Различие медитации и молитвы в том, что медитация может быть без молитвы, а настоящая молитва без медитации нет. Ум возвращаясь сам к себе, оттуда рождает воззвание к Богу, не возвратившись к себе молитвы как таковой нет, но это путь к ней.
Чтобы отдать сердце каменное и воспринять от Бога любящее его сердце, необходимо это сердце найти, и из пустоты медитации к нему взывать.
"И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное." Иезекииль (36:26)
В том суть безопасности в какой-то мере православного моления, что этот этап обращения ума к самому себе и обращение его к Богу в чем-то скрыт от человека. Те через Иисусову молитву, привлекая внимание и ума и сердца, или же ума в сердце, пространство Ничто, пространство пустоты проходит не так явно и ум как бы из пустоты своей сути ныряет в руки Бога.
Можно ведь остаться в пустоте и думать, что это и есть вечный покой и Царство, но лишь расчищенное пространство собственного ума, если из этой пустоты мы не ищем Его.
Мне думается медитация - это важный шаг к молитве, от которого и начинается молитва. Как и в утренних молитвах пишут вначале: " Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы " -- это как раз и есть призыв к медитации. Потому не нужно ее бояться, главное не останавливаться и на каждом этапе не думать, что ты нечто уже понял и к чему-то пришел или в такой-то глубине познал тк это будут рассуждения ума и плетение нового кокона автономности, самости, еще в больших размерах. Как Raisa и говорит, что в этом часто нет чего-то глубинного и содержательного, говоря православным языком Бога-Личности. Навык медитации важен для ума, важен для молитвы, для погружения, для наблюдения за той ложью, что подкидывает неуспокоенный ум.
Отдать сердце каменное в какой-то мере - нужно прийти к себе настоящему. Это подобно природе, которая напоминает нам о том:
наш ум как луна, она светится, но не источник света, а только отражает его. И чем меньше препятствий от ума к Солнцу, тем неискаженнее отображение. И если через медитацию мы видим более ясно что в нас самих, какие звери живут и вместе с тем, какая прекрасная глубина, то отраженный Божий свет в нас будет чем-то безличным, Абсолютом, какой-то энергией и тп. Но свет луны позволяет задуматься, что есть Иной свет, источник света те солнце, пока мы к Нему стоим спиной" мы видим отражение, потому, разворачиваясь от себя к Богу мы познаем Его как Личность, как Солнце Правды - Христа Иисуса. Как раз это и есть тот недостающий самый важный элемент, которого не достает до полноты, утверждения Истины, утверждения реальности вне иллюзий.
Но думаю многие медитирующие, они же и молящиеся. Неверно сказать, что те, кто медитируют все в обращении внимания на себе только, а не на Нем.
Пока ум не станет медитирующим, он полностью отождествлен со своей самостью и молитва будет очень сложна. Думаю, что на моменте медитации как раз и происходит очистка ума и тайная очистка сердца Духом в свою меру, а затем при обращении его к Нему, начинается синергийная очистка сердца, о чем писал Сергий.
То, что я долго, как-то возможно сложно описал, кратко и ясно изложил св Силуан Афонский:
"Первое движение ума — есть движение во вне; второе — возвращение его к самому себе, и третье — движение к Богу чрез внутреннего человека."