Исихазм

Автор Тема: Четыре стихии покаяния  (Прочитано 54934 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #15 : 30 Июль 2010, 15:35:46 »
Четыре стихии определяются качествами. Воздух - влажный и теплый, вода - влажная и холодная, земля - сухая и холодная, огонь - сухой и теплый. Теплота активна (мужское начало), холод пассивен (женское начало). Влажность связана с восприимчивостью, текучестью (и воспроизведением?), сухость - с устойчивостью.

Итак, стихия воздуха и воздушное (умственное, мысленное) покаяние. Воздух легок и подвижен, он стремится заполнить собой все пространство. В душевном устроении человека воздушная стихия сопряжена с мысленным миром и миром слова. Ум человека пытается проникнуть повсюду, ему нет преград...

Однако специфичность ума (современного) человека в том, что главенство взял ум рациональный. Рациональный ум характеризуется такими качествами, как сухость и холодность, в то время как качествами стихии воздуха является влажность и теплота. Рациональный ум в полной мере извращает первоначальные качества, заимствуя искаженные качества у стихии земли. И действительно, рациональный ум похож на сухую корку или пленку. А что же тогда представляют - относительно умственного мира - такие истинные качества стихии воздуха, как влажность и теплота?

Качество влажности в умственном мире представляет творческая сила мысли и слова, а качество теплоты - истинный (духовный) смысл. 

На начальных этапах исповедание веры и покаяние довольно часто носят рассудочный характер. Также и первые церковные молитвы обычно характеризуются простой вычиткой правил. И в Иисусовой молитве первой ее ступенью является молитва словесная, а затем и умственная, обе обычно сухие и холодные.

Правилом Иисусовой молитвы является обретение безмолвия ума, на первом этапе возможно только на короткое время остановить мысленный диалог и прервать рассудочное мышление. В эти краткие периоды молчания пленка рационального ума начинает расползаться, и человеку на мгновения открываются скрытые доселе пространства ума и души. Более высокий ум у большинства людей по умолчанию не развит, и обычно открывается то пространство души, которое находится внизу, - это мир эмоций и страстей. Основным правилом умного делания и является схождение в этом мир эмоций и страстей ради взыскания света (огня) сокровенного сердца.

Ум, опускающийся из головы через горло в грудь, встречается с эмоциями и заимствует у них качество влажности, ибо эмоции человека, отражая стихию воды, влажны. Через встречу с эмоциями ум обретает слабые начала творческих - эмоциональных и страстных - сил. О связи стихии воды с душевными силами человека я буду говорить в следующем сообщении, а здесь скажу еще несколько слов об опасности восхождения (рационального) ума без предварительного очищения страстей.

Рациональный ум холоден и сух. В некоторых случаях ограничение на его рост может быть снято (через сублимацию), в результате чего ум начинает восходить по рациональной лестнице (он выстраивает ее сам), истончаясь и приобщаясь к более высоким духовным смыслам. Свет (тепло) смыслов наполняет истонченный рациональный ум, и он приобретает качество тепла, оставаясь сухим и бесплодным. Тепла и суха стихия огня, составляющая духовный ангельский мир. Удел же философов, псевдобогословов и гностиков, выстраивающих рациональные схемы, - вместо приобретения ангельского состояния - бесплодное постижение высоких смыслов, поскольку остаются они умом своим в искаженной стихии воздуха, не говоря о неочищенной душе и дебелом теле...

Итак, три искаженных состояния ума. Ум рациональный - качества: холодный и сухой. Ум философский и гностический - качества: теплый и сухой. Ум эмоциональный - качества: холодный и влажный.

И одно неискаженное состояние ума. Ум, обладающий творческой силой и постигающий логосы вещей, имеет качества влажного и теплого.

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #16 : 30 Июль 2010, 15:53:14 »
Стоит упомянуть и о пятом элементе, который является основой для всех остальных – о пространстве. Этот элемент также является тварным и ему соответствует пятое состояние материи – волновое. Элемент пространства очень важен именно для подвижника (человека который двигается по дух. пути), т.к. если он плохо развит, то внешние объекты и обстоятельства полностью захватывают ум. Такой ум в принципе не способен пребывать в состоянии исихии. Если элемент пространства в избытке, то это тоже не очень хорошо.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #17 : 30 Июль 2010, 16:20:44 »
Предлагаю меньше обсуждать то, о чем меньше всего (опираясь  на традицию) и знаем - 5-ом элементе.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #18 : 30 Июль 2010, 16:29:02 »
Alexander, спасибо, есть над чем подумать. А пока - вопрос: современные афонцы учат, что христианину нужно стать поэтом.

То есть душа должна стать чуткой и восприимчивой и "тонкой", как у поэта.
И второе - любить, страдать, быть одержимым любовью как поэт. Жертвовать всем ради Любви.
Второе - видимо, касается больше стихии огня: по тому, что читал о подобных отношениях святых с Богом - это огненная стихия.
 
А вот первое, об обретении  чуткости и восприимчивости? Не является ли "ум, обладающий творческой силой и постигающий логосы вещей, имеет качества влажного и теплого" по сути, умом поэтическим?
В древнем понимании значения слова "поэзия", конечно.

Потому что заметил, имхо - когда в покаянии пробуждается из многолетнего "окамененного нечувствия" душа, то просыпается именно поэтическое начало, им же и напитывается ум...
« Последнее редактирование: 30 Июль 2010, 16:40:07 от прозелит »

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #19 : 30 Июль 2010, 16:53:33 »
Говорить о связи четырех стихий с умной молитвой и покаянием я буду именно в таком порядке: стихия воздуха - и "воздушное" (мысленное) покаяние, стихия воды - и водное (очищение страстей) покаяние, стихия огня - и огненное (сердечное) покаяние, стихия земли - и земное (телесное) покаяние.
Это лестница, по которой обычно идёт покаяние?...
Землю-ТЯЖЁЛОЕ, труднее всего преобразить(очистить)?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #20 : 31 Июль 2010, 11:57:25 »
А вот первое, об обретении  чуткости и восприимчивости? Не является ли "ум, обладающий творческой силой и постигающий логосы вещей, имеет качества влажного и теплого" по сути, умом поэтическим?
В древнем понимании значения слова "поэзия", конечно.

Потому что заметил, имхо - когда в покаянии пробуждается из многолетнего "окамененного нечувствия" душа, то просыпается именно поэтическое начало, им же и напитывается ум...

Да, такой ум поэтический.

Пробуждение же поэтического начала, когда в покаянии пробуждается из многолетнего "окамененного нечувствия" душа, носит порой весьма несовершенный характер, поскольку ум (будучи до этого рационально сухим и холодным) черпает влажное начало (творческий порыв) еще от неочищенных страстей, и от них же черпает теплоту. Это означает, что смысл слов (и творчества) находится в самих страстях. Подробнее буду говорить об этом в следующих сообщениях.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #21 : 31 Июль 2010, 12:00:14 »
Это лестница, по которой обычно идёт покаяние?...
Землю-ТЯЖЁЛОЕ, труднее всего преобразить(очистить)?...

Лестница и молитвы (путь ума), и покаяния (его перемены).

Земля тяжела и инертна, поэтому и изменяется (должна измениться) в последнюю очередь.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #22 : 31 Июль 2010, 14:19:41 »
Александр, я в этом профан полный, но меня смущает одно... Насколько важно такое исследование для практики? Нет ли тут некоей геменевтики (в хорошем смысле)? Вопрос не от боязни чего-то нового (забытого старого), а в ориентирах. Может что не так спросил, но.... Простите если что 8)
ПС В герменевтике я тоже профан. Как и во всем остальном. Так что - может и термины неверные говорю

margav

  • Гость
Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #23 : 31 Июль 2010, 14:28:45 »
...Насколько важно такое исследование для практики? ...

Лучше знать, чем не знать...Предупрежден - значит вооружен...

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #24 : 31 Июль 2010, 14:40:05 »
...Насколько важно такое исследование для практики? ...

Лучше знать, чем не знать...Предупрежден - значит вооружен...
Очевидно, вы правы. Вероятно, я рассуждаю с "высоты" своей "начитанности" и полагаю некоторые вещи элементарными, забывая что другие просто этим вопросом не интересовались. Найти же это в таком концентрированном виде (по себе знаю) не представляется возможным - нужно много перелопатить...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #25 : 31 Июль 2010, 16:54:31 »
Слегка почистил тему...

Hors, наш форум посвящен, в частности,  развитию ума. Что лучше (вопрос риторический): сознательное и ясное отношение или слепое и невежественное? Тем более, что в данной теме я говорю о покаянии-умоперемене, непосредственно связанной с изменением свойств души и тела.

Надо посмотреть внутрь себя и задать простой вопрос: что сопротивляется внутри новым знаниям? Обычно это страх, лень и невежество. Троица сия (своими корнями) живет в подсознании. Как ум может обнаружить корни, если он занимается оправданием плодов?

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #26 : 31 Июль 2010, 17:04:44 »
Да,я понял, спасибо. Это я такой параноик - не съехал ли модератор с темы 8) Тут ведь глаз да глаз нужен ;)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #27 : 31 Июль 2010, 18:05:18 »
Чем "летучее" стихия, тем труднее она поддается актуализации на исповеди. Огонь же вообще не поддается, потому что огонь - единственный созидатель среди остальных стихий.

  Не только не поддается...Вы только попробуйте скажите об этом, в большинстве своем: или Вам ничего не скажут обойдя вниманием,или....как мне, прилепят ярлык "прелесть".
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Aniks

  • Сообщений: 167
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #28 : 02 Август 2010, 15:16:54 »
Четыре стихии определяются качествами. Воздух - влажный и теплый, вода - влажная и холодная, земля - сухая и холодная, огонь - сухой и теплый. Теплота активна (мужское начало), холод пассивен (женское начало). Влажность связана с восприимчивостью, текучестью (и воспроизведением?), сухость - с устойчивостью.
А откуда такое определение стихий? Это Вы опираетесь на те цитаты Аристотеля, что привела iunija? Странно, почему например воздух влажный и теплый. Или огонь сухой... По мне, так стихии надо так определять:

Воздух — легкость и прозрачность
Вода — влажность и текучесть
Земля — твёрдость и неподвижность
Огонь — свет и пламя

Но, если абстрагироваться от этого и взять Вашу схему с влажностью/сухостью и теплым/холодным, то у Вас так получилось:
Итак, три искаженных состояния ума. Ум рациональный - качества: холодный и сухой. Ум философский и гностический - качества: теплый и сухой. Ум эмоциональный - качества: холодный и влажный.

И одно неискаженное состояние ума. Ум, обладающий творческой силой и постигающий логосы вещей, имеет качества влажного и теплого.
А почему неискаженное состояние ума должно характеризоваться эмоциональным пониманием (влажность=эмоциональное, тепло=понимание)? Я бы назвал такое состояние ума религиозным пониманием. А по-настоящему неискаженный ум должен уравновешивать свою эмоциональность трезвостью а понимание осознанием своей ограниченности. Тут как раз интересен пятый элемент, что упомянула iunija в своем экскурсе в натурфилософию Аристотеля — "эфир". Неискаженный ум - это когда все четыре стихии уравновешиваются друг другом, что дает перспективу и глубину — рождает новую стихию, тот таинстенный пятый элемент.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #29 : 02 Август 2010, 15:41:44 »
Aniks, нафантазировать можно что угодно, но лучше опираться на традиционную систему, описывающую элементы и качества. И находить смысл в этой системе.

Я понимаю желание ветреного ума, не разобравшись в четырех элементах, скакать на поиски пятого. Это еще один из способов профанации глубокой системы.

Aniks
***А почему неискаженное состояние ума должно характеризоваться эмоциональным пониманием (влажность=эмоциональное, тепло=понимание)?***

Наверно, потому что Вы читали мое сообщение по диагонали - и переврали...