Прямых инструкций в Писании для перестраивания ветхого тела по явленному Господом образу "тело-храм Духа Святого" и даже по образу Божьему, конечно нет, но есть много косвенных, и в образной форме, для тех, кто хочет найти ответы, подойти к себе с разных сторон духа, души тела и в их взаимосвязи.
"Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" …"едите ли, пьете ли, или иное, что делаете, все делайте во славу Божию. "(1 Кор.10)- т.е. держать свое тело и дышать и вообще двигаться - надо тоже в Славу Божью,.т.к. " все должно быть благопристойно и чинно". Далее " все исследуйте - хорошего держитесь ".
Исследуя движение, тело, Писание и Предание - многое открывается:
«устройство тела - школа жизни» (св. Василий Великий)
«Прежде чем начнешь молиться, приготовь себя» (Сир. 18: 23)
«... ничего не делать небрежно, а все со тщанием и страхом Божиим надобно стараться при всяком телесно совершаемом деле» (Антоний Великий 16 ст. из наставлений о жизни во Христе).
Многое открывается при созерцании икон: что такое телесный храм, что такое правильный поклон и преклонение головы…и можно и важно понять, почему не канонично изображать преп.Серафима Саровского горбатым (или сутулым), а бл. Матронушку слепой.
Попробуйте выполнить поклон, данный выше по ссылке «ты неправильно поклон делаешь» и увидите, как после него тело само выстраивается в восклонении совсем иначе, чем когда мы просто «валимся» вниз к собственным!!! стопам, уводя центр тяжести за площадь опоры (стопы) и потом быстро возвращаем его в привычную нам осанку. Смирение может мы как-то и переживаем, но вот, можем ли мы от своих стоп (т.е. от «своей точки зрения») почувствовать, что Бог призрел на него и что-то нам подал для ИСПРАВЛЕНИЯ, а не возвращение в прежнее состояние?
Проделайте поклон медленно и осознано - ( к стопам Господа !!!! ) руки примерно на расстоянии длины стопы от своих стоп и почувствуете, что живот сам подтягивается и держит спину делая ее упругой и сильной - готовой принять новый вдох от Господа на последующий рост. И этот вдох расправляет заднюю часть легких и позвоночник и совсем не такой как в полный вдох в йоге - это то самое – певческое дыхание, дыхание хвалы, прославления, когда все тело тоже молится и славит Бога за этот дар - обновление в дыхании и жизни и роста и молитвы. Только позвольте телу самому разворачиваться как стеблю ростка, впитать в себя этот поданный Богом дар обновления жизни, как умеет это делать растение и забыл человек…. Войдите в образ живой лозы, привитой к Истинной Лозе, в которой течет кровь Его и вдох - тоже от Него.
Критерием правильности, ИСПРАВЛЕНИЯ подъема будет чувство, что все в теле растет вверх. Осознайте, что что вы не валитесь, с размаху встав, назад - на пятки и тогда вы поймете, что это такое – когда все тело, все мышцы собраны к персям, а вернее – к сердцу: ноги и нижняя часть до солнечного сплетения тянутся к нему снизу, а плечевой пояс от яремной ямки и 7 шейного позвонка стекает сверху вниз. И все тело при этом по внутренней оси растет верх, ставя на место органы, дыхание, голос и давая чувство легкости и тонуса. Конечно, не все так просто и быстро, как кажется при прочтении... Важно, и относительно телесного храма помнить, " что если Господь не строит дом, напрасно старается строитель"...
«Прославляйте Бога и в телах ваших...» (1Кор.6.20),чтобы «Жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2 Кор. 4.11)
Если вы правильно поклонитесь и восклонитесь, то тело найдет в себе образ Божий, по которому оно сотворено и будет стремиться уподобиться Ему в любом движении: и на молитве и при печатании по клавиатуре. Если мы не можем вслушаться во внутренние ощутимые при осознанном внимании пути нашего тела- первого партнера нашей души от рождения до смерти – «невесту души», как его назвал преп. Иоанн Лествичник. Как мы осмеливаемся утверждать, что слышим ближнего, который все же более дальний нам, чем наше тело и тем более , как мы можем быть уверены , что общаемся с Богом, а не с неким представлением о нем и о том, и о том, что такое богообщение?
Феофан не раскладывает это так подробно. Часто в учебниках математики есть такой прием: дается начало и конец, а ученикам предлагается понять и доказать как из начальных условий вытекает такое следствие. Как из собранных в перси мышц, вытекает состояние готовности к духовному деланию…
Как отойти от ветхих стереотипов осанки, дыхания, движения? Помните удивление апостола, почему не то делаю, что хочу, что не хочу, потому что в плоти моей живет иной закон? тот самый ветхий, привычным нам за многие годы неосознанной борьбы с Богом не только в душе, но и в теле) И это глубоко символично : через поклон, как символ покаяния и смирения – вос-сотворяется не только душа, но и тело.
Думаю множество поклонов нужно для того, чтобы однажды поклониться не только телом или только душой, но всей исцеленной личностью. Уставая и страдая от неудобства неправильного выполнения, от такой механической " физкультуры, человек вынужден искать, отходить от стереотипа движения и внутреннего преклонения. Несколько неправильных поклон не заставят нас прислушиваться и искать путь к тому соединению тела, души и духа, что бы не только поклон был важен и то, куда мы после него вернулись - в прежнее со-СТОЯНИЕ? Или с каждым поклоном восходим по лествице на новую высоту, отходя от себя прежнего, от прежнего уровня само-чувствования и само-постижения и, а как следствие, и Богопознания и Богообщения.
Вот как-то так... Конечно, лучше все это сопроводить демонстрацией, но... может и так кто-то что-то сможет применить. Буду рада, если кто-то откликнется и задаст вопросы, после опытов...