Механизм проклятия прост и очевиден. Это прямое воздействие одного человека на другого человека. Воздействие словами и понятиями и выраженными в них мыслями – помыслами. И нет тут ни какого особого «энергетического», «информационного», тем паче «энерго - информационного» воздействия.
Я вовсе не настаиваю на терминах "информация", "энергетика" и прочее. Просто дело в том, что механизм проклятия переводит разрушительную силу слова в силу физическую. Ведь проклятия накладываются не только на людей.
Вспомним евангельский эпизод со смоковницей. "Да не будет от тебя плода вовек!" И смоковница засыхает.
Немало случаев проклятий описывается в православных источниках. Вот случай проклятия рыбы поваром, описанный в дневнике оптинского иеромонаха Никона (Беляева):
"Характерная черта многих святых: позвать гостей, радушно принять их и угостить — замечалась и у преосвященного Афанасия. Он любил в праздники позвать к себе гостей. Так и было однажды. После обедни сразу из церкви с гостями он приходит к себе. Попив чайку и несколько побеседовав с гостями, Преосвященный предложил им пообедать. Приказав келейнику подавать обед, он с гостями сел за стол. Подают огромную, прекрасно приготовленную щуку. Посмотрев на нее, Владыка говорит:
—Ее кушать нельзя, она проклята.
Все несколько удивленно посмотрели на Преосвященного.
—Она проклята, ее есть нельзя, — повторил Владыка. Призывает келейника и приказывает убрать ее со стола. Тот даже не решается убрать. Тогда Преосвященный велит позвать повара. Тот приходит. Владыка смотрит на него и, замечая завязанный палец, спрашивает:
—Что у тебя с пальцем?
—Порезал нечаянно, Владыка святый.
— А что ты при этом сказал?
—Простите, Владыка, я сказал: чтобы ты была... нехорошо сказал.
—Ну, вот видишь, теперь ее есть нельзя. Эту бросьте, а другую надо приготовить. Вот видите, даже проклятие простого человека — повара, так сильно действует...
—Собственно, Батюшка, — спросил я, — непонятно, как это узнал владыка Афанасий, и почему нельзя после проклятия есть?
— Проклятие повара произвело в рыбе какие-то изменения, которые Преосвященный заметил своими прозорливымиочами.Вследствие этих изменений нельзя стало кушать рыбу. Этим объясняется, почему в миру, в богатых домах, в самых дорогих кушаньях нет того вкуса, который мы ощущаем в наших кислых щах: там все делается без молитвы, с руганью и проклятиями, а у нас в монастыре с молитвою и благословением". Кто-то мне рассказывал (кажется, бывший мой духовник) аналогичный случай с блаженной Любушкой, жившей под Питером. Несколько человек отправились к Любушке, по пути решили купить ей сыр, и во время покупки сыра почему-то поругались. В итоге сыр купили, но блаженная отказалась его брать, сказав, что есть его нельзя, поскольку его покупали с руганью (хотя ей об этом и не расссказывали).
Наконец, известная московская легенда, связанная с местом, где стоит ныне храм Христа Спасителя. До XIX века на этом месте был Алексеевский женский монастырь со сложной историей: он и разрушался, и сгорал и еще там много чего было. Наконец, его в XIX веке решили вообще снести, чтобы на его месте возвести храм Христа Спасителя. И тогда игуменья монастыря прокляла это место.
История храма Христа Спасителя всем известна. В 30-е годы он был разрушен и на месте его фундамента соорудили бассейн "Москва", ставший излюбленным местом встреч столичных гомосексуалистов.
Ныне там снова стоит храм, ставший символом церковного официоза и не пользующийся народной любовью (злые языки называют его храм спаса-на-гараже), превратившийся в деловой, политический, светский, но никак не духовный центр.
Я привел эти примеры, поскольку они показывают, как словесное проклятие превращается в физическую силу, оказывающее разрушающее воздействие.