...
Ссылка должна быть такого типа
о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!»
Преп. Иоанн Многострадальный закопал себя по грудь в землю, чтобы усмирить плотскую похоть.
Увидев его, инок сначала испугался, потому что изнуренная подвигами плоть пустынника (Антония Леохновского) была черна и груба.
Александр, мне почему-то видится что ссылка не должна быть ни такого типа, ни типа приведенного раньше и оспоренного. Тонкости аскезы и ее проявления конкретными людьми весьма индивидуальны, субьективны, и часто извращены. Господь исцелял болезни, прикасающиеся к Нему с верой получали выздоровление, прокаженные очищались, слепые видели, немые начинали говорить, горячка оставляла людей, немощные калеки начинали ходить, да что там это, - мертвые воскресали... Поэтому я поостерегся бы - с цитатой "Монаху полезно болеть" в смысле что это верный "метод" и необходимое условие. Для усмирения плоти при катастрофическом недостатке любви и веры - да, это метод, дающий плод. Но опять таки не всегда.
С другой стороны масса святых, молитвенников не страдали ярко выраженными болезнями. И болеть, если можно не болеть, не нужно. Изнурять и воспитывать плоть можно по разному. А по большому счету - не здоровье и болезнь главное. Потому как сама как таковая лежит в плоскости телесной. И одному чтобы придти к Богу полезна здоровая деятельная плоть, другому от его состояния полезна немощная и больная. И кому что полезно - тому то и надобно избрать.
И что "Золотое правило отцов - тело сопряжено с сознанием" (правда не знаю насколько это именно "золотое правило") , я соглашусь. Обратная связь тут существует. И что без физкультуры никак - тоже соглашусь в плане что утруждение плоти необходимо. Правда достигать этого можно по разному. И что болезнь может быть полезна - тоже соглашусь. И что здоровая плоть полезна - тоже соглашусь.
И что подвиг может реально давать и душевное и телесное здоровье - тоже согласен, И не обязательно ни то ни другое. Так как иного поля это ягоды. Ну разные бывают подвиги и святые на свое усмотрение и для себя выбирали ближайший и доступный метод, кто палкой себя колотил кто в землю закапывал, кто то просто сидел и молился не истязая себя, но именно для себя а не универсально для всех были их методы. Зачем делать фетиш из того или иного образа подвижничества?
Однако через тело и в теле мы многое воспринимаем. Оно необходимо. Оно как храм Божий, в котором иерей (ум) на пристоле сердца своего служит Богу свою службу. И вот тут ИМХО точно - какой поп такой и приход, и такой и храм и такие и жертвы и прихожане. Такая и служба... И чтобы привести все в надлежащий вид уму и действия придется инициировать соответствующие своему конкретному состоянию.