Исихазм

Автор Тема: Любовь к врагам  (Прочитано 45966 раз)

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #270 : 13 Июль 2010, 08:40:53 »
"""А что значит "сделать доброе дело ради Христа"? Что такое "ради Христа"? Ведь часто бывает так, что к человеку мы равнодушны, но делаем ему благое дело "ради Христа"."""

Еще говорят делать ради Бога. Что это значит? Наверное, делать с молитвою.

"""Но это, думаю, не ради Христа, а ради себя. Потому что будет "душевная польза", потому что это будет покупка местечка в Царстве Небесном."""

Так и Господь говорит, чтобы собирали сокровище на небесах. Так о чем Он?

Эх, философия...
яко немощен есмь

ласточка

  • Сообщений: 92
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #271 : 13 Июль 2010, 09:30:38 »

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #272 : 13 Июль 2010, 09:31:47 »
Еще говорят делать ради Бога. Что это значит? Наверное, делать с молитвою.

А я думаю, что "делать с молитвою" это еще не значит делать ради Бога.
Делать ради Бога - это делать с любовью к ближнему. Или стремясь к этой любви. И дела и молитва наши должны быть нацелены на это.

Так и Господь говорит, чтобы собирали сокровище на небесах. Так о чем Он?

Сокровище на небесах часто понимается как местечко в раю, которое надо заработать, купить добрыми делами и молитвой.
При этом ближний рассматривается лишь как инструмент заработка или способ покупки. То есть я делаю человеку доброе дело, но сам человек мне безразличен, мне важно заработать себе местечко в раю.
Если так, то сколько бы я ни делал добрых дел - с молитвою или без - я все равно останусь тем священником и левитом, которые прошли мимо избитого и ограбленного путника. А неверующий, который сделал такое же дело из любви к человеку, окажется добрым самарянином.

ласточка

  • Сообщений: 92
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #273 : 13 Июль 2010, 09:32:39 »

Еще говорят делать ради Бога. Что это значит? Наверное, делать с молитвою.

мне кажется, что таким образом человек убирает у себя последнее пристанище "Я". "меня" "мною"   "я делаю"

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #274 : 13 Июль 2010, 09:42:39 »
Думаю что уплощение и упрощение слов "вера вместо дел да вменится" приводит как раз к внешней вере многих. Потому как многие веру понимают как обрядоверие. Хотя и внешнее благочестие ИМХО это уже тоже чтото хоть и малое но меющее потенциал перещелкнуть человека и к внутреннему. Ведь такой путь тоже имеет место быть. С другой стороны сказано же что верует не тот кто устами почитает а тот кто исполняет волю Отца. Верить ведь не значит констатировать факт существования Бога. И бесы знают что бог есть, им даже верить не надо.Однако благодати в них нет.Потому наверно и бесятся.
Отсюда возможно и понятно что значит делать Христа ради.Жизнь очень короткая.Много делается ради достижения каких то целей, тех или иных.Потом жизнь подходит к финишу и я наблюдаю как многие старики весьма горько расплачиваются за это.Потому что многое к чему они стремились оказалось прахом.И уже и сил нет поправить чтото.
Делать Христа ради значит поступать просто, по совести, и не ожидать результата или медальки или конфетки.Жизнь конечна и не такая длинная как кажется.Голым пришел голым и уйдешь.И уйдешь с тем, что собрал.Но материальное мертвое в эту дверь не проходит.А привязанность к нему вполне пролезет.Странно както, даже пусть рабы но Божие оказываются свободны.А сыны вообще на суд не приходят.Раб же греха остается рабом из за привязанности к нему.Все откроется.Августин же говорил помоему, "люби Бога и делай что хочешь".С любовью к Богу сделать чтото непотребное просто невозможно.Вот стяжать такую Любовь в сердце это уже труд.Испорчен человек грехом.Продан ему.Просто так, легкой походкой в припрыжку, думаю не получиться уйти от греха.И так как ум работает в режиме хозяина, то ему нужна система "что делать" (для начала хотябы внешняя).Вот тут и все сохранившееся в православии наследие дает огромную пользу.Ища ответы на свои вопросы находишь подсказки у с.о.Человек начинает раскрываться для Бога и сам для себя и для ближнего.Даст Бог и покаяние и изменение придет, и милость и благодать.Работа внутренняя приводит к Богу естественным путем.Но по началу от ума никуда не денешься.Гдето так мне видится.Начиная внутренний путь все равно сначала нужно уйти во внутрь извне.И Любовь идет извнутрь, причем сказать к кому она сложно,если это Любовь.На все она изливается. И на врагов, и на друзей, и на мимоидущих...Такие это хорошие моменты.Жаль только кратковременные и редкие.Ну это уже лирика  :-).
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #275 : 13 Июль 2010, 09:53:26 »
Не берусь судить, «кто получит большую награду» или кто ближе к Богу верующий без любви или неверующий с любовью. Зачем? Мне кажется, сам по себе вопрос поставлен на противопоставлен и разделении: Любовь к Богу и ближнему, вера и любовь. Для верующего в Евангелии эти понятия всегда встречаются вместе, как единое целое.
яко немощен есмь

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #276 : 13 Июль 2010, 10:05:56 »
Да Стас. Тем более что вера штука очень интимная и по внешним проявлениям трудно вообще чтото понять.Смотришь в храме на людей, видишь обрядоверие или умиление непонятное.Частенько заметно наигранное.Некоторые даже в одержимость играют.Но кто знает что там внутри сидит и когда оно выстрелит.И выстрелит ли вообще.Последнее время даже судить об этом перестал.Хотя что греха таить, иногда цепляет.Тут то и сложность, когда чтото замечаешь подобное, не выступить в роли Судьи.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #277 : 13 Июль 2010, 10:15:41 »
***Любовь ко Христу, наверное, возникает из любви к ближнему. Нельзя полюбить Христа, не любя ближнего.***
Имхо, все наоборот, Антиквар - в Любви Христовой любишь ближнего, и врага. Без нее - лишь жалкие потуги. Нудить себя конкретно на любовь...не понимаю, простите.

Да, есть люди, неверующие, но с любовью относящиеся к ближнему. Но как это происходит - по близости к совершенству их душевного устроения или потому что Господь и неверующих в Него наделяет своей Любовью, не дискриминируя, лишь бы сосуд души человека был чист, чтобы принять эту Любовь.

У иных этот сосуд сохранился в чистоте с рождения, иные чисты, потому что живут "по совести"(таких я встречал). В любом случае, они -  не "наемники" (с идеологией "барыша", "душевной пользы" и "покупки") и в этом для меня их сила. Может, так...

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #278 : 13 Июль 2010, 10:25:19 »
Я не встречал людей неверующих на 100%.
А я одного такого в блоге встретил - 100% атеист, верит только в жестко материальное. Ни в Бога, ни в черта, ни в магию, ни в суеверия, ни в приметы, ни во что. Верит в "науку" - но чтобы все "по науке" было измерено и согласовано с "академической наукой". Прошел ВОВ, очень неглупый человек. Я был потрясен - пообщался с человеком, абсолютно защищенным в своей религии неверия - как в коконе от любых воздействий и от любых аргументов. А ведь такие были раньше у нас, и немало. Я думал - это выдумки...

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #279 : 13 Июль 2010, 10:40:38 »
Это еще ни о чем не говорит. Кто знает, может и он штаны перед иконою снять постесняется....  :-)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #280 : 13 Июль 2010, 10:51:43 »
то, о чем вы говорите, может к вере вообще не иметь отношения,
а иметь отношение к родовой памяти или к обусловленности детскими воспоминаниями.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #281 : 13 Июль 2010, 11:27:42 »
***Любовь ко Христу, наверное, возникает из любви к ближнему. Нельзя полюбить Христа, не любя ближнего.***
Имхо, все наоборот, Антиквар - в Любви Христовой любишь ближнего, и врага. Без нее - лишь жалкие потуги. Нудить себя конкретно на любовь...не понимаю, простите.

Но я вот не понимаю, что значит "в Любви Христовой любишь и ближнего и врага".
Как ощутить Любовь Христову? Как самому полюбить Христа - именно Его, а не набор собственных представлений о Нем?
Наверное, это невозможно без любви к ближнему. И, наверное, штука в том, что надо найти, открыть в самом себе эту любовь.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #282 : 13 Июль 2010, 11:41:09 »
то, о чем вы говорите, может к вере вообще не иметь отношения,
а иметь отношение к родовой памяти или к обусловленности детскими воспоминаниями.

но может и иметь... к вере загнанной в далекие закоулки подсознания.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #283 : 13 Июль 2010, 13:01:08 »
Один умный человек (кстати старообрядец и крепко верующий) как-то написал, что "атеистический" посыл о том, что зло само-очевидно, а добро недоказуемо, на деле очень близок истинному, т.е. апофатическому богословию. Если подумать, то так и есть - просто фокус смещается из плоскости ведения и созерцания (когда зло является не-сущим) в практическую область. Не-существование зла становится задачей личности. И Царствие Божие понимается как процесс.

Когда говорят про "крест неверия" обычно подразумевают, что "безбожники" лишены благодатной поддержки, которую Христос дает любящим Его, а то и вообще "зря трудятся". Но когда сами атеисты говорят про этот же крест - имеют в виду то, что для них не работает стимул "кнута и пряника". То есть они (те из них, кто способен на подвиг веры) должны сразу стяжать любовь не рабскую и не наемническую, но ту, апостольскую, которая "не ищет своего". Вот вам и христианский подвиг!

Для такого дела (послужить Христу, находясь вне лона земной церкви) нужно конечно много сил. Но парадокс в том, что такие силы часто подаются. И кто скажет, что не Божий Дух подает их?
« Последнее редактирование: 13 Июль 2010, 13:34:29 от Aksuk »
р.б. Антонио

margav

  • Гость
Re: Любовь к врагам
« Ответ #284 : 13 Июль 2010, 13:10:25 »
...Где то основание на коем зиждется истинная любовь к Богу, когда сердце на очищено умным трезвением?
Потому богатый (обремененный грузом ветхости) евангельский юноша (человек духом юный, незрелый)
не способен последовать за Христом, призывающим его быть совершенным...Он прельщается, самоуверенно полагая, что сохранил все заповеди от юности своей. Исполнив лишь внешнее (не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою), он еще и не приступал к главному: люби Господа, Бога  твоего всем сердцем твоим. А значит, он не в состоянии и ближнего возлюбить, как себя самого...Тогда, дабы раскрылась самая суть, Господь предлагает заповедь, заведомо неисполнимую при том устроении, в котором находится молодой человек:  Отказ следовать новозаветной заповеди обнаруживает в этом "имении" высшую ценность для незрелой души - кумир, воздвигнутый в сердце юноши. Тем самым, он сам для себя сокрушает основу ветхозаветного Декалогия, две первые его заповеди: Да не будет у тебя других богов...Не делай себе кумира......После этого теряет ценность и смысл все то внешнее, что сохранил юноша от юности своей...
Учение Иисуса Христа и до сей поры остается многими из нас все также непонимаемо. Цель человека на земле не просто не грешить. Найдется и добропорядочный язычник, и атеист, и инославный, который от юности своей сохранил благочестие. От юности - значит с детства воспитан во внешней праведности, он может иметь врожденное смирение или кротость, не знать склонность к воровству и пьянству. Но исполняя все повеленное нравственным законом, он остается рабом ветхости, покуда не сотворит то единое, что есть на потребу. Не отягощая душу грубым грехом, человек тем самым еще не наследует Царства нетления. Такое внешнее подражание Христу моглобы привести ко спасению, не будь в беззакониих зачат любой человек, когда бы не во гресех роди мя мати моя, если бы не обреченность на Адамово наследие, если бы не врожденная поврежденность нашей природы. Каждой душе необходимо преобразиться - пережить полное перерождение из ветхого бытия в обновленное. Только такая трансформация на онтологическом уровне может возвратить способность реального соединения с Творцом в Его Царствии в вечности. Это та именно истина, которой не ведает ни одна религия мира, тот единственный верный, достигающий Неба внутренний путь "право правящих" свое спасение и право славящих своего Бога...
("Меч воина. Внутренний подвиг мирянина и инока." Н.Новиков)