Исихазм

Автор Тема: Суфии и Христос  (Прочитано 27583 раз)

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Суфии и Христос
« Ответ #15 : 02 Сентябрь 2013, 12:31:57 »
Относительно: для корпоративно-мыслящего вполне правильно.  :-)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Суфии и Христос
« Ответ #16 : 02 Сентябрь 2013, 17:26:13 »
Довольно давно поместил на нашем форуме суфийский текст, оказавший колоссальное влияние на всю мою жизнь.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=533.msg3736#msg3736
У меня нет сомнения, что эта поэма написана поэтом-суфием, прекрасно понимающим и принимающим Пресвятую Троицу и Господа Христа, в том числе.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Суфии и Христос
« Ответ #17 : 02 Сентябрь 2013, 18:34:09 »
Ибн аль-Араби (1165 - 1240), испанский араб из Мурсии, которого суфии называют своим Мастером Поэзии, говорит о себе:

Я исповедую религию Любви.
Сейчас меня иногда называют
 Пастухом газелей (божественная мудрость),
Иногда христианским монахом,
А иногда персидским мудрецом.
У меня трое возлюбленных -
Трое, которые в сущности являются одним;
Ведь многие вещи кажутся тройственными,
Но все это не более, чем единичность
.
Не называй ее по имени,
Ведь этим можно ограничить ту,
При виде которой
 Все ограничения рушатся.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Суфии и Христос
« Ответ #18 : 02 Сентябрь 2013, 22:35:07 »
Ибн аль-Араби (1165 - 1240), испанский араб из Мурсии, которого суфии называют своим Мастером Поэзии, говорит о себе:

Я исповедую религию Любви.
Сейчас меня иногда называют
 Пастухом газелей (божественная мудрость),
Иногда христианским монахом,
А иногда персидским мудрецом.
У меня трое возлюбленных -
Трое, которые в сущности являются одним;
Ведь многие вещи кажутся тройственными,
Но все это не более, чем единичность
.
Не называй ее по имени,
Ведь этим можно ограничить ту,
При виде которой
 Все ограничения рушатся.
:-o :-o :-o
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Суфии и Христос
« Ответ #19 : 03 Сентябрь 2013, 21:06:23 »
Я в свое время была  тоже под сильным влиянием суфизма и его поэтов и поэтому могу понять тех,  у кого  такие стихи вызывают сильные  и глубокие чувства. До Боговоплощения можно ли что-то  глубже пережить?  ведь сколько возникло  религиозных традиций под влиянием разной глубины религиозных переживаний ! Но после встречи со Христом, понимаешь, почему  Ап. Павел, бывши до встречи со Христом, преданный откровениям   иудейской традиции,  сказал:  "Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа…». Фил.3,7-15.  Я и сейчас считаю, что поэзия суфиев очень талантлива, но и опасна той прелестью, которая выдается  за передельную истину и мешает  принять Христа не как пророка,  а как Сына Божьего.

вот  в частности этот отрывок обольщает самообожествлением:( а ведь в этом и было искушение в раю!). ну как же вы, братья забыли об этом?

"И повеленья, данные векам,
Я сам расслышал и писал их сам.

И Та, кому в священной тишине
Молился я, сама молилась мне.

О, наконец-то мне постичь дано:
Вещающий и слышащий - одно!

Перед собой склонялся я в мольбе,
Прислушивался молча сам к себе.

Я сам молил, как дух глухонемой,
Чтоб в мой же слух проник бы голос мой;

Чтоб засверкавший глаз мой увидал
Свое сверканье в глубине зеркал.

Да упадет завеса с глаз моих!
Пусть будет плоть прозрачна, голос тих,

Чтоб вечное расслышать и взглянуть
В саму неисчезающую суть,

Священную основу всех сердец,
Где я - творение и я - творец."
 

Аз есмь Любовь. Безгласен, слеп и глух
Без образа - творящий образ дух.

От века сущий, он творит, любя,
Глаза и уши, чтоб познать себя".


Мы конечно  -творцы, но мы не творим словом, как Творец. У нас от замысла ( логоса) до воплощения - непростой путь и не каждое слово наше , к счастью воплощается.  Но Христос явил , что я значит Я есть Слово. Мы же только постигаем слова и как дети играем в них, порой слишком безответственно.   

Мы, конечно, по образу Божьему сотворены и поэтому в нас  отражено столько Его  черт, но в нас они относительны , а в нем  - абсолютны: У  Бога  только  - абсолютная свобода, мудрость, любовь, вечность.. У нас все это обусловлено, в первую очередь  рамками законов Его творения, так что это переживание  единства -важный этап, но не последний
« Последнее редактирование: 03 Сентябрь 2013, 21:17:33 от Повитуха »
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Суфии и Христос
« Ответ #20 : 03 Сентябрь 2013, 21:37:41 »
...вот  в частности этот отрывок обольщает самообожествлением:( а ведь в этом и было искушение в раю!). ну как же вы, братья забыли об этом?
Повитуха, приведённый Вами отрывок было бы правильно объединить с другим:

Ваш бог един? Но не внутри - вовне,-
Не в вас, а рядом с вами, в стороне.

О, ад разлуки, раскаленный ад,
В котором все заблудшие горят!

Бог всюду и нигде. Ведь если Он
Какой-нибудь границей отделен,-

Он не всецел еще и не проник
Вовнутрь тебя,- о, бог твой невелик!

Бог - воздух твой, вдохни его - и ты
Достигнешь беспредельной высоты.


Омар ибн аль-Фарид описывает опыт своего состоявшегося соединения с Единым Сущим. Это сам Господь говорит его устами, а Вы, в силу своих предубеждений, воспринимаете Господа как прелесть. Аль-Фарида уже нет в том отрывке. Вы же не обвиняете ап. Павла в прелести [странно, а почему?], когда он говорит от себя, что его, ап. Павла, уже нет, но живёт в нём Христос.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Суфии и Христос
« Ответ #21 : 03 Сентябрь 2013, 21:49:56 »
Можно добавить, что для ап.Павла встреча с Христом была именно личным мистическим опытом, а не набором исторических фактов и религиозных догм.
И ап.Павел, и суфии - люди, пережившие именно личный опыт встречи. И для ап.Павла, и для суфиев этот опыт выходил за рамки религиозных традиций - существовавших на тот момент. Рискну предположить, что и в рамки существующих ныне религиозных традиций этот опыт тоже не вмещается.

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Суфии и Христос
« Ответ #22 : 03 Сентябрь 2013, 22:25:36 »
Можно добавить, что для ап.Павла встреча с Христом была именно личным мистическим опытом, а не набором исторических фактов и религиозных догм.
Конечно! Но только  сумейте различить этот опыт  личного обращения" Павел, зачем ты гонишь Меня?" от того, что переживали суфии. Он встретил
именно того гнал от себя- Сына Божьего, второе лицо Единого в Трех лицах, а не безличного        Единого Бога Аллаха.
 Мне кажется , сто вы не различаете пока разное наполнение понимания и проживания Единого Бога:  слово- то одно, а полнота  проникновения в него может быть разная.  Для примера : и  Евклид и Лобачевский описали законы геометрии, но полнота понимания одного и тоже термина и явления ГЕОМЕТРИИ у них разная. Причем не противоположна, что важно, но   большая полнота  вмещает меньшую. Так и Христианство может понять переживания Единого у суфия, а суфий не может понять  Христа  и христианина во всей полноте
« Последнее редактирование: 03 Сентябрь 2013, 22:53:15 от Повитуха »
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Суфии и Христос
« Ответ #23 : 03 Сентябрь 2013, 22:41:35 »
Можно добавить, что для ап.Павла встреча с Христом была именно личным мистическим опытом, а не набором исторических фактов и религиозных догм.
Конечно! Но только  сумейте различить этот опыт  личного обращения" Павел, зачем ты гонишь Меня?" от того, что переживали суфии. Он встретил
именно того гнал от себя- Сына Божьего, второе лицо троицы , а не безличного Бога Аллаха.

Поскольку у меня не было подобного яркого мистического опыта, то различить я при всем своем желании не смогу. Если у вас есть такой яркий опыт и встречи со Христом и, как вы пишете, с "безличным Богом Аллахом", то вы можете говорить о различиях, и мне остается лишь принять ваш аргумент.
Если же и у вас нет такого опыта, то приходится апеллировать к мистическому опыту других, в том числе и (в первую очередь) христианских святых. В принципе, у меня вот сложилось впечатление, что этот опыт по сути ничем не отличается от того же суфийского опыта. То есть терминология, религиозное обрамление другое, но суть та же.
На самом деле я давно обратил внимание, что переживание неописуемого весьма распространено в христианском опыте очень часто,  а вот видений Христа - с конкретными действиями, словами - практически нет.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Суфии и Христос
« Ответ #24 : 03 Сентябрь 2013, 23:05:37 »
Так и Христианство может понять переживания Единого у суфия, а суфий не может понять Христа и христианина во всей полноте
Почему Вы так уверны, Повитуха, что Евклид, встретившись с Лобачевским, не смог бы найти с ним общего языка? :-) :wink:

Подлинные суфии всегда были гонимы и даже избиваемыми ортодоксальным Исламом. Суфизм потому и возник внутри Ислама, что в нём Аллах заявлен совершенно трансцендентным миру и человеку, а Суфизм как раз выстраивает личные отношения с Единым Сущим в любви и взаимопроникновениии, что, собственно и есть мистицизм.

Повторяю мысль из своего поста #16 - поэма Омара ибн аль-Фарида глубоко христианская по сути своей и целиком посвящена Святому Духу.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Суфии и Христос
« Ответ #25 : 03 Сентябрь 2013, 23:17:04 »
Можно добавить, что для ап.Павла встреча с Христом была именно личным мистическим опытом, а не набором исторических фактов и религиозных догм.
Конечно! Но только  сумейте различить этот опыт  личного обращения" Павел, зачем ты гонишь Меня?" от того, что переживали суфии. Он встретил
именно того гнал от себя- Сына Божьего, второе лицо троицы , а не безличного Бога Аллаха.

  а вот видений Христа - с конкретными действиями, словами - практически нет.

 Спасибо, Антиквар, за то что  слушали и услышали:).    Существенно:    апостол Павел не описывает  ВИДЕНИЕ Христа!  И у меня не было  никакого визионерского опыта. Это совсем иное переживание- это  именно слышание, но , опять же, не  явного слышимого  голоса ( типа звуковой галлюцинации)  а откровения в сердце. именно об этом 5 раз в день молятся и по сей день иудеи :" Шема Израэль" ( слушай Израиль). Это слышание  Бога,  но настолько явственное, что мир и время мгновенно  и навсегда разделяется на две части:  " до Христа " и " со Христом". Хотя ты при это остаешься таким же, как Моисей перед горящей купиной, стал спорить  : " Почему -я, Господи?". Потому что "СТРАШНО впасть в руки Бога живого". У суфиев - один восторг, духовное опьянение,  а страха нет. Христианство - антиномично: в нем парадоксальным образом открывается совсем иной СТРАХ Божий ( не путать со страхом Бога, который христианам так любят приписывать )  и  совсем иной опыт  Любви Божией.  И когда такое случается - ты потом этот опыт узнаешь в любом описании - в словах, вроде слов ап. Павла,... в образах  поэтических,... живописных...  И в то же время можешь увидеть, что   даже среди явных воцерковленных христиан и священников том числе, много таких, кто  такой встречи не пережил, кто пришел в Храм за покровителем, чтобы вымолить прощения за грехи.... Это первая ступень - о ней многие св. говорят . Их нельзя осуждать -  всему свое время. Одна моя такая близкая подруга вдруг однажды осознала, что 10 лет в Церкви  она жила только внешне со Христом, а в  сердце -   с  ветхозаветным страхом Бога. Но все же такая встреча может случиться, как видно из этой истории,   и в рамках следования  христианской догматической традиции- потому что Церковь - живая, пока  в ней  есть  те у кого опыт встречи ЕСТЬ, этот опыт передается,  как свет одной свечи к другой.
« Последнее редактирование: 03 Сентябрь 2013, 23:43:45 от Повитуха »
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Суфии и Христос
« Ответ #26 : 03 Сентябрь 2013, 23:31:34 »
Так и Христианство может понять переживания Единого у суфия, а суфий не может понять Христа и христианина во всей полноте
Почему Вы так уверны, Повитуха, что Евклид, встретившись с Лобачевским, не смог бы найти с ним общего языка? :-) :wink:

Подлинные суфии всегда были гонимы и даже избиваемыми ортодоксальным Исламом. Суфизм потому и возник внутри Ислама, что в нём Аллах заявлен совершенно трансцендентным миру и человеку, а Суфизм как раз выстраивает личные отношения с Единым Сущим в любви и взаимопроникновениии, что, собственно и есть мистицизм.

Повторяю мысль из своего поста #16 - поэма Омара ибн аль-Фарида глубоко христианская по сути своей и целиком посвящена Святому Духу.
Дорогой Леонид,  я не знаю  насколько глубоко совпадает наша информированность о суфизме, но практика явно отличается:) Это как раз тот  случай как с Евклидом:) Когда я ушла из суфийской традиции  у меня были учителя и посвящения  и практика (те самые зикры, который психофизически схожи с умным деланием). И когда   я пережила  ВСТРЕЧУ, только три человека отнеслись к этому хотя бы с  уважением. Ценно то, что среди них   и мой учитель сказал: "Я рад за тебя, а я  - все еще в поиске. " (!!!)Это только подтвердило, почему из всех  я выбрала именно его, а  не шейха,  с ближайшим окружением  "опытных мастеров  " с толпами учеников.  И как не старалась объяснить ему неевклидову духовную геометрию - ничего не вышло.   К стати , Лобачевский много лет тянул с публикацией, т .к. знал, что коллеги не примут и так оно и было. Не так это просто, даже в геометрии одной логики - мало:)
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Суфии и Христос
« Ответ #27 : 03 Сентябрь 2013, 23:35:58 »
да, кстати , на суфийском пути и были те переживания, которые они описывают. Но оказалось,  как сказал А. Тарковский:  " Только этого-мало"
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Суфии и Христос
« Ответ #28 : 03 Сентябрь 2013, 23:55:40 »

Спасибо, Константин, Вы привели слова человека, воистину познавшего Бога!

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: Суфии и Христос
« Ответ #29 : 04 Сентябрь 2013, 00:14:36 »
ЕДИНСТВО ЗНАНИЯ

То, чему я научился как суфий, есть нечто, чему человек не может поверить на основании того, чему его учили прежде. Вот простейшая вещь, которую необходимо усвоить в суфизме и которая является одной из наиболее трудных для рядового мышления. Это следующее:
      "Все религиозные проявления суть вариации единой истины, более или менее искаженные. Эта истина проявляется среди разных народов, которые ревниво оберегают ее, не осознавая, что данная ее форма соответствует их внутренним запросам. Она не может быть унаследована в той же форме, в силу разницы в мышлении между различными группами. Она не может быть истолкована иначе, ибо должна произрасти заново.
      Явить ее снова могут лишь те, кто способен действительно постичь ее в любой человеческой форме, религиозной или иной.
      Опыт этого постижения совсем не таков, каким его считают люди. Человек, просто считающий это верным в силу логической убедительности, и человек, познавший это в сердце, -- не одно и то же".
      Ходжа Салах ад-дин

_____

ДОСТИЧЬ СТЕПЕНИ ИСТИНЫ...

 Никто не может считаться достигшим Степени Истины, пока тысяча честных граждан не засвидетельствуют, что он -- еретик.

      Джунайд
      из Багдада

----------

СПЯЩИЙ

Пока человечество остается лишь мертвым грузом в
этом мире,
Сонное, его так и будет бросать из стороны в сторону,
как утлую лодку.
Что могут увидеть они в спячке?
Какая реальная награда или наказание возможны во сне?

Хаким Санаи
-------


      Радостен тот миг -- мы тут, в беседке, Ты и Я.
      Две формы, два лика -- душа одна, Ты и Я.
      Краски сада и пение птиц льют эликсир бессмертия,
      Лишь только мы вступаем в сад, Ты и Я.
      Звезды небес выходят взглянуть на нас --
      Мы им покажем истинную луну, Ты и Я.
      Ты и Я, где нет ни "Ты", ни "Я", сольемся в одном
      в нашем взаимном влечении;
      Ликующие, вне праздных разговоров, Ты и Я.
      Хохочущие попугаи рая будут завидовать нам --
      Когда мы будем так смеяться, Ты и Я.
      Как странно, что Ты и Я, в этом месте...
      Оба в едином дыхании, и в Ираке, и в Хоросане, -- Ты и Я.

Руми

Speak to me a word that I may live