Четыре стихии определяются качествами. Воздух - влажный и теплый, вода - влажная и холодная, земля - сухая и холодная, огонь - сухой и теплый. Теплота активна (мужское начало), холод пассивен (женское начало). Влажность связана с восприимчивостью, текучестью (и воспроизведением?), сухость - с устойчивостью.
Итак, стихия воздуха и воздушное (умственное, мысленное) покаяние. Воздух легок и подвижен, он стремится заполнить собой все пространство. В душевном устроении человека воздушная стихия сопряжена с мысленным миром и миром слова. Ум человека пытается проникнуть повсюду, ему нет преград...
Однако специфичность ума (современного) человека в том, что главенство взял ум рациональный. Рациональный ум характеризуется такими качествами, как сухость и холодность, в то время как качествами стихии воздуха является влажность и теплота. Рациональный ум в полной мере извращает первоначальные качества, заимствуя искаженные качества у стихии земли. И действительно, рациональный ум похож на сухую корку или пленку. А что же тогда представляют - относительно умственного мира - такие истинные качества стихии воздуха, как влажность и теплота?
Качество влажности в умственном мире представляет творческая сила мысли и слова, а качество теплоты - истинный (духовный) смысл.
На начальных этапах исповедание веры и покаяние довольно часто носят рассудочный характер. Также и первые церковные молитвы обычно характеризуются простой вычиткой правил. И в Иисусовой молитве первой ее ступенью является молитва словесная, а затем и умственная, обе обычно сухие и холодные.
Правилом Иисусовой молитвы является обретение безмолвия ума, на первом этапе возможно только на короткое время остановить мысленный диалог и прервать рассудочное мышление. В эти краткие периоды молчания пленка рационального ума начинает расползаться, и человеку на мгновения открываются скрытые доселе пространства ума и души. Более высокий ум у большинства людей по умолчанию не развит, и обычно открывается то пространство души, которое находится внизу, - это мир эмоций и страстей. Основным правилом умного делания и является схождение в этом мир эмоций и страстей ради взыскания света (огня) сокровенного сердца.
Ум, опускающийся из головы через горло в грудь, встречается с эмоциями и заимствует у них качество влажности, ибо эмоции человека, отражая стихию воды, влажны. Через встречу с эмоциями ум обретает слабые начала творческих - эмоциональных и страстных - сил. О связи стихии воды с душевными силами человека я буду говорить в следующем сообщении, а здесь скажу еще несколько слов об опасности восхождения (рационального) ума без предварительного очищения страстей.
Рациональный ум холоден и сух. В некоторых случаях ограничение на его рост может быть снято (через сублимацию), в результате чего ум начинает восходить по рациональной лестнице (он выстраивает ее сам), истончаясь и приобщаясь к более высоким духовным смыслам. Свет (тепло) смыслов наполняет истонченный рациональный ум, и он приобретает качество тепла, оставаясь сухим и бесплодным. Тепла и суха стихия огня, составляющая духовный ангельский мир. Удел же философов, псевдобогословов и гностиков, выстраивающих рациональные схемы, - вместо приобретения ангельского состояния - бесплодное постижение высоких смыслов, поскольку остаются они умом своим в искаженной стихии воздуха, не говоря о неочищенной душе и дебелом теле...
Итак, три искаженных состояния ума. Ум рациональный - качества: холодный и сухой. Ум философский и гностический - качества: теплый и сухой. Ум эмоциональный - качества: холодный и влажный.
И одно неискаженное состояние ума. Ум, обладающий творческой силой и постигающий логосы вещей, имеет качества влажного и теплого.