Исихазм

Автор Тема: Четыре стихии покаяния  (Прочитано 48053 раз)

Василий

  • Гость
Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #75 : 13 Август 2010, 21:17:33 »
"Путь в землю" - подготовка всеобщего Воскресения. 
    Так землекопы уже зарываются в какой то губерне...

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #76 : 13 Август 2010, 22:14:52 »
Получается, обретение Тела Света - один из вариантов ухода из этого мира вместе с физ.телом. А задача христианского пути - преображение тела и мира.

"Путь в землю" - подготовка всеобщего Воскресения. 
Помнится, лет несколько назад тема о воскрешении была на сирота.ру. И помнится, я пришел в выводу, что каждый воскреснет в новом теле в той степени, в которой был близок Господу... Но ведь мы будем знать Любовь Божию, и... не дай Бог кому не иметь соответствующего этой Любви нового тела. Это будет ад...

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #77 : 13 Август 2010, 22:35:03 »
Получается, обретение тела света (было даже прижизненное, а не через смерть, но давно и у весьма немногих) означает, что у них шире возможности помогать заступлением после своего ухода  оставшимся здесь верующим, чем у тех "святых", кто умер без обретения тела света. Но это не переведено и дальше там неясно.Оно и к лучшему...

Замечательно, что Вы объяснили про схождение в рудники подсознания и отличие этого дела от уединенной "молитвы за мир".

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #78 : 16 Август 2010, 03:05:17 »
Alexander, скажите, на каком этапе (из описанных Вами) делатель может приступить к стяжанию Ума Христова?

Capta

  • Сообщений: 4
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #79 : 16 Август 2010, 11:58:37 »
Alexander, прозелит - спасибо за пояснения!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #80 : 17 Август 2010, 14:22:37 »
На первом этапе покаяния  (очищение умственное и словесное) попытки стяжания Ума Христова оканчиваются плачевно. Об этом я говорил, описывая поведение рационального ума, самостоятельно строящего лестницу псевдогностического восхождения. Стоит ли говорить о том, что современная философия, богословие и патрология представляют именно такой вариант освоения умственного пространства. Профессора богословия и доктора философии как рабы трудятся над первыми ступенями этой лестницы. Немногие поднимаются до середины, и лишь мистически одаренные - они обычно находятся вне современной науки - доползают до шаткой вершины, но взлететь не могут, ибо тяжелы и бескрылы.

На втором этапе покаяния (очищение эмоций и страстей) ум должен замолчать настолько, насколько может. Этот этап самый неудачный для приобщения к высоким сферам ума.  У многих людей ум с чувствами не в ладу. И лучше, чтобы пищи для ума было поменьше, а работа сосредоточилась над очищением эмоций и страстей. Иначе происходит возвращение к старой рассудочной деятельности, и первые эмоциональные чувства раскаяния, умиления и слез начинают угасать.

Второй этап можно назвать классическим. Ему посвящено огромное количество подвижнической литературы, о нем много говорят, и, как это по обыкновению водится, забалтывают и доводят до абсурда, ставя конечной целью безблагодатное покаяние в виде самоуничижения, биения в грудь и рыданий. И вот человек блажит: "Я - самый грешный", а другой вторит: "Нет, самый грешный - я..." Именно на этом этапе любые рассуждения посылаются подальше, поскольку рассудок обладает предохранительной функцией и некоторое время сопротивляется нерегулируемому и мутному выплеску эмоций.  Сопротивляющийся ум провозглашается помехой на пути спасения и усыпляется - вводится в состояние комы. В этом состоянии ум теряет свои функции и деградирует. И даже если будет пробуждено сердце, и загорится в нем огонь третьего - огненного - покаяния, то деградировавший ум уже не сможет полноценно восстановиться. И путь восхождения к уму Христову будет закрыт.

Третий этап - огненное покаяние. На этом этапе происходит становление и возмужание внутреннего младенца, и ему открывается дорога восхождения к уму Христову - при условии, что внутренний младенец был правильно сформирован и имеет собственную голову на плечах.

Если его голова (т.е. ум) была утеряна на втором этапе покаяния, то она берется из умственной (догматической и подсознательной) сферы-копилки вероисповедания или из копилки религиозных суеверий.  К примеру, можно указать на немалое число почитаемых в современной церкви старцев и стариц, которые имея подочищенное сердце, устами своими несли всяческую ахинею, заимствованную из коллективного бессознательного церкви.

К стяжанию ума Христова следует приступать на третьем этапе.  Первые два этапа являются подготовительными. На первом этапе воспитывается тишина, ровность, трезвость и спокойствие ума. На втором этапе утишенный ум не должен потерять трезвое (и уже не рациональное) видение. И ум не должен быть отброшен ввиду кажущейся ненадобности. Ментальная деятельность не отметается напрочь, но она, как минимум, не доминирует. Для человека умственного труда такое умаление ума - вещь нелегкая. Для человека с плохо развитым умом (умеренное) развитие и организация ума полезны на всех этапах.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #81 : 17 Август 2010, 17:19:31 »
У многих людей ум с чувствами не в ладу. И лучше, чтобы пищи для ума было поменьше, а работа сосредоточилась над очищением эмоций и страстей. Иначе происходит возвращение к старой рассудочной деятельности, и первые эмоциональные чувства раскаяния, умиления и слез начинают угасать.

Александр, с чем может быть связано то, что раскаяние, умиление, слезы были знакомы в "довоцерковленную эпоху", а с воцерковлением и попытками заниматься очищением страстей было много чего, но не было ни слез, ни умиления?
Является ли это симптомом того, что что-то делается очень неправильно?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #82 : 17 Август 2010, 18:02:17 »
Я больше знаком с ситуацией 90-х годов, когда обращение и воцерковление было достаточно быстрым. Это воцерковление сопровождалось глубоким раскаянием, и только спустя какое-то время начинался этап ожесточения.  Причины - и личные, и церковные. Личные - возвращение к старому образу жизни, чуть прикрытому православным гламуром. Иногда страх перед искушениями. Церковные - это родовые (коллективные) грехи церкви, которые быстро укореняются и прорастают наружу. Это и православное осуждение, и превозношение, и бытовая дебелость околоцерковной жизни, и неудовлетворенная жажда материального благополучия, и набор страхов, и сухая догматичность мышления... 

Человек отбрасывается на первый - ментальный - этап покаяния. Такой вариант, кстати,  неоднократно озвучивался у нас на форуме. Человека, начинающего молиться чуть более серьезно, настигают искушения, и он, испугавшись (а испуг заложен в родовом сознании церкви),  возвращается к словесной молитве.  Вернувшись же на первый этап покаяния, он уже не может каяться глубоко эмоционально и слезно, поэтому обращается к буквальному исполнению правил церкви, обычно становясь начетником.

Но зов земли неумолим. И тогда минуя и эмоциональное покаяние, и, тем более, сердечное (огненное), человек окунается в животное и земное существование, которое, конечно же, покаянием не является. Это или вхождение в церковный быт и заражение по полной церковными суевериями, или возвращение к светскому образу жизни с крестиком на шее и редкой церковной службой на праздники. 
« Последнее редактирование: 17 Август 2010, 18:17:02 от Alexander »

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #83 : 17 Август 2010, 18:33:47 »
Не раз наблюдал за  собой, что в случае если удается некоторое время удержать ум чистым в молитве (без помыслов), при самой незначительной «агрессии» со стороны ближних накатывают приступы неудержимой раздражительности, иногда доходящей до гнева. Попытки контроля зечастую малоуспешны, но и отпускать себя ведь тоже нельзя.

Именно на этом этапе любые рассуждения посылаются подальше, поскольку рассудок обладает предохранительной функцией и некоторое время сопротивляется нерегулируемому и мутному выплеску эмоций.  Сопротивляющийся ум провозглашается помехой на пути спасения и усыпляется - вводится в состояние комы. В этом состоянии ум теряет свои функции и деградирует. И даже если будет пробуждено сердце, и загорится в нем огонь третьего - огненного - покаяния, то деградировавший ум уже не сможет полноценно восстановиться. И путь восхождения к уму Христову будет закрыт.

Александр, значит ли это, что за усыплением следует деградация и является неизбежной? Есть какие либо способы прохождение данного этапа, так скажем, с наименьшими потерями?
Предполагаю, что многие трудности связаны с особенностями прохождения данного этапа в наше время и условиях. Есть некоторый конфликт между покаянием на данном этапе и большими потоками информации, умственный труд, требующий концентрации и внимательности, семейные заботы…

Для человека умственного труда такое умаление ума - вещь нелегкая.

Необходим отказ от такой деятельности и переход на «рукоделие», либо что-то еще?
яко немощен есмь

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #84 : 17 Август 2010, 19:10:36 »
***Не раз наблюдал за  собой, что в случае если удается некоторое время удержать ум чистым в молитве (без помыслов), при самой незначительной «агрессии» со стороны ближних накатывают приступы неудержимой раздражительности, иногда доходящей до гнева.***

Удержать ум чистым в молитве (некоторое время) удается в том случае, когда и поверхностные страсти (эмоции) уже в какой-то степени очищены и успокаиваются. А как только они успокаиваются, снимается крышка с более глубоких страстей - и они начинают выходить наружу. И появляется возможность очищать их. Чем более глубокие страсти, тем меньше помогают - в их очищении - старые приемы. Когда-то появится и возможность сходить в их глубину, а не только воевать на поверхности...

***Александр, значит ли это, что за усыплением следует деградация и является неизбежной? Есть какие либо способы прохождение данного этапа, так скажем, с наименьшими потерями?
Предполагаю, что многие трудности связаны с особенностями прохождения данного этапа в наше время и условиях. Есть некоторый конфликт между покаянием на данном этапе и большими потоками информации, умственный труд, требующий концентрации и внимательности, семейные заботы…***

Все трудности, которые встают перед нами, если мы не бежим от них, указывают на то, что нужно изменить в себе. Для того чтобы началась деградация ума, он должен быть отвергнут, заброшен и даже проклят. Если ум положен на хранение, за ним следят, не презирают его, не издеваются, не ломают (напр., слепым послушанием), то деградации не произойдет, и он будет восстановлен. Если умственный труд необходим, то он и будет поддерживать жизнедеятельность ума.

Сложности по согласованию внутреннего молчания и умственной работы преодолимы. Через согласованный ритм молитвы, молчания и умственной активности, через быстрое вхождение в активность и быстрый выход из нее, через задействование параллельных потоков ума (одна часть - более высокая - ума молча бдит, а более низкая - перерабатывает информацию).

***Необходим отказ от такой деятельности и переход на «рукоделие», либо что-то еще?***

Полный отказ не необходим. Некоторое ограничение, утишение, согласование. Желательно, чтобы были (небольшие) периоды, когда ментальная деятельность просто не нужна. Когда я говорю о "некотором ограничении", это также означает, что должны уйти и любые ментальные амбиции, направленные на самореализацию в обществе и пр. Если человек озабочен своим заработком и не способен довольствоваться минимумом, то амбиции остаются. Если человек не может прокормить семью, то он плохо организовал пространство своей жизни. И т.д. 

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #85 : 17 Август 2010, 20:40:37 »
Антиквар

Цитировать
Александр, с чем может быть связано то, что раскаяние, умиление, слезы были знакомы в "довоцерковленную эпоху", а с воцерковлением и попытками заниматься очищением страстей было много чего, но не было ни слез, ни умиления?
Является ли это симптомом того, что что-то делается очень неправильно?

  А с тем, как думается мне, что на первом этапе, как ни возьми, раскаяние, глубокое покаяние-это не твое. Просто Бог приоткрыл тебе ширму и выставил твою греховную, и "добродетельную наготу на твое собственное обозрение, от которой у тебя "волосы стали дыбом". Ну а потом эти страстные плачи потихоньку умиряются и человек начинает видеть свои поступки как соизмеримые с правильными или неправильными. Как таковое, раскаяние не на совсем покидает человека...он являет себя по временам, но ни в такой силе как по первоначалью. И это есть путь шествия духовного, пока не возродится и не восстанет в силе духовная чистота. (имхо)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #86 : 17 Август 2010, 21:42:31 »
Второй этап можно назвать классическим. Ему посвящено огромное количество подвижнической литературы, о нем много говорят, и, как это по обыкновению водится, забалтывают и доводят до абсурда, ставя конечной целью безблагодатное покаяние в виде самоуничижения, биения в грудь и рыданий. И вот человек блажит: "Я - самый грешный", а другой вторит: "Нет, самый грешный - я..." Именно на этом этапе любые рассуждения посылаются подальше, поскольку рассудок обладает предохранительной функцией и некоторое время сопротивляется нерегулируемому и мутному выплеску эмоций.  Сопротивляющийся ум провозглашается помехой на пути спасения и усыпляется - вводится в состояние комы. В этом состоянии ум теряет свои функции и деградирует. И даже если будет пробуждено сердце, и загорится в нем огонь третьего - огненного - покаяния, то деградировавший ум уже не сможет полноценно восстановиться. И путь восхождения к уму Христову будет закрыт.

Третий этап - огненное покаяние. На этом этапе происходит становление и возмужание внутреннего младенца, и ему открывается дорога восхождения к уму Христову - при условии, что внутренний младенец был правильно сформирован и имеет собственную голову на плечах.
И что же делать таким уродцам, потерявшим нить покаяния на втором или третьем этапе?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #87 : 17 Август 2010, 22:08:15 »
И что же делать таким уродцам, потерявшим нить покаяния на втором или третьем этапе?

Возвращаться к месту потери и начинать сначала. Только мало, кто может сделать так...

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #88 : 17 Август 2010, 22:59:15 »
И что же делать таким уродцам, потерявшим нить покаяния на втором или третьем этапе?

Возвращаться к месту потери и начинать сначала. Только мало, кто может сделать так...

  Александр, не выйдет самому... Это надо по попущению Божьему (не самовольно) впасть в великий грех. Вот там и находится начало.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #89 : 17 Август 2010, 23:06:06 »
Цитировать
Третий этап - огненное покаяние. На этом этапе происходит становление и возмужание внутреннего младенца, и ему открывается дорога восхождения к уму Христову - при условии, что внутренний младенец был правильно сформирован и имеет собственную голову на плечах.

 Вот именно, не то что у меня-язык на плече болтается.  :|
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.