Различать тонкие состояния само по себе просто. Все это явно или неявным образом описано в святоотеческой литературе. Для этого ум должен установиться в груди (это, правда, уже не так просто), и оттуда ему прекрасно видно, какие помыслы и откуда достигают головы. Все, что таким образом достигает, это фантазии и порождает фантазии. Все, что происходит с самим умом в груди помимо этого, это тонкие состояния. Отличить тонкие состояния от прилогов может только ум, установившийся в груди и вооруженный молитвой. Как ум это делает? Довольно просто. Он встречает все новое, появившееся в пространстве сердца, молитвой. Если это демонский прилог, то он сразу (или не совсем сразу, но) сгорает. Или ум (из любопытства и ради приобретения опыта) прямо спрашивает у этого нечто, появившегося в пространстве сердца, "кто ты?". Тогда если это демонский прилог, он сразу приобретает отчетливые и вполне отвратительные черты, далее -- молитва. Если это нечто не боится молитвы, это не прилог. Кроме того, если ничего нового и нет в пространстве сердца, а ум "ведется", то есть испытывает какие-то изменения, перемещения и пр. непроизвольно (или почти непроизвольно) для него, то это не действия прилогов, это действие Духа. Прилог ничего не может сделать уму (без его явно выраженного согласия на это). Без согласия, владычественно действует только Дух