"Психологически понятен тот скепсис, который испытывают некоторые люди при словах дьявол, сатана, бесы, демонические существа и проч. В наше время космических полетов и компьютеров современному человеку нелегко верить в то, что существуют некие таинственные и злые существа, оказывающие воздействие на человека. Дьявол демифологизируется современным сознанием, а все необъяснимое, темное и таинственное приписывается глубинам нашего подсознания или непознанным феноменам.
Тем не менее, Церковь всегда утверждала присутствие и активное действие в нашем мире злых демонических сил. Фактически Церковь никогда не формулировала этого систематически в виде ясного и четкого учения. Однако для нас имеет огромное значение то, что у Церкви всегда был опыт, подтверждающий наличие демонических сил. Попросту говоря у Церкви всегда было знание сатаны. Если это непосредственное знание сатаны не нашло своего выражения в четком и систематическом учении, то это объясняется трудностью, если не невозможностью рационально объяснить иррациональное. Однако если принятие церковного учения о злых силах трудно для рационального осмысления, для внешнего познания, то всякий ведущий внимательную духовную жизнь непременно заметит, что в его жизни действительно присутствует некоторая злая направленность, вдохновляемая как будто извне, кем-то посторонним. Зло, конечно, не имеет места среди сущностей, но оно не только недостаточность, в нем есть некая активность. Оно есть как бы болезнь, как бы паразит, существующий только за счет той природы, на которой паразитирует.
Св. Макарий Египетский писал: "Те, которые говорят, что зло является чем-то существующим в себе, ничего не знают. Для Бога нет никакого существующего в себе зла, но в нас оно действует со всей силой и ощутительно подсказывает нам все грязные желания"......"