Исихазм

Автор Тема: Медитация и Исихазм  (Прочитано 49116 раз)

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #45 : 10 Май 2021, 10:03:24 »
Здравствуйте. Это Вы не сами придумали, а в интернете прочли эту мысль, я тоже натыкалась на неё и задумалась. С одной стороны, в этом есть верное указание. 
Здравствуете. Конечно не сам, цитату даже привел. Однако любые цитаты отзываются в собственном ощущении истингости.
Медитация имеющая объектом Создателя будет молитвой в той мере, в какой человек забывает себя (о чем в приведенной цитате говорит о. Сеогий). Молитва всегда имеет вектор - направленность. Медитация же в форме круга (условно). На счет самодвижной молитвы - можно только догадываться. Как предположение - там есть отличие в качестве и чистоте этого "вектора", но не в нем самом. Имхо, конечно

Vacheslav

  • Сообщений: 883
  • Вячеслав
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #46 : 10 Май 2021, 13:57:44 »
Различие медитации и молитвы в том, что медитация может быть без молитвы, а настоящая молитва без медитации нет. Ум возвращаясь сам к себе, оттуда рождает воззвание к Богу, не возвратившись к себе молитвы как таковой нет, но это путь к ней.

Чтобы отдать сердце каменное и воспринять от Бога любящее его сердце, необходимо это сердце найти, и из пустоты медитации к нему взывать.
"И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное." Иезекииль (36:26)

В том суть безопасности в какой-то мере православного моления, что этот этап обращения ума к самому себе и обращение его к Богу в чем-то скрыт от человека. Те через Иисусову молитву, привлекая внимание и ума и сердца, или же ума в сердце, пространство Ничто, пространство пустоты проходит не так явно и ум как бы из пустоты своей сути ныряет в руки Бога.

Можно ведь остаться в пустоте и думать, что это и есть вечный покой и Царство, но лишь расчищенное пространство собственного ума, если из этой пустоты мы не ищем Его.
Мне думается медитация - это важный шаг к молитве, от которого и начинается молитва. Как и в утренних молитвах пишут вначале: " Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы " -- это как раз и есть призыв к медитации. Потому не нужно ее бояться, главное не останавливаться и на каждом этапе не думать, что ты нечто уже понял и к чему-то пришел или в такой-то глубине познал тк это будут рассуждения ума и плетение нового кокона автономности, самости, еще в больших размерах. Как Raisa  и говорит, что в этом часто нет чего-то глубинного и содержательного, говоря православным языком Бога-Личности. Навык медитации важен для ума, важен для молитвы, для погружения, для наблюдения за той ложью, что подкидывает неуспокоенный ум.

Отдать сердце каменное в какой-то мере - нужно прийти к себе настоящему. Это подобно природе, которая напоминает нам о том:
наш ум как луна, она светится, но не источник света, а только отражает его. И чем меньше препятствий от ума к Солнцу, тем неискаженнее отображение. И если через медитацию мы видим более ясно что в нас самих, какие звери живут и вместе с тем, какая прекрасная глубина, то отраженный Божий свет в нас будет чем-то безличным, Абсолютом, какой-то энергией и тп. Но свет луны позволяет задуматься, что есть Иной свет, источник света те солнце, пока мы к Нему стоим спиной" мы видим отражение, потому, разворачиваясь от себя к Богу мы познаем Его как Личность, как Солнце Правды - Христа Иисуса. Как раз это и есть тот недостающий самый важный элемент, которого не достает до полноты, утверждения Истины, утверждения реальности вне иллюзий.

Но думаю многие медитирующие, они же и молящиеся. Неверно сказать, что те, кто медитируют все в обращении внимания на себе только, а не на Нем.
Пока ум не станет медитирующим, он полностью отождествлен со своей самостью и молитва будет очень сложна. Думаю, что на моменте медитации как раз и происходит очистка ума и тайная очистка сердца Духом в свою меру, а затем при обращении его к Нему, начинается синергийная очистка сердца, о чем писал Сергий.

То, что я долго, как-то возможно сложно описал, кратко и ясно изложил св Силуан Афонский:
"Первое движение ума — есть движение во вне; второе — возвращение его к самому себе, и третье — движение к Богу чрез внутреннего человека."
« Последнее редактирование: 10 Май 2021, 14:26:26 от Vacheslav »
Горé имеем сердца !

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #47 : 10 Май 2021, 14:29:38 »
Вопрос в определениях и максимах. Если "подожди пока чувства утишатся" принять за медитацию, то конечно без медитации не бывает молитвы. Если же под медитацией понимать практику буддизма, например тхеравады, то молитвой там и не пахнет.
Не думаю, что медитировать для отыскания сердца с тем, чтобы потом из найденного сердца начать взывать к Богу - правильная практика. Сам поисчток этого места сорастворен молитве и Богом споспешествует. Иначе вы отыщите джханы и Бог будет вам не нужен.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #48 : 10 Май 2021, 15:45:29 »
Мы не понимаем святых и слова Иисуса.
Они говорят со своего уровня и в своей системе понятий, мы же понимаем их со своей колокольни.
Духовного только духовный понять может.
От того и Александр и многие тут всё более молчат ...
Так что на наши рассуждения о молитве - наплевать и забыть ...
Суть молитвы понятна всё равно только духовным, у которых Царская Власть Бога внутри них есть, как и сказано про "Царствие Божие" (в другом переводе) на главной странице сайта.
Для духовных обычные слова несут уже иной смысл.
И недуховные этого смысла ведать не могут.
Так что делать чтобы стать духовными?
Ничего не бояться, не бояться выражать любовь в каждый момент жизни.
Это и есть Царская Власть Бога (Любви) в нас.
И духовный лишь тот в ком властвует любовь.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #49 : 11 Май 2021, 15:26:45 »
В, V, спасибо за рассуждения.

Мне думается медитация - это важный шаг к молитве, от которого и начинается молитва.
Интересно, у меня ровно обратное представление: что молитва - только разогрев для "медитации". Иногда, конечно, бывают состояния, что кроме словесного делания дебелость никак не пронять, хотя всё чаще это решается отдыхом, переключением. А вообще обычно слова мешают внимать, не лень, а именно мешают, неуместны...
Думаю, что на моменте медитации как раз и происходит очистка ума и тайная очистка сердца Духом в свою меру
Согласна тут.


И духовный лишь тот в ком властвует любовь.
Вы всё время то и дело это говорите. Но любовь наличествует абсолютно во всех живых организмах. Затуманена/запорошена только местами... И очень по-разному любовь понимают. Некоторые, например, считают, что оргии - высший уровень духовности. Ну вот такие они нежадные, а кто не понял - не дорос и жадный, они полагают. Чтобы было понятно, посмотрите есть ли отличия в любви собаки к хозяину и ангела-хранителя к приставленному человеку...

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #50 : 11 Май 2021, 17:59:25 »
И духовный лишь тот в ком властвует любовь.
Вы всё время то и дело это говорите. Но любовь наличествует абсолютно во всех живых организмах. Затуманена/запорошена только местами... И очень по-разному любовь понимают. Некоторые, например, считают, что оргии - высший уровень духовности. Ну вот такие они нежадные, а кто не понял - не дорос и жадный, они полагают. Чтобы было понятно, посмотрите есть ли отличия в любви собаки к хозяину и ангела-хранителя к приставленному человеку...
Любовь надо не "понимать", а переживать опытно сердцем и ещё  выражать учиться порывы сердца в делах любви.
На что это будет похоже, со стороны глядя, это совершенно уже не важно, как не важна наша оценка и классификация любви.
А говорю я про это постоянно потому, что ничего более важного, чем научиться любить, в Умном Делании и нет.
И часто это слишком поздно понимаешь ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #51 : 11 Май 2021, 18:51:24 »
Порывы сердца - это страсть, или по Игнатию Брянчанинову, кровяное разгорячение. Тогда как Любовь - постоянный и вечный ток в проводах...

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #52 : 11 Май 2021, 20:55:55 »
Порывы сердца - это страсть, или по Игнатию Брянчанинову, кровяное разгорячение. Тогда как Любовь - постоянный и вечный ток в проводах...
Для меня, особенно в таких делах, св. Игнатий Кавказский не авторитет, а учитывая его любовь к еретику Евагрию и идеалу в развоплощении, тем более. Ну, вот вопросы прелести св. Игнатий Кавказский тщательно и мудро рассмотрел, тут он для меня авторитет, глубоко продумал этот вопрос, а в вопросах любви, кроме Иисуса и ещё трёх святых с приставкой "Богослов" для меня авторитетов то в общем и нет ... Ну, да, ещё "Сотницы о любви" св. Максима ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #53 : 12 Май 2021, 07:14:49 »
Свт.Игнатий свел некий тонкий и глубокий процесс, имеющий психосоматическое выражение, до примитивной физиологии кровяного разгорячения. Для удобства восприятия дебелыми умами, в частности.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #54 : 12 Май 2021, 08:48:30 »
"Порывы сердца" - это маниакально-депрессивные качели, подразумевающие, что ровного горения нет. Я что-то не припомню, чтобы какие-нибудь люди с приставкой "богослов" были "за" такие качели.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #55 : 12 Май 2021, 14:32:20 »
Raisa, перечти Слова и Песни св. Симеона Нового Богослова, только не смысл текстов смотри, а дух и настрой текста слушай сердцем, и увидишь то, чего пока не видишь, а значит и не припомнишь.
Аналогично местами всё это видно и у св. Григория Богослова.
Про ап. Иоанна Богослова тут и говорить нечего.
А вот св. Максим, да, весьма сдержан.
Но что он сдерживает?
Подумай сама.
)))
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #56 : 12 Май 2021, 15:21:25 »
Порывы сердца - поэтический образ, обычно воспринимаемый положительно. В духовном плане - это сердечные наития, прорывы из глубин сокровенного сердца. В душевном - эмоциональная реакция, от чистой до мутной. И только здесь - в мути - появляются "депрессивные качели". Это дурная крайность, которую можно найти-создасть для любой вещи, самой благой.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #57 : 12 Май 2021, 15:35:35 »
Порывы сердца - поэтический образ, обычно воспринимаемый положительно. В духовном плане - это сердечные наития, прорывы из глубин сокровенного сердца. В душевном - эмоциональная реакция, от чистой до мутной. И только здесь - в мути - появляются "депрессивные качели". Это дурная крайность, которую можно найти-создасть для любой вещи, самой благой.
Очень полное и точное замечание. Полностью согласен.
Сегодня у меня был порыв из глубины сердца в любви-тоске-печали-свете-грусти по утраченной маме.
Истинное открылось в осознании утраченного.
Разве это маниакально-депрессивные качели?
Где открывается свет, там нет ни мании, ни депрессии, и, да, многое мы осознаём лишь в утратах, но при этом нет ни мании, ни депрессии.
Всё как Александр сказал: прорыв из глубины сердца.
Муть же от неочищенности нашей, но это у молитвенников проходящее явление. Молитва очищает сердце непременно.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #58 : 12 Май 2021, 15:39:45 »
"Порывы сердца" - это маниакально-депрессивные качели, подразумевающие, что ровного горения нет. Я что-то не припомню, чтобы какие-нибудь люди с приставкой "богослов" были "за" такие качели.
Такой пример...
Вино тоже может привести к  эмоционально депрессивным качелям. Но посмотрите что твориться в храмах христиан. Они там его употребляют уже не одну сотню лет. Ужас ведь). Вспомните, Христа алкашом называли. Но то что для внешних осталось алкашкой, для учеников открыло тайну приобщения. Что нам мешает вобрать во внутренний опыт и порывы сердца? Где живущий без меры потеряет, не обретет ли носящий в себе благодать меры.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #59 : 12 Май 2021, 18:29:54 »
При таком понимании "порывов сердца" вопросов нет, это естественно и тогда к пониманию "любви" Сергием тоже вопросов нет.

Ничего перечитывать не хочу, но только ради Вас, Сергий, загляну, раз уж речь зашла (Вы хоть видите в таком моём проявлении Любовь?)) )

А какой тут ужас, Veresk? Чайная ложечка раз в месяц ><... Это вот у алтарников, тех, кто это всё годами допивает, было бы занятно прояснить, кто там Игорь Спасский, может, поделится ощущениями?