Исихазм

Автор Тема: Как начать серьёзное путешествие-освоение ума-сознания по просторам души?  (Прочитано 3650 раз)

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

В соседней ветке прочел очень взволновавшую постановку. Именно путешествие-освоение ума-сознания по просторам души, как оно начинается, какие его этапы, как на него начать обращать внимание? Что это за пространства?

Очень хотел бы перейти к серьёзному отношению (если можно так сказать не "любителя", а "профессионала") И узнать, что для этого сделать с собой, своей волей?

На самом деле об этом много говорилось на нашем форуме, однако хотелось бы более фокусированного обсуждения. Каково видение этих пространств, что про это говорили Святые Отцы?

В чем особенности их очищений-преображение?

Как начать данное путешествие, перейдя от точек промаливания к такому внутреннему движению?

Насколько я понимаю именно такое движение-путешествие и есть настоящая серьезная внутренняя молитва. Как начать к ней движение, точнее я понимаю что поведет Господь Своей благодатью, а что могу делать я сам, чтобы этому содействовать, как для этого молиться, на что обращать внимание?

Как это путешествие-освоение связано со стихиями покаяния?

Очень просил бы вдохновляющие примеры такого путешествия и собственного либо святоотеческого, направляющего, но все-таки прежде вдохновляющего

Насколько я понимаю сама встреча с Господом, степень ее полноты в разных пространствах качественно различна ... И чем большее пространство молитвенно освоено, тем большая полнота предстояния возможна, так?

Мой опыт смотрения в умственное, сердечное и чревное пространство говорит о том, что эти пространства разные, имеют как-бы разный окрас, плотность, состояние, также делятся на области...

И все-таки мне кажется есть две возможности: 1. Схождение благодатью 2. Смотрение искусственной техникой

У меня лично молитвенная проработка велась в основном из точки головы, направляя внимание в эти пространства с молитвой ... Чувствую какую-то ущербность такой практики ... Как ее сделать более правильной - не знаю???

Можно ли по аналогии входить в пространства души других людей и надо ли?
Кажется само слово пространство - это как бы какие-то зоны разной плотности, что-ли светности, они как-то связаны с внешней жизнью (по ощущениям)

Для меня это зона абстрактных-сил энергий, не связанных напрямую с моей греховной грязью и нечистотой, наверное как-то не так и не туда смотрю?

В общем думаю настало время серьезно с этим всем разбираться...  Прошу совета...

p.s.

Что можно:
1. Просто больше молиться (большее время, более внимательно)?
2. Обращать в молитве внимание на что-то особенное?
3. Стремиться постоянно искать?
4. Что-то специально изучить, освоить, понять?
5. Жить как живешь и ждать? (Что уж точно вряд ли)
6. Укрепление воли?

В общем с чего начинается серьезный подход к путешествию-освоению внутренних пространств души???
Каковы особенности их восприятия, на что в себе смотреть? Как не забывать призывать Господа из глубины этих пространств?

В какое время суток оно возможно? В любое, во время наиболее собранной молитвы, при людях в уединении? Или у кого как, как пойдет?

Как связана мысль из цитаты с началом-путешествия-освоения?
Цитировать
Евгений

Сообщений: 597

             Re: Настройка на Иисусову молитву
« Ответ #1 : 04 Июня 2010, 18:11:20 »   

Имхо, представлять (можно, но) не стоит
Разница (с точки зрения молитвы) между святыми и Христом состоит, имхо, в том, что святые нас слушают, а Христос меняет.
Святые исполняют наши просьбы, а Христос переделывает нас -- таким образом, чтобы вселиться в нас. Не Христос должен слушать нас, а мы Его. а для этого мы должны иметь соответствующий "орган слуха", место Его вселения. Поэтому и молитва в пустоту, что слушать пока нечем.
И внимание поэтому лучше держать в груди, в месте, где Он, предположительно, в нас вселяется. И не представлять, что Он там находится, потому что Его там пока и нет, а просить, чтобы "помиловал", то есть указал место Своего вселения

Как осуществлять направленное очищение себя внешнего, чтобы перейти к внутренним пространствам или это делается параллельно?

Вот такие тупые вопросы ... Но начинать то с чего-то надо...
« Последнее редактирование: 17 Ноябрь 2010, 06:25:46 от Экстрасенс »

brat

  • Гость
"Очисти прежде,- говорит Господь,-внутреннее стекляницы и блюда, да будет и внешнее их чисто"(Мф.23,26). С чего ж начинать, как не с покаяния.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Как начать серьёзное путешествие-освоен&#
« Ответ #2 : 17 Ноябрь 2010, 15:30:12 »
В соседней ветке прочел очень взволновавшую постановку. Именно путешествие-освоение ума-сознания по просторам души, как оно начинается, какие его этапы, как на него начать обращать внимание? Что это за пространства?
...

 :-) учитывая (возможно ошибаюсь но на всяк случай скажу) некоторую эйфорию и весьма благой (до чрезмерности) порыв в посте, хочется предостереч чтобы этот порыв и эта тяга не превратилась и не сместила акцент с молитвы в которой открывается постепенно внутреннее пространство на поиск внутренних пространств с вытекающими отсюда последствиями, связанными с уходом от молитвенного делания в медитативное созерцание пространств.
 "Путь в тысячу ли начинается с первого шага" кажется так.Потому начинается с обыкновенной внимательной молитвы и по возможности внутрьпребывания при молитве с отслеживанием ее внутри себя и себя внутри ее.ИМХО.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

В соседней ветке прочел очень взволновавшую постановку. Именно путешествие-освоение ума-сознания по просторам души, как оно начинается, какие его этапы, как на него начать обращать внимание? Что это за пространства?
...

 :-) учитывая (возможно ошибаюсь но на всяк случай скажу) некоторую эйфорию и весьма благой (до чрезмерности) порыв в посте, хочется предостереч чтобы этот порыв и эта тяга не превратилась и не сместила акцент с молитвы в которой открывается постепенно внутреннее пространство на поиск внутренних пространств с вытекающими отсюда последствиями, связанными с уходом от молитвенного делания в медитативное созерцание пространств.
 "Путь в тысячу ли начинается с первого шага" кажется так.Потому начинается с обыкновенной внимательной молитвы и по возможности внутрьпребывания при молитве с отслеживанием ее внутри себя и себя внутри ее.ИМХО.

Спасибо, Радион, согласен! Наверное это для меня реальная опасность ... Сами пространства могут подменить поиск Господа ...  А увлечение этим вообще поведет в другую сторону ... Т.е. получается, что само открытие постепенное, молитвенное - это нечто иное, чем смотрение?

Как их отделить одно от другого? Смотреть иногда у меня выходило, а вот открытие - не уверен?

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Думаю и верю, что не придумать лучшего начала для "путешествия" ко Христу, чем осознание своего личного Отпадения от Бога и своей неминуемой, в этой связи, вечной погибелью.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

margav

  • Гость
Да какое там путешествие...куда, зачем? о чем вопще речь?   :? Сперва стань намертво пред дверью, неустанно стучи и проси покаянно: Пусти Господи, не отринь заблудшего/ую! Особенно тогда, когда делать этого вовсе и не хочется или когда уже и не знаешь, что делать, когда через силу, через себя, через "не могу"...все равно взывай!  :cry:

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Да какое там путешествие...куда, зачем? о чем вопще речь?   :? Сперва стань намертво пред дверью, неустанно стучи и проси покаянно: Пусти Господи, не отринь заблудшего/ую!  :cry:

Скажите, какой именно смысл вы вкладываете в слово "покаянно"? Что лично для вас оно означает?

margav

  • Гость
Да какое там путешествие...куда, зачем? о чем вопще речь?   :? Сперва стань намертво пред дверью, неустанно стучи и проси покаянно: Пусти Господи, не отринь заблудшего/ую!  :cry:

Скажите, какой именно смысл вы вкладываете в слово "покаянно"? Что лично для вас оно означает?


Для меня покаянно - это с осознанием своей греховности пред Господом...

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Как начать серьёзное путешествие-освоен&#
« Ответ #8 : 18 Ноябрь 2010, 10:07:00 »
Да какое там путешествие...куда, зачем? о чем вопще речь?   :?

речь о том как - молитву превратить в приятное, но при это не лишенное хоть какого-то смысла  времяпровождение ..

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Наверное это для меня реальная опасность ... Сами пространства могут подменить поиск Господа ...  А увлечение этим вообще поведет в другую сторону ... Т.е. получается, что само открытие постепенное, молитвенное - это нечто иное, чем смотрение?

ИМХО это опасность не только для Вас но и для любого. Поиск чувственных переживаний приведет к тому, что они найдуться, и затем может последовать экзальтация, подмена, и в конце концов та самая прелесть.
Опятьже по моему мнению,молитвенное делание подразумевает и смотрение,в котором замечаются те или иные ощущения и переживания,но отмечаются и не возводятся в ранг благодати.Через них нужно проходить дальше.Как переходишь реку в брод, пока идешь - будешь и мокрым и воду почувствукшь, но цель дальше.Цветы у дороги можно созерцать проходя мимо,а можно и зависнуть на долго или навсегда, собирая цветы и плетя себе веночки.Но веночки эти будут на могилку.И суть в том что тогда сам путь останется без внимания.И все.

Как их отделить одно от другого? Смотреть иногда у меня выходило, а вот открытие - не уверен?

Трудно сказать. Проще скажу (помоему уже описывал) на примере. Визуально чувственные переживания при различных степенях молитвы и у разных людей будут субьективны и различны.Тут врятли возможна общая единая схема.У меня было видиние в нижней части живота ниже пупа 4х язв.Две из них я раскрыл по очереди "движением пальцев" и в открывшемся "мешке" "увидел" целый клубок червяков волосатых, сороканожек и прочей мелочи препротивной посреди которых сидел "рак" покрытый белесой плесенью с ногами как у паука и вместо усов присоски на маленьких щупальцах.Переживание реальности этого было 100 процентное.Зрелище тоже не для слабонервных потому как реально видишь это в себе.И ощущаешь.Это как заживо копаться в своих внутренностях.При открытии язвы я какбы осветил внутренний мрак.И вся эта нечисть начала разбегаться.Ну кто переворачивал в лесу старый гнилой пень поймет как это выглядит. :-)."Рака" же я пересилив отвращение и страх взял рукой и "выкинул от себя".Снаружи появились птицы (визуально "куропетухи с длинными шеями и квадратной головой") которые все это дело просто склевали.Вторая язва была аналогичной.До третьей и 4ой не дошел.Вот такая вот шиза :-).Улучшение здоровья было после этого на лицо.И я начал искать повтора, пока не понял что скатываюсь в магизм.То что както пережилось в молитве подменило саму молитву.Я сам начал искать эти 2е оставшиеся язвы и искать повтора переживаний.Вовремя опомнился.Последнее же переживание практически соответствует тем этапам которые хорошо описал Александр по вхождению в проблемные области.А вот глубина этого вхождения и раскрытие ИМХО дается по постепенному очищенюю ума и сердца.И субьективно может переживаться на разных этапах по разному.И у каждого по своему.Но суть передана четко.

И очень важно
Думаю и верю, что не придумать лучшего начала для "путешествия" ко Христу, чем осознание своего личного Отпадения от Бога и своей неминуемой, в этой связи, вечной погибелью.
только не рациональным умом это происходит, а в результате молитвы и в молитве.И является огромной силой для начала/продолжения/углубления делания.То есть постулат - молитва дается молящемуся и молитва молитве учит.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Да какое там путешествие...куда, зачем? о чем вопще речь?   :? Сперва стань намертво пред дверью, неустанно стучи и проси покаянно: Пусти Господи, не отринь заблудшего/ую!  :cry:

Скажите, какой именно смысл вы вкладываете в слово "покаянно"? Что лично для вас оно означает?


Для меня покаянно - это с осознанием своей греховности пред Господом...

Такое осознание еще не есть покаяние. Это сокрушение. А покаяние - перемена ума - идет уже как следствие сокрушения.
Мы очень часто подменяем понятия, а в итоге получается, что сокрушаемся-сокрушаемся, а дальше-то что? Часто оказывается, что ничего.
Но дальше-то ведь и должно начинаться наше деятельное покаяние: другое отношение к себе, к людям, к событиям.
« Последнее редактирование: 18 Ноябрь 2010, 11:02:30 от Антиквар »

brat

  • Гость

Насколько я понимаю именно такое движение-путешествие и есть настоящая серьезная внутренняя молитва. Как начать к ней движение, точнее я понимаю что поведет Господь Своей благодатью, а что могу делать я сам, чтобы этому содействовать, как для этого молиться, на что обращать внимание?

"В общежитиях Пахомия Великого, произведших возвышеннейших деятелей умной молитвы, каждого вновь поступающего в монастырь, во-первых, занимали телесными трудами под руководством старца в течении трех лет. Телесными трудами, частыми наставлениями старца, ежедневною исповедию внешнней и внутренней деятельности, отсечением воли обуздывались страсти могущественно и быстро, доставлялась уму и сердцу значительная чистота. При упражнении в трудах преподавалась новоначальному соответствующее устроению его делание молитвы. По истечению трех лет требовалось от новоначальных изучение наизусть всего Евангелия и Псалтыри, а от способных и всего Священного Писания, что необыкновенно развивает устную внимательную молитву. Уже после этого начиналось тайноучение умной молитве: объяснялось оно обильно и Новым и Ветхим Заветом".
Иначе, какое-либо движение-путешествие, будет плаванье без руля и ветрил с последующим кораблекрушением.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Ну, Брат, тогда без общежитий Пахомия Великого никуда.Зачем нагонять столько туману и загадочности о тайноучениях.Слава Богу святоотеческое наследие есть.А так подходить к вопросу - наглухо застрять на старте.Я не согласен с таким подходом.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

brat

  • Гость
А так подходить к вопросу - наглухо застрять на старте.Я не согласен с таким подходом.
"В последние времена тесный путь оставится почти всеми, почти все пойдут по широкому. Из этого не следует, что широкий потеряет свойство вводить в пагубу, что тесный сделается излишним, ненужным для спасения. Желающий спастись непременно должен держаться тесного пути, положительно завещанного Спасителем".
 Помогай вам Бог, брат Родион.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Как начать серьёзное путешествие-освоен&#
« Ответ #14 : 18 Ноябрь 2010, 15:45:26 »
И Вам, Брат.Только вот если ждать когда появяться тайноучители помоему дело не благодарное.И коль нет сейчас общежитий таких,тоже не беда.Как бы не хотелось чтоб они были.И тесный путь есть.И идти (искать) его приходится самому и с помощью такихже.Просто в цитате описан один из способов обучения молитве.Но он не единственный.Было бы желание учиться и искать.Желание Бога.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.