Вопрос в одной из тем (от прозелита): есть как минимум, две полярные т.з.: первая - что надо всячески с утренней молитвой уже возгревать сердце и стремиться к тому, чтобы горение стало непрерывным. А вторая т.з. - что надо гнать от себя всякое горение, разжжение, поскольку через него удобно действовать лукавому.
Поскольку обе т.з. - имо из заслуживающих уважения источников, то, чтобы не оказаться буридановым ослом, прошу Вас высказать свое мнение...
1. Полагаю, не следует искать (придумывать) точное расположение таких точек ни слева (в районе физ.сердца), ни справа. И вот почему. В верхней части груди существует две симметрично расположенные точки (места) выхода (эмоциональных) сил, расходящихся от центра груди. Сосредоточение слева или справа может спровоцировать поток эмоций или кровяное разгорячение без какого-либо очищения сердца. Кроме того, сосредоточение слева может затронуть (и нарушить) работу сердца. Достаточно сосредоточиться где-то по центру груди (не очень низко) - и без особого напряга! (Напряжение вызывает покраснение места, на котором сосредотачиваются, с ощущением тепла, давления или легкой боли.) Для новоначальных характерно не внутреннее сосредоточение, а внешнее - с напряжением - на телесном уровне или на том, что рядом с ним. Важнее же внутреннее сосредоточение через вхождение внутрь себя, которое имеет связь со средоточением внешним, но не должно внешним сосредоточением подменяться.
2. Место сердечного разогрева воспринимаются локально - в виде точки - только на начальном этапе. По мере углубления открывается внутреннее сердечное пространство (оно не физическое), которое воспринимается большим. И снаружи уже ощущается не точка, а область, которая, расширяясь, становится похожа на чашу. При прободении сердца чаша становится потоком. Поток, возрастая, превращается в море, и физическое тело в этом море благодати субъективно ощущается очень маленьким, растворяясь до исчезновения.
3. Две полярные точки зрения - возгревать сердце и гнать от себя всякое горение и разжжение, - которые мы находим в подвижнической литературе, свое основание имеют, по обыкновению, в расколотом уме, который любит делить и противопоставлять. Вместо низкого разделения надо приподняться умом - и увидеть единство.
Сердечный огонь тонок (духовен). И его горение чисто и прозрачно: оно - невидимый свет. И может распространяться без всякого душевного (и телесного) разжжения в том случае, когда душа и тело уже очищены. Это яркий свет, и он невидим и не ощущается подавляющим большинством людей, даже и предочищенных постом и молитвой. И этот свет может зажигать и возбуждать душевный (а затем и телесный) состав человека. Душевное горение сопряжено с очищением души и выгоранием в ней грехов. И его уже легче почувствовать людям с утонченной и очищенной душой. Горение на периферии, когда душа отягщена грехами, становится ядовитым, тяжелым и смрадным. Смрадное разжжение отравляет душу человека. А почему? А потому что душа еще не омыта водой покаяния (смотрим тему "Четыре стихии покаяния"). Порядок такой: сначала душа размягчается (и расширяется), затем омывается водой покаяния, а затем уже в ней выжигаются грехи сердечным огнем. Попытка вызвать горение сердца искусственным путем (т.е. перепрыгнуть через ступень водного покаяния) приводит к чувственному разжжению, которое легко вводит в соблазн и прелесть...