Несколько мыслей об исихазме.
Первое. Исихазм есть особое молитвенное делание.
Молитва - это открытие человеком двери, в которую стучит Творец, то есть самораскрытие человека перед Богом, для Бога.
Следовательно, исихазм – особый способ самораскрытия человека перед Богом для того, чтобы пустить Его внутрь, в своё сердце (от себя замечу: и не только в сердце).
Второе. Особенность исихазма заключается в том, что молитва связывается с дыханием (Иоанн Лествичник, Исаак Сирин и др.) Для неё также создаются и другие условия, как то тихое уединённое место, полумрак, низкая скамеечка, особое положение тела (Григорий Палама и др.). Все перечисленные условия есть условия вхождения в состояние транса. Наблюдение за дыханием всегда вводит в транс (см. опыт буддистов, йогинов и т.д.). Таким образом, исихазм представляет собой Иисусову молитву, совершаемую в состоянии транса. Глубина транса может быть различной в зависимости от внутренних и внешних условий. Например, можно входить в транс, бегая трусцой.
Третье.
Исихазм – высшая форма молитвы. Почему высшая? Наверное потому, что наиболее коротким путём приводит христианина к его жизненной цели. Целью жизни православного является стяжание Духа Святаго или теозис, обожение, преображение вслед за Христом, что, по сути, одно и то же.
Четвёртое.
Как совершать исихазм, чтобы достигнуть цели христианской жизни? С каким намерением приступать к нему? На что обращать внимание? Сама Иисусова молитва даёт ответ на этот вопрос. Нужно:
а) раскрыться перед Богом;
б) призвать Бога;
в) предоставить себя Богу и его нетварным энергиям;
г) дать нетварным божественным энергиям совершить внутри нас необходимую работу по нашему преображению;
д) всякую страсть, всякое сопротивление, всё тёмное в себе следует предоставлять Богу, влиянию его нетварных энергий.
Итог: исихазм – это совершаемая в состоянии транса Иисусова молитва, в ходе которой человек раскрывает себя Богу, призывает Его имя и предоставляет Ему свои душу и тело для преображения (определение исихазма моё).
С призыванием Бога всё понятно («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий» или «Господи Иисусе» или «Иисусе Христе» и т.д.)
Вторая же часть молитвы, по моему мнению, состоит не в просьбе о помиловании на Страшном суде или в посмертный час, а именно в просьбе простить и исцелить, то есть преобразить здесь и сейчас ("помилуй мя грешнаго" или "помилуй мя" или "помилуй"). Дай мне истинную жизнь сейчас! Жизнь и жизнь с избытком!
За процессом преображения, изменения собственных энергий, одухотворения инстинкта можно и нужно наблюдать в ходе исихастской практики.
Для ищущих и любознательных предлагаю сравнить вышеизложенное с методом интегральной йоги, изложенным в беседе Шри Ауробиндо с его учеником европейского происхождения («Беседы с Павитрой»). Хорошему можно учиться у кого угодно. Ищущие в этом тексте найдут для себя много полезных практических моментов. В частности, Ауробиндо говорит о небезопасности концентрации внимания на отдельных точках. Мой скромный опыт это подтверждает.
Однако указанный текст, как и всё инославное, не рекомендуется людям, не окрепшим в вере.