Исихазм

Автор Тема: Внутрь-пребывание  (Прочитано 48758 раз)

beibut

  • Гость
Внутрь-пребывание
« : 02 Июнь 2011, 09:53:26 »
привет всем. я на кое что наткнулся хочу поделиться



А. Внутрь-пребывание

     Когда наседка, нашедши зерно, дает знать об этом своим детенышам, тогда они все, где бы ни были, лётом летят к ней и собираются своими клювами к той точке, где есть клюв. Точно так же, когда Божественная благодать воздействует на человека в сердце его, тогда дух его проникает туда своим сознанием, а за ним и все силы души и тела. Отсюда – закон для внутрь-пребывания: держи сознание свое в сердце и собирай туда напряжением все силы души и тела. Внутрь-пребывание, собственно, есть заключение сознания в сердце, напряженное же собрание туда сил души и тела есть существенное средство, или делание, подвиг. Впрочем, они взаимно друг друга рождают и предполагают, так что одно без другого не бывает. Кто заключен в сердце, тот собран; а кто собран – тот в сердце.

     Около сознания в сердце должно собираться всеми силами и умом, и волею, и чувством. Собрание ума в сердце есть внимание, собрание воли – бодренность, собрание чувства – трезвение. Внимание, бодренность, трезвение – три внутренних делания, коими совершается самособрание и действует внутрь-пребывание. У кого есть они, и притом все – тот внутрь; у кого нет, и притом хоть одного – тот вне. Вслед за такими деланиями душевными, туда же должны направляться и телесные, им соответствующие органы: так, за вниманием – обращение внутрь очей, за бодренностию – напряжение мускулов во всем теле, в направлениях к персям, за трезвенностию – оттеснение мокротных, как выражается Никифор, каких-то расслабляющих, движений, подходящих к сердцу из нижних частей тела, подавление услаждения и покоя плоти. Такие телесные делания, действуя неразлучно с душевными, суть самые сильные, помогающие тем душевным средствам, без коих им и быть нельзя.

     Итак, все делание внутрь-пребывания чрез самособрание состоит в следующем. В первую минуту по пробуждении от сна, как только сознаешь себя, низойди внутрь к сердцу, в эти перси телесные: вслед за тем созывай, привлекай, напрягай туда и все душевные и телесные силы, вниманием ума, с обращением туда очей, бодренностию воли, с напряжением мускулов и трезвением чувства, с подавлением услаждения и покоя плоти, и делай это до тех пор, пока сознание не установится там, как на своем месте седалище, не прилепится, не привяжется, как липкое что-либо к крепкой стене; и потом пребывай там неисходно, пока пользуешься сознанием, часто повторяя то же делание самособрания и для возобновления его, и для укрепления, потому что оно поминутно то расслабляется, то нарушается.

     Надобно знать, что это внутрь-пребывание и собрание не то же, что углубление при размышлении, или дума (от слова "задумываться"), хотя много походит на него. Последнее стоит только в исходище ума, оставляя другие силы незанятыми, и держится в голове, а то стоит в сердце, в исходище всех движений, ниже и глубже всего, что в нас есть и бывает, или происходит так, что все это совершается уже поверх его, пред его глазами, и то позволяется, то запрещается. Отсюда само собою очевидно, что внутрь-пребывание есть, в истинном своем виде, условие истинного господства человека над собою, следовательно, истинной свободности и разумности, а потому и истинно духовной жизни. Это подобно тому, как во внешнем мире владетелем города считается тот, кто занимает крепость. Потому всякое духовное делание и всякий вообще подвиг должен быть совершаем отсюда, иначе он – не духовен, ниже подвижничества и должен быть отметаем. Царствие Божие внутрь вас есть, говорит Господь (Лк. 17. 21), и потом для одного духовного делания заповедал: вниди в клеть твою и затвори двери... (Мф. 6, 6). Это – клеть сердца, по разумению всех святых отцов. По сей-то причине человек духовный, спасающийся, подвизающийся, и называется внутренним.

     Что собрание внутрь есть приспособленнейшее средство к хранению ревности, это сейчас видно:

    Собранный должен гореть, ибо собирает все силы воедино, подобно как лучи рассеянные, будучи собраны в одну точку, обнаруживают сильный жар и зажигают. И действительно, с собранием всегда соединена теплота: дух здесь видится сам с собою, как говорит Никифор, и играет от радости.
    Собранный силен, подобно войску устроенному или пуку слабых тростей связанных. Оно, подобно препоясанию чресл, означает готовность и силу действовать. Несобранный всегда слаб и или падает, или не делает.
    Собранный зрит все в себе. Кто в центре, зрит по всем радиусам, все видит в круге ровно и как бы в один раз, а выступивший из центра видит по направлению одного только радиуса; точно так и тот, кто собран внутрь, видит все движения своих сил – видит и управить может. Горение же духа – сила и зрячесть, и составляют истинный дух ревности, который из них слагается. Потому следует сказать: только будь внутрь, и не престанешь ревновать.

     Такто значительно внутрь-пребывание! Значит, должно потрудиться, чтобы стяжать его, ибо и оно не вдруг оказывается, а по времени и многом искании. На первом месте оно поставляется потому, что есть условие духовной жизни. Его совершенствование зависит от совершенства трех производящих его душевных и трех телесных деланий, именно: внимания ума с обращением внутрь очей, бодренности воли с напряжением тела и трезвения сердца с отбиванием услаждения и покоя плоти. В полном же свете явится тогда, когда будет стяжена чистота ума от помыслов, чистота воли от пожеланий, чистота сердца от пристрастий и страстей. Но и до того времени все же оно есть внутрь-пребывание, хотя несовершенное, незрелое, не непрерывное.

     Отсюда само собою очевидно, какие средства к неисходному внутрь-пребыванию, или, лучше, средство одно: удаляй все, что может нарушать показанные три делания, в их двойном сочетании, или все, что может отвлекать вовне силы души, с соответственными им отправлениями тела: ум и чувства, волю и мускулы, сердце и плоть. Чувства развлекаются внешними впечатлениями, ум – помыслами, мускулы расслабляются распущенностью членов, воля – пожеланиями, плоть – покоем, сердце – пленом или прилеплением к чему-нибудь. Следовательно, держи ум без помыслов, чувства – без развлечений, волю – без пожеланий, мускулы – без ослабы, сердце – без плена, плоть – без угодия и покоя. Итак, условие и вместе средство к внутрь-пребыванию: в душе борение с помыслами, пожеланиями и пленами сердца, в теле связание его, а за ними – изменение внешнего порядка. Судя по сему, и все последующие подвиги, кои будут направляться к умерщвлению самости, суть вместе средства и к внутрь-пребыванию.

     Вот почему в наставлениях святых отцов (учение о трезвении, блюдении ума) внутренняя жизнь всегда поставляется в неразрывной связи с подвижническою бранию. Однако же собрание не то же, что брань. Это – особое делание духовное, начальнейшее. Оно есть место, где все духовное делается – и брань, и чтение, и богомыслие, и молитва. Что ни делал бы подвизающийся, прежде всегда войди внутрь и оттуда действуй.


у меня вопрос кто нибудь уже опустил сознание в сердце, если да скажите как  это у вас произошло

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #1 : 02 Июнь 2011, 11:09:48 »
Привет, Посмотри здесь.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1718.0

beibut

  • Гость
Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #2 : 02 Июнь 2011, 11:22:59 »
Привет, Посмотри здесь.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1718.0

да я там смотрел что мне надо не нашел

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #3 : 02 Июнь 2011, 19:01:12 »
у меня вопрос кто нибудь уже опустил сознание в сердце, если да скажите как  это у вас произошло
Мы говорим не о сознании в целом, а об уме только. Ум имеет возможность водвориться в сердце. Сознание же - способность воспринимать окружающее с помощью органов чувств. Ум - интерпретирует и оъясняет самому себе то, что восприняло сознание.

Утверждение ума в сердце не однозначный процесс [навроде дефекации, например :-D]. Для начала сердце должно быть очищено от страстей: "Сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей" [50-й Псалом].

У всех молитвенников это происходит по-разному. Кому-то удаётся сразу и безповоротно утвердить ум в сердце, а у другого ум входит и выходит из сердца по разным причинам...

Почитайте форум внимательно, не торопитесь.

Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

beibut

  • Гость
Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #4 : 02 Июнь 2011, 19:22:19 »
извините я наверное неправильно поставил вопрос
мне просто интересно что люди думают о технике которую я описал выше(вообще то она не моя а Феофана Затворника)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #5 : 02 Июнь 2011, 19:55:12 »
мне просто интересно что люди думают о технике которую я описал выше(вообще то она не моя а Феофана Затворника)
Я лично думаю [ИМХО], что предложенное описание несёт некоторую долю опасности для новоначального делателя молитвы, особенно в области "мышечных напряжений" [и если не достигнуто уже чистосердечия].
Есть более мягкие способы установления тишины ума [а это именно то, что мы взыскуем]. Например, можно заняться практикой честного наблюдения ума за самим собой, за входом и уходом из него мыслей, образов, мечтаний, желаний, страхов и проч.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #6 : 02 Июнь 2011, 23:34:36 »

у меня вопрос кто нибудь уже опустил сознание в сердце, если да скажите как  это у вас произошло


В Вашей цитате про дыхание не упоминается, а без дыхания, Духа не бывает. :-)

Более того, у человека не только сердце есть, есть грудная словестность, есть пуп и т.д., про это тоже не упоминается, нельзя зацикливатся на одном сердце.

beibut

  • Гость
Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #7 : 23 Июнь 2011, 22:57:30 »
Привет всем хочу поделиться наблюдениями.
Пробовал все силы с напряжением мышц концентрировать в сердце.И Вроде бы научился опускать сознание в сердце.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #8 : 24 Июнь 2011, 03:11:50 »
Сейчас только прочел исходное сообщение темы. Многое (неожиданно) оказалось интересным, близким к тому, что я бы написал или уже писал на этом форуме. Неожиданно потому, что свт. Феофана я не очень люблю как духовного писателя и редко перечитываю (хотя этот текст, наверно, лет десять назад читал в книге схим. Илариона "На горах Кавказа", но забыл про него). На мой взгляд, это хороший метод для опускания ума в сердце, но еще лучше он в том варианте, когда молитва сознательно совершается как литургия в сердце. Тогда все чувства и вообще составы человека становятся значительно более управляемыми и ясно видимыми, что важно для зрячей борьбы за очищение сердца (и др. составов), для чего все это умное делание и предназначено

Хотя, вполне возможно, свт. Феофан все это пропустил по той же причине, по какой он пропускал подобные места, посвященные  действию ИМ в сердце, в своих переводах из греческого Добротолюбия. Это вообще характерная особенность его аскетики, и поэтому, при всем уважении, (мое мнение) надо все-таки относиться к его сочинениям на эту тему с изрядной долей осторожности

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #9 : 24 Июнь 2011, 09:43:52 »
На мой взгляд, это хороший метод для опускания ума в сердце, но еще лучше он в том варианте, когда молитва сознательно совершается как литургия в сердце.
А нельзя ли поподробнее о том, как совершается литургия в сердце? Или ссылку на старые темы, если об этом уже говорилось.
Христос воскресе, радость моя!

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #10 : 24 Июнь 2011, 11:07:25 »
 Состояние пребывания внутрь это не просто состояние необходимое для молитвы, как бы она в этом состоянии не совершалась, это просто азы. Первое состояние которое необходимо стяжать и ради которого стоит потрудиться. ИМХО конечно но без состояния такого мало что имеет сколь нибудь необходимо длительное время. И вне его молитва рассеивается, вне его помыслы забивают голову, вне его действия приобретают спонтанно-эмоциональный характер. Вне его рычаги управления находятся вне человека и действуют на него, вовлекают его вовне и размазывают по внешнему. А сам метод слегка поднапрячся не подразумевает жесткое напряжение. Это мягкое усилие к центру в тонусе. С удержанием. Его трудно без навыка удерживать длительно, хотя по моему ему должно приобрести постоянный характер. Это дает уму возможность наблюдать и не вовлекаться, трезво видеть и позволять или не позволять действия. Я бы не назвал его опасным. Как по мне очень даже хорошо написано и многое просто узнается. Но тут главное правильно не переусердствовать.  Чтобы по словам "за бодренностию – напряжение мускулов во всем теле, в направлениях к персям" не последовало тупого напряжения мышц. Не знаю насколько я правильно делаю, но при собирании внимания в область за грудиной и ребрами появляется некое горение и порыв и решительность, при этом мышцы тела сами напрягаются (приходят в тонус) втягивается анус, в мышцах ребер появляются легкие напряжения (не сознательное напряжение как когда кому кто в детстве бицепсы показывал)  :-), слегка отодвигается диафрагма но расслабляются мышцы низа живота. В результате ты как бы собираешься в пучек и оттуда тебе доступно все вовне но участвовать так вовлеченно в этом ты уже не участвуешь. Можешь делать что хочешь. Молиться, читать, просто сидеть и наслаждаться покоем (что наверно нужно отгонять  :-) ) но иногда так хорошо отдохнуть от суеты. Но держать такое постоянно сложно. Мне по крайней мере. Или нужно менять образ жизни. Или уже постараться выработать такое состояние и научиться в нем жить и работать. В общем где-то так
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #11 : 24 Июнь 2011, 12:56:28 »
А нельзя ли поподробнее о том, как совершается литургия в сердце?

Ум, стоящий в сердце, призывает Господа в молитве, и, если сердце преуготовлено и есть на то Его милость, сходит благодать. На некоторых этапах эту благодать можно (не обязательно именно так) воспринимать как светоносную чашу (в сердце или груди) и ощущать исходящее от нее тепло, мир, тихую радость... Если есть мистическое видение (или развитое воображение), то можно узреть и ангелов, спускающихся с Чашей. Впрочем, такие видения большой духовной ценности не имеют. Они представляют скорее укрепление для "новоначальных" и на любых этапах молитвы могут обернуться прелестью.

Есть и опасность такого рода: может прийти какая-нибудь эмоциональная сила или раскрыться не духовное сердце, а эмоциональное. Придет умиление и чувство покаяния, появятся слезы, но духовного раскрытия не будет. Отличить эмоциональное раскрытие от духовного можно по плодам. При эмоциональном раскрытии человек становится эмоционально чувствительным и как бы более душевным. По душевному - доброжелателен, радостен, любвеобилен и пр. Эмоции и подочищенные страсти будут копировать духовные проявления. Вся эта лепота обрушивается вмиг, когда пробуждаются более глубокие страсти. И вот уже потоком изливается гнев на головы врагов, зло вибрирует осуждение, накатывает страх - или, в ином варианте, всячески защищается и оправдывается родовой и корпоративный эгоизм.

Есть еще одна опасность, которая встречается реже и которая намного страшнее: это холодно-рассудочное освещение сердца - полная подделка сердечной литургии, когда рассудочный ум, благодаря длительной аскезе, протискивается в район сердца и завоевывает околосердечное пространство. Тогда эмоции иссушаются, сердце становится холодным, появляется возможность сознательно сублимировать низовые страсти.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #12 : 24 Июнь 2011, 14:37:19 »
Есть еще одна опасность, которая встречается реже и которая намного страшнее: это холодно-рассудочное освещение сердца - полная подделка сердечной литургии, когда рассудочный ум, благодаря длительной аскезе, протискивается в район сердца и завоевывает околосердечное пространство. Тогда эмоции иссушаются, сердце становится холодным, появляется возможность сознательно сублимировать низовые страсти.

Почему страшнее? При отсутствии эмоциональности невозможно раскрыть духовное сердце? Если есть возможность взять под контроль низовые страсти, то это же хорошо?!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #13 : 24 Июнь 2011, 14:50:42 »
Потому что приходит не свет благодати, а свет собственного ума или, что и страшно, свет демонического ума.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #14 : 24 Июнь 2011, 14:51:51 »
Спасибо. Получается, что благодать сама совершает литургию в сердце. Как же можно совершать ее "сознательно"?
На мой взгляд, это хороший метод для опускания ума в сердце, но еще лучше он в том варианте, когда молитва сознательно совершается как литургия в сердце.
Христос воскресе, радость моя!