Исихазм

Автор Тема: Канон Андрея Критского  (Прочитано 21394 раз)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #60 : 16 Март 2011, 16:34:50 »
Если Господь еще не сподобил пережить этих чувств, то подталкивание может создать эффект некого внушения...
Этот эффект может возникнуть и от многого другого...а вымучать благодатные чувства нельзя...зато можно оттолкнуть, не узнав...
но в прилюдное озвучивание личных духовных переживаний (которые являются личным подарком от Господа) легко вплетается элемент тонкого тщеславия... лучше молчать...лучше уж прослыть душевным, или даже внешним, чем ненароком  отпугнуть благодать... :-)
Тщеславие может...как и гордость...может распирать даже при мытье туалетов :-)...
Этот форум...мню :-)...существует как раз для обмена опытом...ну не для флуда же :-)...
И какой же? Интересно, совпадает ли наша внутренняя оценка с тем реальным духовным состоянием, в котором мы пребываем...
Другой...а какой не знаю :-)...просто я помню КАК тогда реагировал на помыслы...сейчас НЕ ТАК...сейчас, я пришёл в УЖАС :-)...от того что сочетался с ними...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #61 : 02 Март 2012, 02:17:24 »
Цитировать
Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия; аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися.
[Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит указанием, душа моя, на восхождение делами, на возвышение разумом; поэтому, если хочешь жить в деятельности и в разумении и созерцании, то обновляйся.]
(Быт. 28, 12)

Зной дневный претерпе лишения ради патриарх, и мраз нощный понесе, на всяк день снабдения творя, пасый, труждаяйся, работаяй, да две жене сочетает.
[Патриарх по нужде терпел дневной зной и переносил ночной холод, ежедневно сокращая время, пася стада, трудясь и служа, чтобы получить себе две жены.]
(Быт. 31; 7, 40)

Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится.
[Под двумя женами понимай деятельность и разумение в созерцании: под Лиею, как многочадною, - деятельность, а под Рахилью, как полученной через многие труды, - разумение, ибо без трудов, душа, ни деятельность, ни созерцание не усовершенствуются.]

Хотел бы разрешить свое непонимание.

Что здесь значит "разумение в созерцании"? Деяние и деятельность – это говорится здесь об исполнении заповедей, что предшествует созерцанию?


и эти строки не могу вполне осмыслить:

Цитировать
Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити. [Изобрази, душа, Моисеев жезл, поражающий море и огустевающий глубину, в знамение Божественного Креста, которым и ты можешь совершить великое.] (Исх. 14, 21-22)

Кто прокомментирует? Если возможно дать параллельные ссылки на с.о. (по Вашему мнению), буду признателен.
« Последнее редактирование: 02 Март 2012, 02:34:30 от прозелит »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #62 : 02 Март 2012, 02:19:36 »
вот, по пути нашел статью.  :-)
Еще не читал, но, похоже, интересная:

http://azbyka.ru/molitvoslov/ignatija_mesto_velikogo_kanona-all.shtml

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #63 : 02 Март 2012, 02:33:54 »
а вот на эти строки – не устаю любоваться, до того восхищают:

Бди, о душе моя, изрядствуй якоже древле великий в патриарсех, да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении, и будеши великий купец.
[Бодрствуй, душа моя, будь мужественна, как великий из патриархов, чтобы приобрести себе дело по разуму, чтобы обогатиться умом, видящим Бога, и проникнуть в неприступный мрак в созерцании и получить великое сокровище.] (Быт. 32, 28)

Хотя... "деяние с разумом" здесь переводится как "дело по разуму". Так ли это?

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #64 : 02 Март 2012, 04:15:31 »
Для меня чтение Канона - одна из самых потрясающих служб. Когда услышала впервые, даже не помню, как стояла и куда падала, а смысл раскрывался как по волшебству (хотя потом знающие люди пытались доказать, что так не бывает). С тех пор регулярно перечитываю, каждый раз находя новое и великое. Не знаю, возможно это и странно, но вижу там именно восхождение в Небо, а никак, никак не отчаяние. Видимо дохожу до такого состояния, когда именно плач, униженность и видение мерзости своей говорят о реальности восхождения, тут самый нерв христианской аскетики, имхо.
And death shall have no dominion

Молчащая

  • Сообщений: 839
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #65 : 02 Март 2012, 09:53:42 »
Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет...
для меня сначала самыми потрясающими были именно эти слова
Страшно впасть в руце Бога Живаго!
Что сотворите одному из малых сих, то Мне сотворите!

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #66 : 02 Март 2012, 12:47:27 »
Не знаю, возможно это и странно, но вижу там именно восхождение в Небо, а никак, никак не отчаяние. Видимо дохожу до такого состояния, когда именно плач, униженность и видение мерзости своей говорят о реальности восхождения, тут самый нерв христианской аскетики, имхо.
А кто видит отчаяние в богословии этого канона? :?

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #67 : 02 Март 2012, 16:59:37 »
А кто видит отчаяние в богословии этого канона? :?
Смотрите первую страницу этой темы.
And death shall have no dominion

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #68 : 02 Март 2012, 17:17:11 »
Да, понял, спасибо. Не стал создавать новую тему, нашел эту и добавил свой пост...
То письмо, что цитирует Питирим в начале темы?
"я погиб, но есть надежда, что Бог может меня помиловать"
Все читают одно, но зрят разное. Я этого в каноне в упор не вижу, Вы – видимо, тоже.

***

Все же хотел бы, чтобы ответили на мои вопросы и недоумения по канону.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #69 : 02 Март 2012, 17:43:25 »
Цитировать
а под Рахилью, как полученной через многие труды, - разумение
Опыт...когда много раз делаешь появляется опыт...созерцание даёт свой созерцательный опыт...или опыт созерцания...т.е. не привнесенная извне информация...а свой опыт наработанный своей шкурой...
Писал интуитивно, может и чушь :-)...
Цитировать
Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити.
Не понял что непонятно :-)...по этому напишу от фанаря :-)...
Жезл Моисеев, Крест--символ Силы...Сила даёт много возможностей душе...на аспида наступать и т.д...
Упование наверное образ\чувство Крестной Силы в душе...
Ой чёт мне кажется я дурь написал :-)...ой чевота я баюся :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #70 : 02 Март 2012, 17:46:25 »

Хотя... "деяние с разумом" здесь переводится как "дело по разуму". Так ли это?
Однозначно нет...Патриарх искал не хобби :-)...а деятельность и созерцание...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #71 : 02 Март 2012, 17:59:19 »
Видимо дохожу до такого состояния, когда именно плач, униженность и видение мерзости своей говорят о реальности восхождения, тут самый нерв христианской аскетики, имхо.
Ах :-)...Завидую я плаксам :-)...св.Григорию Палама завидую :-)...
Да наверное самый нерв...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #72 : 02 Март 2012, 19:46:02 »
хорошо, попробую сказать о том, что смутно понимаю и чего не понимаю...

Цитировать
Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити. [Изобрази, душа, Моисеев жезл, поражающий море и огустевающий глубину, в знамение Божественного Креста, которым и ты можешь совершить великое.] (Исх. 14, 21-22)
Стань душа подобна жезлу Моисееву – "ударь" море помыслов и "огусти глубину" низовых страстей во чреве.
Возможно, так...

Но что значит здесь – "во образ Креста" (в переводе – в знамение)?
ТИПВ говорит:
"Крест дан нам в качестве знамения на челе, как обрезание — Израилю"
Но жезл – во образ Креста? Не понимаю. Туман...

Почему жезл моисеев вообще привязывается ко Кресту?

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #73 : 02 Март 2012, 20:19:43 »

Но что значит здесь – "во образ Креста" (в переводе – в знамение)?
ТИПВ говорит:
"Крест дан нам в качестве знамения на челе, как обрезание — Израилю"
Но жезл – во образ Креста? Не понимаю. Туман...

Почему жезл моисеев вообще привязывается ко Кресту?
"Моисеов жезл воображай, душе,...................: имже можеши и ты великая совершити."
Им же...т.е. Силою Божиею...можешь и ТЫ великая совершити...
Мне кажется ты пытаешься копать СЛИШКОМ глубоко...и не находишь...ускользает...
Может быть по тому что вЕдение даётся не тогда когда мы своим произволением наморщиваем разум :-)...а ТОЛЬКО тогда, когда хощет дать вЕдение Бог...

Ну...мне понятно твоё желание...я сам такой :-)...

И ещё...Жезл Моисеев...Крест...Сила Божия...да какая разница...имеется в виду одно и то же...Высшая Сила...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #74 : 02 Март 2012, 22:42:06 »
Мне кажется ты пытаешься копать СЛИШКОМ глубоко...и не находишь...ускользает...
Может быть по тому что вЕдение даётся не тогда когда мы своим произволением наморщиваем разум :-)...а ТОЛЬКО тогда, когда хощет дать вЕдение Бог...
Ну...мне понятно твоё желание...я сам такой :-)...
И ещё...Жезл Моисеев...Крест...Сила Божия...да какая разница...имеется в виду одно и то же...Высшая Сила...
Да, это так. Надо помолиться о ведении...дело не втом, что ускользает нечто теоретическое...нет. Словно ускользает практически очень важное, что Андрей Критский советует делать, а неведомо что и как...

Жезл Моисеев...Крест...
вот, нашел:
Цитата: ТИПВ
Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифа, посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей перемененными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначали жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший;

Цитата: Андрей Критский Слово на Всеславное Воздвижение Креста
Силу Креста предозначал и жезл Моисея, обращенный в змия, который одержал победу над жезлами Египетскими, пожрав их, а для Египтян обратил в кровь воды речныя, чтобы оне не могли быть годными для пития. По мановению жезла Моисеева явились из вод жабы, налетела саранча, воскипели скнипы, распростерлась осязаемая тьма, и все прочия казни постигли Египтян (Исх. гл.7 и сл.). Тот же Моисеев жезл был образом Креста, когда Моисей разделил жезлом Чермное море - сюду и сюду, и раступившияся воды составили для него и для народа стену одесную и стену ошуюю (14:21.22).
А в каноне – сокращенное изложение этих слов. Теперь понятнее связь...

Мда. Если понимаешь, что несведущ в с.о., надо хотя бы уметь элементарно пользоваться поиском, увы мне ))
Слава тебе, Боже!

спасибо, mirnestranik :-)