Исихазм

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 137951 раз)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Быть может к вопросу о психотехниках это имеет лишь касательное отношение, но мне давно интересно, что в общине Нила Сорского во время богослужений отводилось время для размышления. Размышление практиковалось и в древневизантийской церкви.
Позднее (и до нынешних времен) богослужения не подразумевают никаких размышлений.
Но интересно, что это было за размышление? Осмысление прочитанных молитв и псалмов? Или что-то вроде общей безмолвной молитвы? И как это происходило?
Это ведь очень интересно, это то, чего не находишь в современных храмах.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

  отводилось время для размышления. Размышление практиковалось и в древневизантийской церкви.
А не могли бы поподробней...что ВАМ известно об этом...когда это происходило, сколько по времени...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Практически ничего мне неизвестно. Об этом лишь вскользь упоминается в редких материалах о Ниле Сорском, которые мне удавалось находить в Интернете.
Хотя в Интернете есть и сайт, посвященный преподобному Нилу:
http://stnil.narod.ru

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

А вот еще одна ссылка, тут более подробный рассказ о порядке богослужений у Нила Сорского.

http://liturgica.narod.ru/bibliot/nil_sors.htm

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

маленькая пошлая реликвия
« Ответ #139 : 26 Май 2010, 23:32:06 »
  Пройдет какое-то время, из духовного наследия и из исихазма сделают маленькую пошлую реликвию
Иисусова молитва во все времена была деланием немногих...да в Византийские времена подвизались тысячами, но есть ли данные что все эти тысячи достигали хотя бы умной молитвы?...Думаю что нет...всегда были единицы...единицы искателей...
А маленькую пошлую реликвию НЕсделают...по тому что УЖЕ сделали...ладно хоть камнями не бьют пока...
Киево-печерская лавра - отличный пример широкой святости в самом начале преемства. Далее прп. Сергий и множество учеников. Примечательно, что Антоний и Феодосий подвизались одновременно с Симеоном н.б., а Сергий, говорят, переписывался с о. Григорием. Все опускать на промысл не совсем верно, от чел. выбора многое зависит. Если и конец определен, то жесткой колеи у нас нету. Реликвию пока сделать не могут, жив "Афон" (как "Вавилон"), быстрое распространение информации препятствует банальной потере техник, традиций. Данной иформацией надо постоянно "тыкать" в глаза среднему руководству церкви. У нас любят ссылаться на разговор о. Серафима с Мотовиловым.., а в сети бродит скан письма Серафима вопрошающему семинаристу, в котором он не дает особых советов, а просто пишет: читай Добротолюбие старца Паисия (Беседа с Мотовиловым перестает быть удивительной с одной стороны, в одной беседе не передать всего учения Добротолюбия). Этот совет преподобного не слышен современным семинаристам, потому что о нем не говорят

irber

  • Сообщений: 50
    • Просмотр профиля

еще наблюдение.
с моей точки зрения богослужение является продвинутой массовой психотехникой. как-то раз я попал на службу, которая совпала с моими представлениями, какой она должна быть плюс открылся один неожиданный эффект воздействия правильного богослужения на человека. если этот эффект верен и я не ошибся, то на правильных службах нельзя присутствовать беременным,детям до полового созревания и может быть людям с неадекватной психикой т.к. может стать только хуже

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Собственно, вопрос, ответа на который я не нахожу, это психотехника общей молитвы. Мне не раз тут доводилось писать, что в современных храмах этой общей молитвы не ощущаешь - это то, чего не хватает (мне). Каждый молится сам по себе (или вообще не молится).
Понятно, что скиты, древние общины - это не наши приходы. Принципиально иная жизнь, принципиально иное отношение к богослужению рождало и иную молитву, недоступную мне во всяком случае.
Но тем не менее общая молитва (хочется верить) жива и сейчас. Для меня актуален вопрос о том, как нащупать ее, как войти в ее пространство.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Антиквар а как Вы видите - общую молитву, что она должна по Вашему из себя представлять ?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Можно представить идеализированный приход где-нибудь на отшибе, т.е. живущий относительно автономной жизнью, в котором сложилось достаточно высокое единомыслие. И чтобы священник имел мало-мальский мистический дар проникновения в богослужение. Какое-то время на таком приходе, думаю, можно вкушать духовные плоды, о которых мечтает Антиквар. А затем... затем неизбежны искушения и испытания, от которых приход не защищен никак, поскольку полностью зависит от расклада сил совершенно не духовного характера. В общем, хорошая сказочка вряд ли получится

Mahant

  • Сообщений: 119
    • Просмотр профиля

Alexander
Цитировать
неизбежны искушения и испытания, от которых приход не защищен никак, поскольку полностью зависит от расклада сил совершенно не духовного характера. В общем, хорошая сказочка вряд ли получится
Классический пример тому остров Залит в Псковской области и о. Николай Гурьянов.
Жизнь удивительна, когда есть желание ей удивляться.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

 а может ли чем то помочь автономия, на мой взгляд нет, т.к. в любой  совместной молитве участвуют  люди  находящиеся на разных уровнях  проникновения в "молитвенное единение" и от этого никуда не уйдешь ведь "и звезда от звезды разнится в славе", т.е. иерархия предусмотрена Богом..
 

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Антиквар а как Вы видите - общую молитву, что она должна по Вашему из себя представлять ?

Не знаю, но хочу узнать.

Можно представить идеализированный приход где-нибудь на отшибе, т.е. живущий относительно автономной жизнью, в котором сложилось достаточно высокое единомыслие. И чтобы священник имел мало-мальский мистический дар проникновения в богослужение. Какое-то время на таком приходе, думаю, можно вкушать духовные плоды, о которых мечтает Антиквар. А затем... затем неизбежны искушения и испытания, от которых приход не защищен никак, поскольку полностью зависит от расклада сил совершенно не духовного характера. В общем, хорошая сказочка вряд ли получится

Это все так, и понятно, что страна Лимония недолговечна по определению.
Речь немного о другом: есть такие понятия - общая молитва, соборная молитва... Думаю, что это не просто тягучее вразнобой на литургии "Верую", под которое зеваешь минимум три раза и думаешь: когда ж оно дотянется-то наконец. Это что-то другое. А что - я не знаю. Поэтому и возник вопрос о психотехнике общей молитвы, есть ли она вообще.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Когда-то мы говорили о проблеме соединения личной и церковной молитвы. Можно поговорить и о психотехнике общей молитвы, только не в этой теме.

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Поэтому и возник вопрос о психотехнике общей молитвы, есть ли она вообще.

По-моему это возникает само в ситуации, когда люди рядом живут и работают. В Давыдово, куда езжу второй год, это по умолчанию - в храме поют все, включая детей. Соборность "только в молитве" проявляться не может, должно быть некоторое еще едино-душие, общность жизни даст общность молитвы, в котороую может быть включен и посторонний (по крайней мере он ощутит это). В скиту у прп. Нила это тоже работало, имхо.
р.б. Антонио

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Речь немного о другом: есть такие понятия - общая молитва, соборная молитва... Думаю, что это не просто тягучее вразнобой на литургии "Верую"

 ну а почему  это не может быть формой  ее проявления, смысл ведь не  столько в слаженности так сказать "строевого шага" сколько в том, что каждый "марширует" пребывая  в едином  пространстве с другими