Исихазм

Автор Тема: Степени Исихии и буддийское" место "среди них.  (Прочитано 33786 раз)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Я тут с таким увлечением начала отрываться на буддизме...и столь все логично. все правильно мне казалась...готова была уже перключиться(ради пробы) на эту программу действия... Пока не поняла одну вещь. Буддизм это наука об уме.!!!
К чему я это говорю? А для примирения 2х дисциплин. Так-как не унижая буддизм, у меня промелькнул посыл, что для исихии  конечный результат буддийской дициплины есть только некий, (да, высокостоящий, но все-таки) этап прохождения. В исихии мы встречаемся со всем тем, с чем встречается буддизм при работе со своим умом. Исихаст проходит через это...и это чуть ли не серединная часть аскетического делания.
Разумеется, итоговые пути разняться. Но все то, что познает буддист, знает и исихаст.

В "Изречениях Пустынных Отцов" есть рассказ о том, как Феофил, архиепископ Александрийский, посетил однажды монахов Скита. Желая произвести впечатление на столь знатного гостя, братья обратились к авве Памво: "Скажи архиепископу назидательное слово, которое бы принесло ему пользу". Старец отвечал: "Если молчание мое не принесет ему пользы, то не принесет пользы и слово мое".
Об этом тоже скажут и буддисты.
.
И все же исихия - это гораздо больше, чем простое молчание. Существует множество уровней этого понятия.

 1) Исихия и уединение. В древнейших источниках понятие "исихаст" обыкновенно относится к монаху, живущему в уединении, к отшельнику в противоположность киновиту.

(2) Исихия и духовность кельи. "Безмолвствовать, - говорит авва Руф в "Изречениях Пустынных Отцов", - значит пребывать в своей келье в страхе Божием и в размышлении о Боге и воздерживаться от памятозлобия и высокоумия. Такое безмолвие , как мать всех добродетелей, охраняет монаха от раскаленных стрел врага". "Бди  над своей душой".  Здесь исихия соединяется еще с одним ключевым понятием традиции Пустыни - непсис, т. е. духовное трезвение или бодрствование.
Келья, эта внешняя ограда исихии, есть "лаборатория непрестанной молитвы". Итак, келья для исихаста - это дом молитвы, святилище и место встречи человека с Богом. Об этом потрясающе точно сказано в "Изречениях пустынных отцов": "Келья монаха - печь вавилонская, в которой три отрока нашли Сына Божия; она столп облачный, из которого Бог говорил к Моисею"
 Та же телесная "келия" и у буддиста превращается в печь " вавилонскую"
(3) Исихия и "вхождение в себя". Такое, более глубокое, понимание исихии со всей прямотой утверждает в ставшем классическим определении исихаста св. Иоанн Лествичник: "Исихаст тот, кто существо бестелесное усиливается удерживать в пределах телесного дома. Подвиг редкий и удивительный".  Исихаст в подлинном смысле этого слова не удаляется в пустыню, но дерзает войти в глубины собственного сердца; не уходит от людей, захлопывая перед ними дверь кельи, но "приходит в себя", затворяя дверь своего ума. "... и пришед в себя... ", - сказано о блудном сыне.
Буддист в противоположность исихасту не очень-то цепляется за удержания своего безтелесного, но так же исследует все закоулки своего сознания и подсознания, погружаясь в глубины своего ума..


 (4) Исихия и нищета духа. Внутренняя тишина, когда мы понимаем ее как "хранение сердца" и "возвращение в себя", знаменует переход от раздробленности к единству, от разбросанности - к цельности, простоте и духовной нищете. Евагрий называет такое состояние "совлечением ума". Эта сторона исихии раскрывается в другом определении, принадлежащем Иоанну Лествичнику: "Исихия есть отложение помыслов" по сути, перекликающемуся со словами Евагрия: "Молитва есть отрешение ума от всяких помыслов".  Следовательно, путь исихии - это всегда путь "самоопустошения". Пока УМ не "совлечет" все зрительные образы и человеческие понятия, он не может предаться чистому созерцанию Божественного. Поэтому исихастом в подлинном смысле слова становится лишь тот, кто перешел от праксиса к теории, от деятельной жизни к созерцательной.
" Самоопустошение"-присуще и истинному буддизму.

Это "чистое безмолвие" именуется "духовной нищетой", однако оно не сводимо к "отсутствию" или "лишению". Действительно, исихаст, насколько это вообще возможно, стремится "совлечь" ум от всех человеческих представлений, но цель этого самоопустошения исключительно творческая - оно наполняет всеохватным чувством Божественного Присутствия.
Не так ли происходит с Буддистом?! Ведь Присутсвие-это не значит видеть.

И все-таки какбы много не говорил о исихии, и ее степенях восхождения,мне не понятно, почему те же (почти теже) самые аскетические приемы дали столь разные результаты у Будды и наших древних подвижников?(А может и нет? Не разные?) Я думаю, предполагаю. что наши духовные отцы пошли далее, оставляя позади опыт "пустоты", и" меняющейся" реальности .
Бог настолько многогранен, настолько не вместим и не познаваем. Открывается перед людьми в разном ракурсе Своих учений, разбросанных по всему миру.
Так я и пришла к выводу, что эти вековые учения только дополняют друг друга, как мозаика которую надо умеючи сложить.
Вот мне интересно где, на какой стадии исихасткого учения подвижник приходит(а это так) к познанию Буддисткой "пустоты". Пустоту я взяла в ковычки, потому как это не та пустота о которой твердят наши церковники, это пустота на которой "рисуется" наша реальность. Иначе и сказать не могу.

Александр, если тема, которая перекликается с другими, и наверное набила оскомину всем , закрывайте ее с легкостью.

Тут, Леонид. начал настойчиво меня предохранять от в вхождение в поток буддийской "мистерии". Так ведь мне же надо прикоснуться,чтобы(хотя бы на уровне ума познать) и отрешиться.
« Последнее редактирование: 19 Май 2011, 14:19:49 от iunija »
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Любой человек как садовник. Он может выбирать растения для своего сада, создавать условия для их роста. Но он не может заставить их расти. Общность естественно есть, и рост будет конечно (и есть), только зачем ломать голову над сравнениями одной и той-же обьективной "пустоты", когда это всего лишь по разному нарисованные картинки. И не будь в них жизни, они бы не росли, и время давно стерло бы их из памяти и опрокиноло бы в забвение. И какие растения в саду выбраны и как они ухожены и выращены определит место садовнику. Что вырастил в том и живешь. Но почему возникает скрытая мотивация говорить что наш сад все-таки более крутой, мне не понятно. Буддисты (как принято говорить - настоящие) очень даже хорошие садовники. И сады у них не хуже чем у настоящих христиан, даже растения часто одинаковые.

Техника возделывания отличается. Наверно.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

  Вы iunija делаете подмену (имхо),  приравнивая степени  исихии к уровням  понятия исихия, тут недавно «схему исихастов»  постили, в ней   ступени  безмолвия были обозначены,  процитирую их для того,  чтобы было более понятно в чем  состоит подмена.

                           10 – Совершенство.
                        9 – Просвещение сердца.
                     8 – Озарение странное.
                  7 – Созерцание тайн.
               6 – Очищение ума.
            5 – Мир помыслов.
         4 – Сердечные слезы.
      3 – Святая энергия.
   2 – Теплота сердечная.
1 – Молитва чистая.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

 
Цитировать
Что вырастил в том и живешь. Но почему возникает скрытая мотивация говорить что наш сад все-таки более крутой, мне не понятно. Буддисты (как принято говорить - настояшие) очень даже хорошие садовники. И сады у них не хуже чем у настоящих христиан, даже растения часто одинаковые.
Принципиальный вопрос говорить, что" наш сад лучше", не стоит и не затрагивать, потому как мало кто свяжет простую истину, что путь к высоким целям состоит из побуждающих причин. И именно на эти причины и откликается истина. Как говорят древние индийские мудрецы: Каким путем идешь к Богу. тем путем Он и сходит к тебе".  Будда имел свои причины выйти из мира, причину поиска освобождения от страданий.
Причина воззвала, следствие родило себя соответственно вопрошаемой причины в линейном знании просветленного ума. Если не так, то исправьте меня.
 Исихия- искание Бога внутрь себя. Нигде Бог не являл ощутительно действенности своей, как в стране безмолвия".
 Две цели, два пути прохождения через одни и те же этапы безмолвия и отрешенности, через демонические встречи порождения своего ума (подсознательного). Как там, так и тут-путь очищения...безстрастие....
Только...буддисты очищают свою карму, а мы душу.
Интересно, какое место в буддизме отводится ДУШЕ?  Что-то мое краткое знакомство с буддизмом не привнесло мне встречи с этим термином "ДУША".
« Последнее редактирование: 19 Май 2011, 16:15:47 от iunija »
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

 :-) помоему не благодарное это дело. Тут и без реинкарнаций и карм хватит над чем поразмыслить. Если еще и в это влезать сейчас - то как говорил граф Калиостро - "На двух лошадях сразу? Седалища не хватит."
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

  Вы iunija делаете подмену (имхо),  приравнивая степени  исихии к уровням  понятия исихия, тут недавно «схему исихастов»  постили, в ней   ступени  безмолвия были обозначены,  процитирую их для того,  чтобы было более понятно в чем  состоит подмена.

                           10 – Совершенство.
                        9 – Просвещение сердца.
                     8 – Озарение странное.
                  7 – Созерцание тайн.
               6 – Очищение ума.
            5 – Мир помыслов.
         4 – Сердечные слезы.
      3 – Святая энергия.
   2 – Теплота сердечная.
1 – Молитва чистая.


СпасиБо. Но...  Милый мой "агент 000", в том -то и дело, что  выдвинутые  ступени "безмолвия" не дают мне ответ на простой вопрос.
Я просто хотела уяснить... Воозможно кто-то пережил его на пути умного делания. :-) Это на каком этапе умного "творчества" :-) человек встречается с " ПУСТОТОЙ"
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

:-) помоему не благодарное это дело. Тут и без реинкарнаций и карм хватит над чем поразмыслить. Если еще и в это влезать сейчас - то как говорил граф Калиостро - "На двух лошадях сразу? Седалища не хватит."

  А мы не будем трогать реинкарнацию. Хотя я просмотрела фильм о поиске учеником своего перерожденного учителя. Фильм меня впечатлил. Да и по сути, кто даст  с полной уверенностью, в истине познания, что реинкарнации не существует?  Ведь для чего-то разбирался этот вопрос на Соборах...значит предпосылки признания были.
И кто мне даст гарантию, что в тот момент разрешения вопроса не вступила в силу изощренная игра ума.  :-)
И почему "две лошади", Родион? Может эта одна "лошадь" :-) все той же безбрежной реальности.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

СпасиБо. Но...  Милый мой "агент 000", в том -то и дело, что  выдвинутые  ступени "безмолвия" не дают мне ответ на простой вопрос.
Я просто хотела уяснить... Воозможно кто-то пережил его на пути умного делания. :-) Это на каком этапе умного "творчества" :-) человек встречается с " ПУСТОТОЙ"

  да действительно - ПУСТОТА в качестве ступени там не обозначена, у святых отцов такого понятия как ПУСТОТА я тоже не встречал, поэтому позволю себе  вопросом на вопрос..

  iunija а какие вообще имеются основания, утверждать что этап  встречи с ПУСТОТОЙ,  является этапом - умного делания, или как Вы его назвали этапом умного  "творчества"..?

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

А то что буддисты обозначают "пустота" не есть таковая, как в нашем приземленном восприятии. Эта "Пустота" на которой рисуется реальность. Помните, Бог сотворил мир из "Ничего"...из пустоты.
Из моей просмотренной коллекции :-)
Взять чистый лист бумаги. Он пуст. Но если Вы нарисуете на нем что-то, то пустота листа наполняется реальностью.
Вот как-то так. :-)
Входя  в безмолвие,я не знаю точно, но могу предположить, что встреча с этим состояние "рождением реальности в пустоте". т.е. встреча с православным "ничто", на каком-то этапе должна состояться.
Видите я уровняла "пустоту" с "ничто". Но уверенность в том что это познается в исихазме меня не отпускает,а иначе... иначе я бы сказала, что буддизм- вот истинный путь, а исихазм вспомогательный. Но ведь это не так, опять-таки исходя из "ЦЕЛЕЙ".
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Анна-Мария

  • Гость
... для исихии  конечный результат буддийской дициплины есть только некий, (да, высокостоящий, но все-таки) этап прохождения.

И для христианства и для буддизма высшей целью познания является Бог, Истина и Благо.

Я тут с таким увлечением начала отрываться на буддизме...Пока не поняла одну вещь. Буддизм это наука об уме.!!!

Если Вы не остановитесь в своем желании познавать одну из великих религий мира, то со временем обратите внимание, что если и говорить о религии как о науке, то тогда буддизм - это скорее наука чувств и эмоций.



  Я думаю, предполагаю. что наши духовные отцы пошли далее, оставляя позади опыт "пустоты"...

Так я и пришла к выводу, что эти вековые учения только дополняют друг друга, как мозаика которую надо умеючи сложить.

Хорошие выводы!

Вот мне интересно где, на какой стадии исихасткого учения подвижник приходит(а это так) к познанию Буддисткой "пустоты".

Этого познания "пустоты" не происходит у исихастов потому, что они ее преодолевают с помощью Слова, Божественного Логоса, Иисуса Христа, который приводит подвижника к Отцу.

Буддист же, на своем пути к Отцу, очистившийся от страстей и эмоций, останавливается в "пустоте", нирване... Буддизм не худший путь, чем христианство, это просто начальный путь... Вслед за ним ПРИШЕЛ ХРИСТОС!

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Анна-Мария, простите, "Нирвана" -это только отличное понятийное слово не вписывающиеся в наш православный мир. Даже среди форумчан достаточно тех, кто достиг " нирваны" и перешагнул через  нее не вполне понимая что это и есть тот буддийский "финиш", :-D и как ни в чем не бывало" шлепает" дальше под истинным лозунгом: НИЧЕГО НЕ ОТВЕРГАТЬ И НЕ ПРИНИМАТЬ. :-D Опять-таки, дело в "ЦЕЛИ". Цель я беру в скопки, поскольку и она в последствии отпадает.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Анна-Мария

  • Гость
Даже среди форумчан достаточно тех, кто достиг " нирваны" и перешагнул через  нее не вполне понимая что это и есть тот буддийский "финиш", :-D и как ни в чем не бывало" шлепает" дальше под истинным лозунгом: НИЧЕГО НЕ ОТВЕРГАТЬ И НЕ ПРИНИМАТЬ. :-D Опять-таки, дело в "ЦЕЛИ". Цель я беру в скопки, поскольку и она в последствии отпадает.

Нирвана не является "финишем" для буддиста. "Финиш", говоря Вашим языком, тот же, что и у христиан - Богопознание.

Место буддистской нирваны (пустоты) в христианстве заполняется Сыном Бога! Если рассмотреть предложенную ООО схему, то у буддистов отсутствует как минимум 5 и 6 ступеньки. Как Вы думаете, легко будет продвигаться вверх, если лестница лишена важных ступеней?

Христос не приходил бы на землю, если бы буддизм выполнял свою задачу, я так думаю, простите.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

  iunija если Вы считаете, что  встреча с ПУСТОТОЙ это этап умного делания, то обоснуйте это, приведите   цитаты писания, св.отеческие указания о молитве, покажите сходства, аналогии и пр., потому как  все  Ваши обоснования проводятся на уровне  "досужих размышлений  досужего человека", а  заниматься исследованием этих "досужих размышлений" нет никакого желания..

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Это на каком этапе умного "творчества" :-) человек встречается с " ПУСТОТОЙ"

Хороший вопрос. Ответ - ни на каком. :-)

Пока вдруг не осознАет простую вещь, что вот же есть некий субъект(!), который занимается всем этим умным творчеством: изучает различные пути, сопоставляет их, оценивает, молится в конце концов...   И, кстати, для этого этапа борьба с помыслами уже не так актуальна, потому что все они  просто сводятся к я. Чьи это помыслы? Мои.  Все, нет помыслов, дальше  начинается  самоисследование. Помните,  у блаж. Августина "Боже, кто я, какова природа моя?" Этот вопрос --  что называется, по-существу, тут надо бы хорошо разобраться  :-) (не подумать и порассуждать, как обычно).

А вот дальше  становится совсем интересно, потому что мы начинаем выходить за рамки  двойственных учений, обнаруживая пустотность исследуемого я. Где раньше было я - открывается бездна. На этом этапе возникают опыты осознанности в глубоком сне без сновидений. (Обыкновенные ОСы, выходы в тонком теле, контакты с астральными сущностями и т.п. опыты остались на предыдущей ступеньке). Но Пустота не предел, она  тоже тварна, и подвижник продолжает свое исследование, созерцая Пустоту...

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Автор: 000

Цитировать
iunija если Вы считаете, что  встреча с ПУСТОТОЙ это этап умного делания, то обоснуйте это, приведите   цитаты писания, св.отеческие указания о молитве, покажите сходства, аналогии и пр., потому как  все  Ваши обоснования проводятся на уровне  "досужих размышлений  досужего человека", а  заниматься исследованием этих "досужих размышлений" нет никакого желания..

А вот этого 000 не будет. Не будет цитат из писания, ни ссылок на святоотеческие указания о молитве...ничего того, на что опирается Ваш ум. Не будет этих "костылей" используемых в любых сравнительных случаях как "мерило" превозношения православия над другими дисциплинами. Я просто взываю к живому опыту живого человека, которому в своем молитвенном "странствии" пришлось встретиться с нечто аналогичным "пустоте", иметь подобный опыт.  Потому как "живой опыт"рядом стоящего, я считаю выше всех многотомных святоотеческих собраний.  
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.