Исихазм

Автор Тема: Слова ободрения на пути умного делания -о. Матта аль-Мескин  (Прочитано 26825 раз)

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Alexander, спасибо!
Всё прямо в точку.
Этапы духовной сухости неизбежны. Считать их причиной какую-то допущенную ошибку не правильно. Мнение о долгом оставлении благодати при совершении (случайного) неправильного действия идет от гордости и слепости на море собственных недостатков, которые остаются и при видимом присутствии Духа. Благодать отходит - недостатки просыпаются.
Такого мнения особо не было, так как грехов и страстей было и есть достаточно. И всегда было понимание, что всё давалось даром.
В данный момент есть такое ощущение, что всё, кроме духовной жизни, резко охлаждает. Т.е. есть некая теплота (как бы не Благодать) духовной жизни, но на самой грани. Чуть в сторону - и опять любое делание неимоверно трудно.
Проработка низовой части души - этап архидолгий, и духовная сухость лишь одна из неприятностей на этом этапе. Есть и другие неприятности.
Очень хотелось бы услышать и про них.
В последнее время увеличилось кол-во "странных" искушений и болячек. Хотя немного ранее уже посчитал, что они уже сошли на нет. Видимо, признал себя уже в мере смирения. :-(
Иногда приступы маловерия достигают выплесков мерзостей из адских глубин... очень жутко.
Можно назвать две основные причины духовной сухости. Первая: силы низовой части души не выдерживают долгого действия благодати.  Огонь Духа их просто взрывает. Отсюда и необходимость долгой проработки, чтобы не произошло катастрофического обрушения. Вторая: благодать Духа кардинально изменяет восприятие, то, что раньше ублажало, становится скучным, сухим... пустым. И тогда ветхий мир проходит серой тенью. Жизнь наполняется благодатью Духа, а Дух не приходит в полноте, пока не подготовлена низовая часть души для Его восприятия. 
Да, некое движение Благодати, вполне вероятно, что и совсем небольшое, вызывало расслабленность и приступы душевного сладострастия. Когда начал пытаться отсекать молитвой такие движения, постепенно пришла относительная ровность. Но стало ничего не интересно. И не уныние, но и всё как по плану, на автомате. Дом, семья, молитва, работа... Иногда даже хочется "расслабится", а нечем... Всё стало приносить ещё большее охлаждение. Причастие, молитва, чтение Библии, Отцов, Псалтири немного и ненадолго "разогревают", но далеко не так как раньше. Чем ещё можно "согреться"? Или просто терпеть?
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Neovit, Грация, и вам спасибо!

Neovit, всё так, смиряет это период несравненно с остальными вещами. Сужу по зависти, осуждению и прочим вещам. Но у Вас ключевое слово - вера, а её иногда почти совсем не бывает. Когда она теплится - всё слава Богу, когда она охладевает.... очень страшно тогда. Особенно нападает страх смерти. Отчётливо и на "практике" теперь стало понятно, что и вера - Дар Божий.

Тоже думаю, что немалую роль в испытании богооставленности играет наше собственное представление о том, каким должно быть действие благодати. 
Ну почему представление... у всех есть личный опыт.
Зачем мне взрыв бомбы, если каждый день приносит новый дар?!  А взрыв я могу и не выдержать… Разве осознаю и понимаю я до конца то, о ЧЕМ на самом деле прошу Бога в молитве?!
Грация, уже далеко от жажды блаженства, от желания взрывов (хотя кто не желает Благодатных ощущений, и это желание - одно из двигателей к Богу) особенно в некоем будущем. :-) Здесь бы совсем не стать "трупом".
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Зачем мне взрыв бомбы, если каждый день приносит новый дар?! 

путь ветхого сознания лежит примерно в такой динамики, или полность сухой закон или нажраться "в сопли", до валяния в грязи, и часто такой образ действия переносится и на восприятие благодати...если штырит, то хорошо, а коль не штырит то беда, надо чтоб все крутилось вертелось, прыгало бегало внутри, вот подлинная жизнь иной нет...
С ровностью ничто не происходит и вней происходит главное, подобно острому ножу, медленно в тиши, срезаются ветхие пласты ума. Ровность это и направление сил к собранности, мирности, это уход от раздрыганности, раскорячности и брыжжанию сил души. Ровность, мягка она же тверда, ровность тепла и напротив неё может вставать и давищий холод, и часто гонясь за тем что на нас напирает мы забываем и отпускаем нежные руцы ровности и вплетаемся в круговорот тщетных борений...и часто за словами как мне себя разгоречить, стоит как мне себя раздрючить, раскарячить, разшугать свои сил и тут нам более мило это брожение души, в ней мы находим сокровища для тленных услаждений, здесь мы может поумиляться от своих навинченных страданий подрыгивая чахлым кулачком ума говоря о своем делании, а на самом деле околоделанием, суетой ума и сердца. Мы привыкли из всего сосать, высасивать силы только бы хапнуть да затащить, закрутить к себе, никак не желаем двигать усилием ума, продвигаться и спускаться в мирную глубину, удолитворяемся и жаждем внешных  своих пафосных мечтаний о себе, делании и Боге...но Господь, Бог мира и к мирности ведет душу и если человек не упирает ум в ровное устремление к Богу, то выходит в строптивое брыкаение и противится силе Господа...приход новой жизни знаменуется смертью старой, но человек бежит от этой смерти чтоб не стать трупом и не хочет он понять что уже давно труп терзают орлы, старасти, внешний мир.
« Последнее редактирование: 12 Июнь 2014, 12:55:27 от veresk »

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Здесь бы совсем не стать "трупом".

Представление складывается из наших воспоминаний о прошлом опыте (своем или чужом), а также из мечтаний о будущем опыте. Но представлять действие благодати не получится, его можно только переживать… в настоящем… Страх и не желание быть «трупом» вынуждает сознание жить либо прошлым, либо будущим, вынуждает не слушать голос истинной души, а слушать свое эго. Эго – это сосуд для души. Ум, внимательно рассматривая этот сосуд, различает в нем  верх и низ, право и лево, прошлое и будущее. Например, прошлое видится как рай, настоящее – как ад, а будущее – неизвестно. Или другие варианты. У каждого по-разному может быть… Или же, к примеру, низ – это подсознание, а верх – это Бог. Но внимание ума должно быть привлечено не этим сосудом, а тем, что его наполняет. И тогда понятия времени или пространства: верха-низа, ада-рая, прошлого–будущего…растворяются. И растворяется эго... Истинная душа живет настоящим. Надо с ней искать связь в первую очередь, а она приведет человека к Богу!

Искать Бога можно и в своих мечтаниях или воспоминаниях. Чаще всего так и ищут. Но искать свой потерянный образ Божий – это значит, освобождать душу из плена времени. Искать этот образ там, где он томится и возвращать. И если он страдает в аду (в прошлом), то надо спускаться в ад… ,а если он вдруг завис в небесах (в будущем), то надо идти и вызволять его и оттуда..)) Искать, освобождать и возвращать в реальность... 

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Проработка низовой части души - этап архидолгий, и духовная сухость лишь одна из неприятностей на этом этапе. Есть и другие неприятности.
Очень хотелось бы услышать и про них.
В последнее время увеличилось кол-во "странных" искушений и болячек. Хотя немного ранее уже посчитал, что они уже сошли на нет. Видимо, признал себя уже в мере смирения. :-(
...
 Чем ещё можно "согреться"? Или просто терпеть?

Да, телесные немощи - с хронью и рецидивами. Иногда "странные" болячки. Атаки на уровне ума и чувств, временное "отнятие" ума (его способностей), погружение в болота депрессий и пр.  Это на личном уровне. Соответственно, на общественном - неурядицы и даже гонения, то же и на родовом плюс страдания близких. И это все по отдельности или в наборе.

Долготерпение - важное качество. Оно нарабатывается.  Согреться - на уровне эмоций - удается все меньше, поскольку работа лежит глубже. Появляется неколебимая уверенность, подтверждаемая опытом... при осознании своей полной никчемности.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Препятствия в молитвенной жизни встречают как начинающие, так и опытные молитвенники.
-   духовная сухость
-   духовная апатия
-   потеря цели молитвы

Rada, а нет ли у вас перевода раздела "потеря цели молитвы"?

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Цитировать
Долготерпение - важное качество. Оно нарабатывается.  Согреться - на уровне эмоций - удается все меньше, поскольку работа лежит глубже. Появляется неколебимая уверенность, подтверждаемая опытом... при осознании своей полной никчемности.

Владимир, к этим верным словам Александра добавим немного из прп. Исаака:

"Малое облако закрывает круг солнечный, и солнце после облака особенно греет. И малое уныние потемняет душу, но после него бывает великая радость".

В стиле ЖЖ добавлю еще:
Нелепо было бы унывать от того, что облака затмили солнце и стало холодно. Ведь мы верим, что облака рано или поздно развеятся, пройдет зима и наступит благодатное лето. В это верим, потому что имеем опыт смены воздухов.
Но когда еще нет опыта изменений в области смены духов, то появление сухости, апатии и потери цели молитвы, помрачение ума и молитвы, холодности и т.д. порождают сомнения.

Нелепо было бы думать, что облака закрыли солнце из-за наших ошибок и что наши умственные и волевые усилия могут изменить течение облаков и периоды холодов. ибо мы смиренно понимаем свою ничтожность в этих процессах и просто долготерпеливо ждем изменений.

Но почему же тогда, будучи готовы смиренно и терпеливо ждать в мире видимом, мы превозносимся мнением о себе и нетерпеливы в мире невидимом? Ответ прост - отсутствие опыта, порождающего веру. И для того, чтобы вера наша укрепилась, нам и дается опыт изменений, порождающий неколебимую веру, что за омрачением души последует великая радость. А вслед за великой радостью следует ждать ... искушений и изменений.

LuckyKOT

  • Сообщений: 25
    • Просмотр профиля

Спасибо за переводы. Между строк чувствуется величие духа писавшего и огромный опыт практики.
Про духовную сухость просто великолепно написано.
Страдаю попеременно этим делом, для меня это очень актуально, еще раз - благодарю  :-)   
 
Из СОКРОВИЩ ВСПОМИНАНИЯ Джалал ад-Дина Руми про духовную сухость.
перевод Леонида Тираспольского

Цитировать
Когда ощущение духовного сжатия овладевает тобой,
о путник, это для твоего же блага.
Пусть не сжигает тебя скорбь,
ведь в состоянии расширения и ликования
ты растрачиваешь.
Этот энтузиазм для равновесия требует дохода в виде боли.
Если бы всегда стояло лето,
иссушающий жар солнца сжег бы сад до корней вглубь земли.
Увядшие растения никогда бы не зазеленели вновь.
У декабря - кислое выражение, но он полон доброты.
Лето смеется, но, тем не менее, разрушает.
Когда приходит духовное сжатие,
узри в нем расширение;
возрадуйся и не хмурься.

Наблюдай за свойствами расширения и сжатия
в пальцах твоей ладони:
после сжатия кулака наверняка приходит разжатие.
Если бы пальцы всегда были сжаты или всегда разжаты,
их владелец стал бы увечным.
Твое продвижение направляется этими двумя свойствами,
они необходимы тебе как два крыла - птице.
Еда, чтоб набить полный рот, -
дар любого плодоносящего древа,
но дар горла - от одного только Бога.
Он наделяет горлом тело и дух;
Он дает подходящее горло каждой части тебя.

Руми
Люди по рождению все безымянны, а потому все они вместе представляют одно безымянное единство.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Да, телесные немощи - с хронью и рецидивами. Иногда "странные" болячки. Атаки на уровне ума и чувств, временное "отнятие" ума (его способностей), погружение в болота депрессий и пр.  Это на личном уровне. Соответственно, на общественном - неурядицы и даже гонения, то же и на родовом плюс страдания близких. И это все по отдельности или в наборе.
Вообще стало казаться, что ранее видимые закономерности перестали «работать». Хотя Промысел не возможно не видеть, особенно после чего-либо происшедшего.
Александр, как то попадались Ваши слова о пересыхании чувств от неправильной молитвы. Может быть здесь взаимосвязь с периодом сухости, точнее даже подмена?
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Neovit, хорошие слова.
Может ошибаюсь, но Вы, вереск и Грация говорите о немного другом периоде. Период между первой призывающей Благодати и для большинства людей
последним периодом затяжной сухости. Когда действительно, имеют место быть резкие смены и перепады. Но в этот период, температура на градуснике духовной жизни очень длительное время почти не колеблется, и находится, по личным ощущениям, около нуля.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Neovit, хорошие слова.
Может ошибаюсь, но Вы, вереск и Грация говорите о немного другом периоде. Период между первой призывающей Благодати и для большинства людей
последним периодом затяжной сухости. Когда действительно, имеют место быть резкие смены и перепады. Но в этот период, температура на градуснике духовной жизни очень длительное время почти не колеблется, и находится, по личным ощущениям, около нуля.
Владимир, резкие смены даются тем, кто еще не способен к долготерпению, а длительные даются возмужавшим в терпении и вере.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Думаю, чтобы не было сухости, нужно по чаще восхищаться  промыслом Божьим в мире,подмечать Его проявления.То есть, из этого питать свою веру в Него. Постоянно быть готовым удивляться Ему и восхищаться Его благостью. Тогда ты меньше будешь зациклен на себе, и будешь СВОБОДЕН для восприятия благодати.
Храни вас Бог!