Имхо, чтобы лучше понять (в таинственном смысле) разницу между умом и разумом, можно воспользоваться такой аналогией (ее напрямую нет у МИ, но она, тем не менее, у него подразумевается) Образом души является не только храм ( и прочее), но и, в частности, алтарь. Ум при этом соответствует престолу (и происходящему на нем, и тому, кто на нем священнодействует), а разум соответствует жертвеннику (с левой стороны по ходу зрения, там где сердце, если пользоваться телесной аналогией). Крест при этом (должен быть) воодружен на Горнем Месте за престолом, там где у человека животные способности души.
На проскомидии священнодействующий (разум) образно-символически воспоминает события Священной истории, священнодействуя с просфорой для Агнца. Изъявляет видимым образом согласие своей воли на совершение таинства, изымая частицу из богородичной просфоры (и воспоминая соответствующие евангельские события). Призывает на помощь сонм святых, что символизирует священнодействие с девятичинной просфорой. Все, с чем имеет дело здесь разум, это логосы Домостроительства нашего спасения, по-возможности очищенные в духе от материи, т. е. от конкретно-исторической канвы событий.
Кроме того (в широком смысле), разум здесь имеет дело с логосами происходящих ныне и имеющих происходить в будущем событий мировой истории, тоже по возможности очищенными от конкретно-исторической плоти (и особенно от пристрастий самого священнодействующего), вынимая частицы за живых и усопших, а также, возможно, частицы-прошения о событиях его собственной жизни и жизни других людей. Все это -- благодаря способности (предочищенного в Боге) разума очищать события от сопутствующей им материи
Ум как Архиерей (он же в дальнейшем Престол и происходящее на Нем), износя перед собой Слово (Имя Божие) и другие логосы-события, уготованные на жертвеннике разума, иначе говоря, Дары, совершает (открытыми через согласие воли священнодействующего вратами и в согласии с волей Божией) Великий Вход, благодаря своей способности к созерцанию -- помимо логосов -- таинственного и невыразимого. Там на Престоле, при содействии Небесных Сил, происходит превосходящее разум заклание Младенца и омытие Кровью логосов-событий мировой истории (творение ее заново), которая при этом совершает свой (малый) круг, так как Бог -- Начало и Конец истории творения
Итак, разница между умом и разумом в таинственном смысле состоит в способности разума в духе очищать логосы событий от сопутствующей им материи и в способности ума -- к деятельному -- созерцанию их, логосов, таинственной взаимосвязи. А обе способности вместе делают (должны делать) человека сотворцом Богу, то есть таким участником мировой истории, в котором, через которого и благодаря которому происходит (со)творение мира, в чем и состоял первоначальный замысел о нем