Суть Православия надконфессиональна. С радостью соглашаюсь и со «вне», хотя тогда уже сложно продолжать называть Православную Церковь как принято – одной из христианских конфессий. Глубина открывается при верном ракурсе зрения. Как и везде, как и во всем – ведь Бог везде и во всём. Внешние упорядочивание и традиция станут помощниками и благословением тем, кто проживает это опытно в посвящённой Единому жизни, и Он определит их значимость и причину и цель во времени, и успокоит.
Иисусова молитва (или иная милость Божия) может опуститься в неочищенное сердце и попалить его любовью… Но в дальнейшем будет уже самообманом считать, что Литургия Творцу будет служиться помимо или в содействии с не вычищенным "гнездом".
Господь может допустить на вектор постижения ума Христова; так, что направленному к Единому и цельному рассудком, ему открываются несоответствия Откровению в церкви…Но после будет само(если не бесо)обманом считать, что Церковь тебе не нужна; партикуляризм, в подавляющем большинстве своем, штука сугубо бесовская, на этой же почве секты и ереси цветут.
По словам Господа, учениками Его становятся предузнанные Отцом. Потому глубокое наследие св.о., как и желание познания Божественной науки в принципе, не может быть стимулировано извне, как и нерадение в этой части не вылечишь какими-либо сторонними рецептами. Только по внутреннему побуждению. И, как уже выше заметили, характера обязательности для спасения не имеет. (имхо)