным к теме.  :-)


Иконы авт. Андрей Квартальнов.

Жизнь удивительна, когда есть желание ей удивляться.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Поле из Господней притчи - образ (соборной) человеческой души. Католический Запад берет на себя задачу возделывания поля - грядет эпоха Ренессанса. Востоку - в лице Руси - отдается сокровище, а русское поле... Русское поле оказывается не способным понести такую драгоценность: ни в культурной жизни, ни в богословии, ни в самой практике умного делания. И сокровище теряется...

Но в чем тогда смысл задачи Запада?  "Возделывание поля", в котором нет сокровища? Не бессмысленный ли это труд?
Почему сокровище прячется на Востоке - в поле, которое "не способно понести такую драгоценность"?
Хочется увидеть промысел Божий во всем этом, но единственное, что приходит на ум - то, что финал многовековой драмы не наступил и в наши дни. И вполне возможно, что свидетелями развязки нам быть не суждено (в этом мире).

Сергиенко

  • Сообщений: 361
    • Просмотр профиля

Русь еще не была готова воспринять главную драгоценность из византийского духовного наследия, а у Византии не было других наследников... Взяв на себя неподъемную ношу, Русь утеряла переданное ей сокровище и не смогла достойно следить за своим полем...
При глубочайшем уважении к Александру, невозможно согласиться с его мнением о связи Тайны Исихазма с любой государственностью, византийской, либо русской. Тайна - глубоко личная всегда, а тексты и другие свидетельства постигших ее открыты для понимания и практики. То, что она не пропагандируется в церкви откровенно, только увеличивает интерес к ней. Чему свидетельством есть сей форум. Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Притчи нельзя понимать (трактовать) буквально.

Поле - человеческая душа. Возделывание человеческих душ без их одухотворения привело к кризису западной постхристианской цивилизации. По одухотворением понимается не развитие душевных качеств, а преображение души (и тела) в свете благодати. В этом смысле сокровище на поле Запада "отсутствует". Напомню, это "отсутствует" нельзя понимать буквально. Возделывать поле - благословенная задача, но цель жизни христианской и ее смысл в ином. Православный Восток воспринял тайну спасения, но не смог эту тайну должным образом сохранить. И поле жизни и душевного созидания Востока намного более убогое (полуказарма-полукабак), чем западное.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Сергиенко, не с государственностью, а с народом и верой. Личный характер тайны предполагает и ее выражение: общественное, национальное, религиозное и пр.

Сергиенко

  • Сообщений: 361
    • Просмотр профиля

Сергиенко, не с государственностью, а с народом и верой. Личный характер тайны предполагает и ее выражение: общественное, национальное, религиозное и пр.
Не могу с вами спорить, не та весовая категория. Но народ плюс его вера и образует государственность, или, по крайней мере, значительную ее составляющую.

Как нам известно сейчас, основнoй государственнoй задачей империи Ромеев была спасение во Христе Иисусе всех своих подданных. Однако эта задекларированная задача была с треском провалена совершенно бездарными правителями империи, погрязшими в роскоши и лени, и непростительно проспавшими резко изменившиеся исторические условия.
Не знаю, какая эстафета была передана погибающей Византей Руси, кроме имперской идеи, но во всяком случае, точно не спасение во Господе всех.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Так я и говорил, что стяжатели подхватили и освятили-идеологизировали имперскую идею ромеев.  Эта идея и месит до сих пор "русское поле".

А нестяжатели восприняли истинное духовное наследие.

Первое - имперское наследие, - поскольку оно на слуху и на виду  - Вы знаете. А второе  - духовное наследие - стало тайной и для самой церкви. Про него не говорят... А раз не говорят, то и Вы отрицаете. Пройдет какое-то время, из духовного наследия и из исихазма сделают маленькую пошлую реликвию, и все будут говорить: да кто же его - духовного наследия - не знает: вон оно на стене четками висит...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Византия передала нам обширное обрядовое пространство, и каждый раз, приходя в храм, сталкиваешься с проблемой: как оживить для себя это пространство, и как избежать замыкания в самом себе.
Понятно, что в поисках решения сам собой выходишь на вопрос о психотехниках. Ответ - в том же византийском наследии, но собирать его приходится как бы из множества обломков, обрывков...

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

  Пройдет какое-то время, из духовного наследия и из исихазма сделают маленькую пошлую реликвию, и все будут говорить: да кто же его - духовного наследия - не знает: вон оно на стене четками висит...
Иисусова молитва во все времена была деланием немногих...да в Византийские времена подвизались тысячами, но есть ли данные что все эти тысячи достигали хотя бы умной молитвы?...Думаю что нет...всегда были единицы...единицы искателей...тех искателей которым нипочём даже полный запрет на православие(застойные годы)...искатели были есть и всегда будут...наверное ЭТО дело Промысла...и наверное по этому Промысел попустил что бы жемчужина была выкинута на помойку за ненадобностью...а по тому что никому не надо...а надо только сталкерам :-), по тому что сталкеров томит дух познания себя...даже если всё вокруг запрещено...и литературы совсем нет...НО...на то ведь он и сталкер, что бы идти путём неведомым...
А маленькую пошлую реликвию НЕсделают...по тому что УЖЕ сделали...ладно хоть камнями не бьют пока...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.