Думаю, что пока смерть не настанет фактически, душа так никак и не сможет отрешиться от тела. Т.е. опыты клинической смерти, больших доз психоделиков, наркоза и т.п. не считаю долей того, что обретает душа по смерти тела. Я останавливаюсь на словах Антония Великого, примерно, что "душа после смерти попадает в иной мир, как новорожденный из утробы", а каково это доподлинно - нам не понять полностью, даже если будет открыто в откровении. Ведь благодатное откровение, как и духовная молитва, есть нечто сверхъестественное, непонятно чем и где совершаемое действие, стоящее над тварью и сообщающее знание вещей не непосредственно и близко, а таинственно, не во всей мере, более подавая познания самой благодати, чем того, что в ней открывается. В откровении всегда больше "священного неведения", чем открываемого. Это наглядно видно в пророческих книгах, которые и понять то может только духовный ум. Так и многие подвижники, благодатью вкусившие адских мучений, только отчасти могут представить или даже воспроизвести посмертное состояние души. А умиравшие подлинно и ожившие, намного больше плакали, чем благодатью наученные, потому что опыт ада был полный, доподлинный. Сомнений в том, что почти все остаются во мраке ада по смерти, у меня нету. Нету сомнений, что непросвещенные души не в состоянии миновать мытарств, быть может, они не могут даже понять свое задержание, т.к. не имели опыта восхождения к Свету при жизни. Вот здесь у меня чем-то позиция сходна с Леонидом - бездуховные никаких мытарств проходить не будут, будучи "автоматически" удержаны темными силами. Насколько же важно отрешиться душой от тела?- отцы говорят, что лучше как можно более избавляться от дебелых плотяных помыслов, Исаак Сирин пишет, что даже от их причин. Но от самого тела отрешиться мы не в состоянии, можем даже повредить душевному устроению вместе с телом. К тому же дело восхищения ума в молитве в сокровенную, сверхестественную, священную область Духа, есть дело не ума, а самого Духа, и может произойти и с дебелым умом. Главный фактор здесь - не отрешенность от тела, а смирение души. Можно в гордыне отрешиться от тела разными практиками, но остаться без благодати, и в результате встретиться лицом к лицу с другими духами, поднебесными. Что частенько случается при очистке чакр и т.п., о чем мы тоже недавно говорили. Тело - данный Богом барьер для таких чудовищных и смертоносных контактов. Поэтому исихия сторого практикует удерживание ума в теле при любой молитве при