Исихазм

Автор Тема: о сердечном слушании и сердечной молитве древних египтян  (Прочитано 16587 раз)

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Цитировать
Не возвышай голос свой в доме Божьем, ненавистны Ему громкие речи. Возноси молитвы свои в любящем сердце, скрывай в нем все слова твои. Восполнит Он нужды твои, услышит Он слова твои, примет Он приношение твое.

Поучение Ани
(XVIII династия)


Цитировать
Следуй своему сердцу, пока живешь (букв. «(в) срок существования твоего»), не делай больше сказанного (букв. «говоримого»), не сокращай срок следования сердцу, отвращение ка (суть, логос (прим. lily)) — искажать действие его (сердца) (или: расточать его (сердца) момент (тратить время напрасно)). Не отчуждай (букв. «не отклоняй, не уводи») долю дня (дневных потребностей) большую, чем (нужно) для обеспечения дома твоего. Появление богатства (букв. «осуществление вещей») — (это) следование сердцу, нет свершения богатства (букв. «вещей») — (это) пренебрежение им (сердцем).
........
Бог покровительствует месту, не были созданы (букв. «сделаны») люди опирающимися лишь на собственные силы (букв. «наделенными плечом», т.е. имеющими опору (в самих себе)). Если ты среди людей (букв. «вместе с людьми»), обеспечь (букв. «сделай») себе сторонников, как человек достойный (букв. «сторонников человека достойного»); человек достойный, который не служит своим страстям (букв. «не ходит вокруг говорения в животе своем»), становится он сам руководителем. Имя твое доброе, нет порицающего тебя (букв. «порицающего твоего»), тело твое упитано, лицо твое (обращено) к окружающим тебя людям, хвастливость тебе неизвестна (букв. «хвастливость эта для тебя — в качестве непознанного тобой»).

Тот (же), чье сердце слушается живота его, помещает он неприязнь к себе на место любви к себе: сердце его пусто (быть голым, бесплодным), тело его не лоснится. Великодушны (букв. «велики сердцем») одаренные богом, а раб своих страстей (букв. «слушающийся живота своего») принадлежит врагу.
...........

Отклоняется множество (букв. «тысяча») людей от (того, что) полезно/благо для них. Миг краткий — подобие сна, (но) достигают смерти, познавая это. Речение подлое — это стрела врага, (но) продвигаются, совершая его, (хотя) сердце отвергает его. Что до (человека) злополучного в (своей) жадности до этого, не (может быть) удачен никакой замысел, (исходящий) от него. Если хочешь, (чтобы было) хорошим руководство твое, спасайся от всякого зла, борись с проявлением (букв. «разом/случаем») алчности: это болезнь тягостная, которая неизлечима не бывает подхода к ней (т.е. нет способа ее лечения).

Поучение Птаххотепа
(XXIV век до н.э., V династия)
http://www.egyptology.ru/reader.htm



And death shall have no dominion

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

Профессор Андрей Борисович Зубов

Боги Древнего Египта
Религия древнего Египта моно- или политеистична? Какую роль играла религия в жизни и культуре древних египтян? Были ли древнеегипетские боги отдельными сущностями или проявлениями единого верховного божества? О богах Древнего Египта -- историки Элеонора Кормышева и Андрей Зубов.
14.08.2003
Египетская цивилизация и письменность.
Египтяне к письменному слову относились исключительно благоговейно. Не случайно письмо по-египетски - это mdω ntr (медо нечер) Слова Бога, потому что другие слова не записывались изначально. Древний человек записывал только то, что должно было звучать в вечности, что должно было всегда оставаться с человеком и может предстательствовать перед Богом за человека. Поэтому древний человек именовал - это словами Бога. Поэтому слово и тем более письменное слово - это божественный дар человеку. Сами египетские письмена, которые мы называем иероглифами, - это греческий перевод слов «медо нечер»: ιερός -- священный, божественный; γλύφω -- вырезать, начертать.
Начало египетской цивилизации.
Чтобы почувствовать религиозную канву Древнего Египта более глубже, необходимо рассмотреть историю Египта. Египетская цивилизация зримо на глазах археологов проходит путь от доисторического к историческому. Сама письменная история Египта занимает огромный промежуток времени. Первые датированные письмена принадлежат к 3150 году до Р. Х., но они появляются видимо ещё раньше. А египетская иероглифическая письменность кончается в четвёртом веке после Р. Х.. В этот период Египет переходит к христианству и греческому алфавиту и коптский язык, с особым начертанием греческих букв и добавлением своих букв, сохраняется в Египте как живой письменный язык до XII века, а литургический язык до XVII века, когда происходит переход на арабский язык богослужения. Но в XX-том веке происходит коптское возрождение, а вместе с ним восстанавливается и язык. Таким образом, можно сказать, что египетская цивилизация не прекратилась до сего дня. То есть письменной египетской цивилизации более пяти тысяч лет.
И т.п. и т.д.
........
21 лекция профессора про Египет
https://www.youtube.com/playlist?list=PL775EFD177E563CA3
Если вдруг будет тормозить по первой ссылке или наоборот.
« Последнее редактирование: 19 Ноябрь 2012, 00:44:39 от ИванычЪ »

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Да, толковые зарисовки.
Ну вот, например, взвешивание сердца после смерти - подразумевается уже не физическое сердце, а - то самое, внутреннее (чаша). Что накопилось в человеке.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Ну вот, например, взвешивание сердца после смерти

А потом?

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

В египетской религии издревле существовало два слоя: внешний языческий и сокрытый, в котором было признание Единого Бога. В какой-то момент даже произошел прорыв единобожия в внешний языческий мир (эпоха фараона Эхнатона).
Египтяне также пришли к понятию Троицы, но облекали это в искаженную форму многобожия (на разных этапах истории Египта существовали т.н. фиванская троица, гелиопольская троица и тд).
Египтянам было известно и о тайне смерти и воскресения Бога (это миф об Осирисе, и, кстати, наше пасхальное "Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ" перекликается с древним гимном Осирису, может быть даже отчасти заимствовано из этого гимна).
Наконец, у египтян существовало различие души ("ба") и духа ("ка").
Стоит добавить, что не случайно христианское монашество берет истоки именно на земле Египта, ибо там еще до появления христианства существовали монашеские традиции, то есть была как минимум готовая форма.
Тем, кто бывал в храмах Луксора (древних Фив), наверняка приходилось видеть раннехристианские фрески прямо на стенах, украшенных изображениями древнеегипестких божеств. Возможно, что для ранних христиан Египта Христианство было в каком-то смысле продолжением их древней религии, но уже на ином уровне. 
То есть на историческом уровне египетская религия оказала немалое влияние на христианство: на богословие, обряды и тд и тп. Многие высочайшие прозрения древних египтян органично нашли свое место в христианстве. Впрочем, и язычества тоже присосалось изрядно.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

:)
  Через 10 тысяч лет, исследователи религий будут говорить:

Цитировать
  Если в доисторическом Египте жрецы переходили в поклонении к людям с головами животных и всяческим другим помесным творениям (создание подобных существ в наше просвещённое время запрещено Изарской конвенцией), то позже, во времена дремучего христианства, они использовали только птиц, в частности - голубей. Такие фрески найдены, например, в (перечисление древних раскопок), и это уже явный прогресс. Всякие животные, змеи и прочие создания, как правило изображались побеждаемыми и убиваемыми.
   Всё-таки, несмотря на все положительные качества и явный шаг вперёд, в то время религия была всё ещё жестокая, которой не чужды были и убийства. И это говорилось, видимо, открыто, и даже изображалось. Совсем в другом смысле, как вы знаете, используются изображения животных в наше время...
  Предполагаемое приписывание к Троице птицы можно считать практически доказанным фактом, что ещё раз подтверждает невежество древних жрецов и несовершенство их религиозных воззрений.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

Понятие Триединства Божества - очень "скользкое" понятие. И среди христиан есть масса кои вменяемо объяснить это не могут, повторяют только заученные мантры. Потом у ранних христиан бытовала не только Троица, а и четверица, двоица или вовсе почитали Христа за Сына Божия но не Бога.
А если , по тому же Зубову, смотреть на проявление полетеизма там, то очень схоже с политеизмом христианским, когда существует подмена Христа святыми. Те же молитвословы Святым на всякие случаи жизни, т.е. внешнее суеверие.
« Последнее редактирование: 19 Ноябрь 2012, 14:12:49 от ИванычЪ »

Андрей К

  • 3
  • Сообщений: 448
  • Андрей Королев
    • Просмотр профиля

Цитировать
Понятие Триединства Божества - очень "скользкое" понятие.

Цитировать
почитали Христа за Сына Божия но не Бога.

ИванычЪ  как думаете , с какого места закончилось Учение однажды открытое нам и началась религия со всеми вытекающими суевериями.
« Последнее редактирование: 19 Ноябрь 2012, 13:33:21 от Иерхон »
И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое…   Откр. 21:4-5

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

Иерхон, Что -то не так ? В ВЗ до потопа прямо говорится о сынах Божьих, при чём во множественном числе.

Андрей К

  • 3
  • Сообщений: 448
  • Андрей Королев
    • Просмотр профиля

Иерхон, Что -то не так ? В ВЗ до потопа прямо говорится о сынах Божьих, при чём во множественном числе.

Всё так .
И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое…   Откр. 21:4-5

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

ИванычЪ  как думаете , с какого места закончилось учение однажды открытое нам и началась религия .
Встречный вопрос, а как думаете, во что бы превратилось то Учение , без религии? Было бы оно сейчас хоть как-то доступно/живо?
Не превратились бы Евангелия в "мёртвый язык" - начертания иероглифов на бумаге?

Андрей К

  • 3
  • Сообщений: 448
  • Андрей Королев
    • Просмотр профиля

ИванычЪ  как думаете , с какого места закончилось учение однажды открытое нам и началась религия .
Встречный вопрос, а как думаете, во что бы превратилось то Учение , без религии? Было бы оно сейчас хоть как-то доступно/живо?

Скорее всего нет , религия это как та самая тележка , в которой это учение благополучно докатилось до наших дней .
И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое…   Откр. 21:4-5

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

Зубов А. Б. Религия Месопотамии. Вводная лекция (2012г.)
Месопотамия -- страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, не менее значимая для христианства, чем Египет. Междуречье Тигра и Евфрата - это родина Авраама, и евреи никто иные как жители Месопотамии, восточные семиты. Из Ура Халдейского Авраам вынес не только своё естество, но и знания, представления, убеждения. Поэтому какие представления имел Авраам до призвания его Богом, и которые постепенно дополнялись и надстраивались, можно понять из изучения месопотамской религии, которая к моменту возникновения шумерской письменности уже была древней, и передавалась до запечатления ее на глиняных табличках из уст в уста с эпохи неолита.
История Месопотамии. Зубов А. Б. (лекция 2012 г.)

Религиозный мир Месопотамии.
Если взглянуть на религию Месопотамии, то сразу бросается в глаза иной язык и иное склонение, чем в Египте. И причина тут отчасти и в состоянии религиозных умов, но главная причина в том, что от Месопотамии до нас дошёл иной круг текстов, поэтому мы представляем религию Месопотамии как сумму сказаний, а не как богослужебную истину. Если говорить христианским языком, то от Месопотамии до нас дошли в основном апокрифические тексты. И это делает месопотамскую религию чем-то средним между религией Египта, строгий монотеизм которой утверждается тысячекратно, и религией языческой Греции, строгий политеизм которой нам прекрасно известен.
История Инанны и Думузи. Религия Древней Месопотамии.
Главное предание об Инанне - это предание о браке с человеком. Стержневое событие для месопотамской религии - это именно брак Инанны и всё что за этим последовало. Это предание сохранилось с глубочайшей древности и известно ещё с Шумера. Стоит обратить внимание, что в Египте никакого брака между богиней и человеком нет, но, не потому что к человеку плохо относятся, а потому что человек и Бог одно, потому что каждый человек Гор и Осирис. Для Египта человек здесь на земле только пришелец между своим божественным предбытием и своим божественным послебытием. Видение человека в Египте это видение его в предвечности -- его рождение в Нуне, и видение его будущей вечности -- его уход к своему ка и соединение с Атумом. Для Месопотамии всё иначе, человек намного в большей степени связан с этой землёй, и поэтому брак между богиней и человеком - это изменение судьбы человека, перед которым открывается вечность.

Aleksei B.

  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля

***lily - спасибо за поднятую тему. Давно смущает, что реконструкции ушедших религий почти всегда касаются оболочки: мифы, ритуалы, взаимосвязь с аграрным и прочими срезами жизни. Всё через социологическую призму... Верующие воспринимаются как весьма практичные товарищи, способные стремиться лишь к магическому повышению урожайности.
Другая крайность - фэнтезийные спекуляции по поводу магии, эзотерики.

А то, что могло бы быть сердцем той или иной религии, остается утерянным. И ладно бы просто утерянным, но как-то даже глубинное и не обсуждается. Был Перун, Купала, Дажьбог, чего вы, мол, еще хотите?
Из наших религиоведов, кажется, только Торчинов пытался смотреть иначе.

Там, где язычество уцелело (шаманизм, например), раскрывается много интересного, связанного с "глубинными" состояниями.
А там где утеряно - шумеро-аккадские мифы, славянское язычество, прах один.

Olga

  • 3
  • Сообщений: 575
    • Просмотр профиля

Антиквар
Цитировать
существовало два слоя: внешний языческий и сокрытый, в котором было признание Единого Бога.
2 слоя внешний и внутренний
 а можно то же самое  увидеть как единство в многообразии или многообразее в Едином. :-)
Цитировать
понятию Троицы, …. ………………………. форму многобожия.
Это разные формы описание « реальности». ихо

Цитировать
Египтянам было известно и о тайне смерти и воскресения Бога
Да …в египетской мифологии есть много мифов о смерти и воскрешении :-)
 Древняя Греция, Малая Азия и прилегающие страны изобиловали мистериальными религиями и священными обрядами связанными с темами смерти и воскрешения...много мистерий.
Труды Платона и Аристотеля тому свидетельство.

Цитировать
Стоит добавить, что не случайно христианское монашество берет истоки именно на земле Египта
точно :-)
ещё стоит добавить что египетские мистерии смерти и возрождения…это опытное знание …опытное переживание процесса смерти и воскрешения…когда это опытное знание каждого….то …что тут скажешь…

« Последнее редактирование: 20 Ноябрь 2012, 00:20:13 от Olga »
E-mail: breathwork.ru@gmail.com