хотя тщательно просмотрев библиотеку книгу - арх. Киприан (Керн)"АНТРОПОЛОГИЯ СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ" и сам там не нашел ... приношу свои извинения Василию на неверную наводку, и последующее необоснованную критику.. пора в отпуск...
Вы извините меня, пожалуйста. Никакого подвоха я вам не желаю. К человек по имени есть потребность обращатся. Сначала принял ваш ник за три ноля. Затем подумал, это буквы О от фио, а так как их не знаю, говорю, - Омычь.
Я в поиске нашел, -
http://psylib.org.ua/books/kipke01/ Весьма общирная работа.
Продолжаю свои размышления о душе и личности:
Душу человека по многим объяснениям богословов и обыденном представлении соотносим какой то объёмной субстанцией духовной, между телом и Богом(Духом). На мой взгляд, душа не есть промежуточная субстанция между сущностью Божественной и плотью человека, а является ДЕЙСТВИЕМ природы Господа и человеческого естества.
Человеческое естество представлено вполне материальными телесами, разумом психологией, запахами, не видимыми, но так же материальными биологическими полями. Вся совокупность природы человека материальная и создаёт собою ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ каждого человека. Человеческая природа представлена одним или множеством индивидуальностей., отвечающей на вопрос, - ЧТО. И, человек никогда бы не был личностью, если в него не входил Лично Бог Духом Своим. Единый Дух есть сущность Святой Троицы, сущность реальная и не материальная Личность всего бытия, отвечающая на вопрос - КТО. Кто в нас? Бог! Этой главной причиной по естеству Божьему, человек есть – личность(кто).
А, вот душа отвечает на вопрос - КАК. Как взаимодействует природа человеческая и природа Бога в человеке, не сливаясь и не разделяясь? Пример возьмём СОВЕСТЬ. Совесть не исходит нашей плоти и человеческой природы, напротив, совесть зачастую противостоит человеческому разуму, направляет его на мысли и поступки, не желательные для рационального ума. Совесть даже может заставить человека отвергнуть биологическую жизнь, например совершить подвиг, заранее зная о гибели плоти. И, если бы совесть происходила человеческой природой, то никогда не смогла бы противостоять вплоть до принуждению к погибели, свой источник образования. Что доказывает в нас естество Божие неслиянно, но и не раздельно действием.
Так же обстоит дело и с любовью. Она не поддаётся рациональному осмыслению и действует в человеке независимо от разумного вывода. И, не богата, и не здорова вполне и … не пара она тебе…, а полюбил, и всё тут. Все доводы ума и жития не имеют значение. Любовь в нас Божия представлена Богом, не исходит телес, и ума, не сливается с ними, а воздействует на человеческую природу.
И, вот это взаимодействие человеческой природы и сущности Божественной следует определить – ДУШОЙ человека. Так как взаимодействие происходит ограниченной индивидуальностью человека и выходит в бесконечность Господа, то и душу человека следует представлять адекватно. Душа, как фонарик, с одной стороны ограничена плотью, а с другой представлена бесконечным Огнём естества Бога, входящим внутрь фонаря. Свет не из фонаря, а в фонарь. И, когда мы грехами, чёрствостью, безразличием закрываемся от Бога, как полами пиджака захлопываем своё сердце от Огня Божественного, так сразу и теряем Свет. Внешне Бог на нас воздействие оказывает, а внутри ни духовности, не совести, не веры, нет. Мы уподобляемся животным.
Когда же в минуты радости, откровения, молитвы сердечной, печали и в горе открываемся Господу, то и уподобляемся действием (душой) бесконечности естества Его.
Душа, как взаимодействие человеческой природы и сущности Бога порождает ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУХ, отвечающий на вопрос КАКОЙ он. Какой наш дух, чего или кого мы более содержим, Духа Христова или запаха и вони плоти. Насколько открыто сердце Богу, настолько и дух наш подобен Ему. Насколько закрыто сердце чёрствостью, настолько душа ограничена, мелка, а дух наш, - душок и вонища.
Многие люди не признают природу Божества в человеке, и обвиняют в ереси равности человека и Бога. Весьма лживое обвинение, ответ которому на поверхности лежит. Не человек Бог, а Бог В человеке. Находите разницу? Холодильник в вашей квартире может быть и не ваш, а взятый на прокат или в займы. Так и в человека Бог вхож всей сущностью бесконечной,(когда мы открыты Ему)но не слиянно с нашей природой в нас находится.
"Не иди во вне, – говорил бл. Августин, – иди во внутрь самого себя; и когда ты внутри обретешь себя ограниченным, перешагни через самого себя!". И, нам откроется Господь. Посему всё добро в нас, совесть, духовность, любовь, нравственность и вера, - не наше. Всё Божье, и всё есть действие сущности Божественной, насколько мы готовы вместить своей ограниченной индивидуальностью. Насколько вмещаем, настолько и ЛИЧНОСТИ.
Взаимоотношения человеческой природы и Божественной можно соотнести рекой бесконечной огненной. Наберём из речки воды, закроем её плотно крышкой и опустим на дно. Можно ли сказать, что в банке речка (сущность Божества)? Нет. В банке вода из речки, но речка в неё не заходит. Теперь откроем банку, и уже можно сказать, что в банке речка и банка в речке. Вот так и содержит свой образ человеческий Христос. Отец(Огонь Живой) в образе, исходит из образа(
Отец во Мне) и вокруг всей бесконечностью Отец(Огонь Живой) входит в образ человеческий Христа (
Я в Отце).
Так и нам надобно для уподобления превозмочь свою ограниченность, превозмочь свою индивидуальность, быть подобными Личности Духа, впустить Его в себя и в том спасение. Ибо Бог содержит весь мир и все индивидуальности в нём. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, - часть ЛИЧНОСТИ. В том её ущербность ограниченностью, но и счастье принадлежностью к вечности.