Исихазм

Автор Тема: О ДУХОВНИКЕ  (Прочитано 136711 раз)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #30 : 02 Июль 2011, 12:57:23 »
Я думать не решаюсь своим падшим умом в делах духовных, поэтому святых отцев слушаюсь.
а где вы щас найдете священника с непадшим умом, просвещенного нетварным светом, и еще вдобавок досточно опытного, чтобы реально когото родить в Духе??

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #31 : 02 Июль 2011, 12:58:20 »
Спаси нас Христос.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #32 : 02 Июль 2011, 13:02:40 »
Аминь.

and-zhitnikov

  • Сообщений: 11
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #33 : 02 Июль 2011, 14:18:22 »
Вот интересно тоже
Цитировать
Духовное руководство

   Вы пишете, что от московских отцов такой пользы не находите, какую ощущаете от пустынных. Это может быть потому, что и пророки во отечествии своем от своих ни чести, ни доверия не имеют, а посему не они виновны, а те, которые без веры ищут пользы. Есть люди смиренные, которые от всякого отца что-нибудь полезное усваивают, а также есть люди и несмиренные, которые не только живым, но и отшедшим, то есть прославленным отцам Святою Церковию, не во всем доверяют (преп. Антоний, 22, с. 241).
Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев.
"сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим"

Dimytry

  • Сообщений: 137
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #34 : 02 Июль 2011, 16:38:28 »
Цитирую по памяти : "Если слепой будет водить слепого, то оба упадут в яму","Не надейтеся на князи, на сыны человеческие,в них же несть спасения","Не  зовите никого учитель... один у вас Учитель-Христос", Наверное ещё много можно подобрать цитат.Под любую точку зрения можно массу цитат подобрать из писания и у с. о. Потому обращение к цитатам не всегда надёжный путь.Необходим личный опыт. Думаю ,что по началу должен быть, кто- то идущий впереди, и не обязательно священник. Как и в любой другой области.чтобы разобраться нужен помошник.

Антоний Сурожский говорил, что невозможно стать настоящим христианином, если не увидишь в глазах хотя бы одного человека сияния вечной жизни. Вот в этом смысле необходим , уже дышащий воздухом истииной Жизни кто-то, что бы загорется от него, чтобы почуствовать вкус и возможность лично для себя Новой Жизни. Ухватив основу - самое главное можно уже дальше и самому идти. Есть множество примеров в биографиях разных людей, когда умирал первый наставник, человек уже себе никого не искал, ибо от первого получил искру, а потом всю жизнь её раздувал и иногда сам становился пламенем, способным зажечь других.

А за красивыми словами "послашание", "отречение от своей воли", лежит духовная реальность, невоспроизводимая в настоящем , тем более вне монастыря. Можно, конечно поиграть в "монастырь",но очень дорога плата за такую стилизацию своей драгоценной жизни "под православие".

Но отрицая неправильное "духовничество", не разумно было бы пройти мимо Дара Божия - человека который мог бы стать настоящей опорой и путеводной звездой в Новой Жизни, а вот кто это будет - сосед или известный старец пусть каждому подскажет его сердце, здравомыслие и Господь.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #35 : 02 Июль 2011, 18:32:17 »
Есть разные подходы в духовной жизни-есть духовные священники очень осторожные и учат осторожности на Афоне среди турецкого ига есть менее осторожные о.Дмитрий Сысоев.. хороший миссионер прямой,открытый,хороший пример для подражания но желающих не много,а желающих занятся Иисусовой молитвой растет,это при турецкой окупации найден один из способов исполнения Заповедей в уме и сердце-не высовываясь наружу в пустыне или в хижине их выгнали турки из прекрасных домов в Константинополе-депортировали-мягко говоря..Пришли воины а нам что делать-Иоан Креститель-воинам -идите получайте жалование и никого не обижайте-сейчас в России 1миллион воинов -хотят жалование платить половине 450000 а половине бесплатно.. хоть бы дедовщину вытравили столько методов как это сделать-обратитесь к народу в форуме и получите совет,если главный протерей не может подсказать,главный духовник Вооруженных сил России.. Простая и лёгкая задача перед таким гигантом православия -прекратить насилие в армии самой,где все бойцы-и одного бойца доводят до самоубийства,другого изнасилуют третьего покалечат..Значит в пративогазную сумку положить газовый балон против медведя,и пусть дембеля только подайдут к салаге.. либо чётки на шее -как католики носят в виде бус,с шариками-розарии..
Даже внешне священики отличаются-один с касой обтянутой резинкой,другой выбрит на лысо,третий подстрижен под бокс и бородка клин массонский..Не мало важно с кем священик общается в каких кругах и группах-кого он поддерживает а кого давит..Сегодня День святого Иоана Шанхайского и Сан Франциского -какое было противостояние в церкви при нем здесь-уму не постижимо чуть не посадили,судьи оказались верующие католики -не стали грешить при народе-отпустили с миром..,а могли наказать по всей строгости-здесь за пропажу денег или даже неуплату сажают в тюрьму..исключений нет..и для архиепископов..А духовник он был необыкновенный и по сей день о нем говорят как о заботливым за каждую душу пастыре-ежедневно служил не по воскресениям как теперь,каждый день вечером классы с детьми сиротами в приюте Тихона Задонского-сегодня таких классов нет-вот форум -можно тут задать вопрос и среди ночи-а кто тут прав..
Я не могу понять Радиона -Радион не может понять меня даже когда я молчу..Но есть же Истина -если он прямой то он её примет как есть,если она мне необходима лично для моей жизни здесь пока дышу то я её и возьму себе-но нужен тот кто знает её..
Семинария дает общее  направление Идеи Закона Божия а как у кого путь к достижению спасения сложился -надо разгадать и завернуть его в правильном направлении безопасном..Человек спился или скурился-ну куда его-в дурдом говорит отец,из дурдома ко мне на исповедь..Приходит под гипнозом,весь запуганый,перепуганый мозги отбиты метамерфи и врачами..Мне делился индеец он в дурдоме работал -как он успакаивал буйных..Что угодно-человек с войны пришел -убивал-сам раненый чуть не убили-полный кошмар в голове-куда с этим состоянием ему двигать-сейчас ждём прихода войск из Афгана-у вас уже ветераны пенсионеры а тут все крутые-пастырям работа-православные будут в этом деле или нет- я с одним но вечерам шепотом говорил -успакаивал от кошмаров пока меня не выгнали из монастыря-а потом следом его,он был нужен только на послушаниях-а времени на беседы,эти его беды грекам слушать некогда-билы большие гасят,..духовники перезагружены их пока 4  в 4 х комнатах в одной церкви..Это всё настолько сложно .. я не знаю как у вас там в России.. А что сказать пацанам-отцы не находят слов для них-Человек из Челябинска им может сказать правильно и они поймут его-Еванглие это сложно..  Выросли на рэпе,хеви метале..

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #36 : 02 Июль 2011, 21:38:31 »
К великому сожалению в нашей сегодняшней Церкви духовничество и духовное окормление, которые по сути своей есть Таинства, элементарно профанируются, впрочем, как и другие Таинства...например, Покаяния...а ведь все это взаимосвязано теснейшим образом...звенья одной неразрывной цепи...с духовничеством вообще творится что-то непонятное...игры какие-то...прости, Господи...такой вот пример...женщина просит опытного священника весьма преклонных лет стать ее духовником...тот говорит, что слишком стар и сил нет, особенно на непослушливых...она не отстает...тогда он ставит ей жесткое условие, чтобы она среди клира нашла себе духовника из священников помоложе, и только после этого он де возьмется ее окормлять...она так и сделала...и получилось, что у нее сразу два духовника, причем в одном храме...разве не нелепость?...и такая двудоховническая ситуация становится причиной многих искушений для нее....например, она исповедуется молодому, но не чувствует благодатного облегчения после исповеди ему и тут же идет на повторную исповедь к старому духовнику...или молодой духовник приняв исповедь, на вопросы ее отвечать категорически отказывается, отсылая ее к старому духовнику... и как все это понимать? и как все это согласуется с обильно процитированными наставлениями с.о. ? :oops:

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #37 : 02 Июль 2011, 23:04:08 »
Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев.
Цитировать
Св.Игнатий Брянчанинов.
Так он говорит об этом в своих письмах: «Отец Макарий Оптинский решительно отвергал умное делание, называя его причиною прелести,  и преподавал одно телесное исполнение заповедей… Но отец Макарий в наше время был лучшим наставником монашества, действовал по своим понятиям, с целию угождения Богу и пользы ближним, при значительном самоотвержении» (П., с.114).
      «Нужны мужи духоносные, а ныне даже водящихся отчасти писаниями Отцов, при объяснении их душевным разумом, каков был отец Макарий Оптинский, нет… Даже наружное благочинное поведение, какое введено было в Оптиной Пустыне отцами Леонидом и Макарием, почти всюду оставлено» (П., с.116)."
Тому кто занимается и.м...нельзя идти путём тех кто шёл чисто внешним деланием...
« Последнее редактирование: 02 Июль 2011, 23:15:11 от mirnestranik »
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #38 : 02 Июль 2011, 23:54:31 »
сам Серафим тут своей рукой заповедует учиться по Добротолюбию. Он сам был самоучкой по Паисиевому Добротолюбию, с книгой уходил в затвор... Паисий Величсковский самоучка, Силуан Афонский самоучка.. столько святых самоучек и все говорили надо читать отцов и молиться самим. Какие еще поиски горе-духовников слепых? Не найти сейчас реального духовника опытного, который будет тратить на тебя свое время.. а если не будет тратить время, все его советы - мимолетная несерьезная пустота

http://www.hram-v-ohotino.ru/pravoslaviye/ssarovskiy.htm

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #39 : 03 Июль 2011, 00:13:09 »
Но мой вопрос был прост.

Я много услышал о том, что духовник не нужен...
может кто то скажет противоположное.....я хотел бы "услышать".
если таковых нет то...значит духовник не нужен....


ГеоргийА, мне нужен и очень нужен духовник.
Именно для наставления и водительства на пути УД. Такой, о котором говорил elm:
а где вы щас найдете священника с непадшим умом, просвещенного нетварным светом, и еще вдобавок досточно опытного, чтобы реально когото родить в Духе??
Я искал и молил Бога о таком человеке. И вовне не нашел его.
 
Но также как Бога наивно искать где-то вовне своего сердца, также и с истинным духовником.
И скажу вот что: если не нашелся духовник – другой человек, то не надо унывать.
 
Наша сокровенная сущность, наше истинное Я способно стать и духовником, и наставником, и целителем и родителем в Духе с великой помощью Божьей.

Нет духовника в другом человеке – и не надо. Он есть в тебе, но сумей пробиться к нему.

Но сказанное мной вовсе не исключает обращение к священнику, которому доверяю.
Получив от него совет, как от духовного друга, могу с рассуждением принять его. Или нет.
Точно также обращусь и к участнику форума. Разницы не вижу...


ГеоргийА, молитесь ли Вы ИМ? Имеет ли для Вас путь Умного Делания хоть какое практическое значение?
Если нет, то мы с Вами вкладываем в понятие "духовник" абсолютно разный смысл...

Имхо, уделять излишнее внимание наличию-отсутствию духовника – это в некотором смысле наше недоверие к Богу и к Его способности водительствовать нами.

and-zhitnikov

  • Сообщений: 11
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #40 : 03 Июль 2011, 18:09:10 »
Цитировать
сам Серафим тут своей рукой заповедует учиться по Добротолюбию. Он сам был самоучкой по Паисиевому Добротолюбию, с книгой уходил в затвор...
Помоему подругому
Цитировать
По будням, спасаясь в пустыни, о. Серафим накануне праздников и дней воскресных являлся в обитель, слушал вечерню, всенощное бдение и за раннею литургиею в больничной церкви свв. Зосимы и Савватия причащался Св. Христовых Тайн. Затем до вечерни он принимал в монастырской келье приходивших к нему, по нуждам духовным, из монастырской братии. Во время вечерни, когда братия оставляли его, он, взяв с собою хлеба на неделю, удалялся в свою пустынь. Всю первую неделю Великого поста он проводил в обители. В эти дни он говел, исповедывался и причащался Св. Тайн. Духовником его с давнего времени был строитель — старец Исаия.
http://www.sedmitza.ru/text/440116.html
Цитировать
Силуан Афонский самоучка..
Вроде нет
Цитировать
Да будет для тебя примером такого поведения преподобный Силуан Афонский. «Совершенно исключительное внимание отдавал он внутреннему духовному послушанию духовнику, считая его Таинством Церкви и даром благодати. Обращаясь к духовнику, он молился, чтобы Господь через Своего служителя помиловал его, открыл ему Свою волю и путь ко спасению; и, зная, что первая мысль, которая рождается в душе после молитвы, есть указание свыше, он ловил первое слово духовника, его первый намек и дальше не вел беседы. В этом мудрость и тайна истинного послушания, цель которого познание и исполнение воли Божией, а не человеческой
Вот интересно
Цитировать
Ты, надеюсь, уже понял, какое важное значение имеют первые слова духовника, сказанные в ответ на твой вопрос. Именно они — от Бога, именно в них заключена Его воля, познать которую ты желал. Об этом говорил великий духовник земли Русской преподобный Серафим Саровский: «Первое помышление, являющееся в душе моей, я считаю указанием Божиим и говорю, не зная, что у моего собеседника на душе, а только верую, что так мне указывает воля Божия для его пользы».

Мнения преподобного Серафима придерживались и другие святые духовники. Так, иерей Петр Петриков писал о праведном протоиерее Алексии Мечёве: «Воли своей он не навязывал даже своим духовным детям. Когда же просили у него на что-либо благословение, он говорил обыкновенно свое мнение. Если же тот настаивал на своем, приводя доказательства, якобы опровергающие совет батюшки, то он, бывало, и согласится, и благословит, но мнение свое, которое всегда было единственно правильным, он высказывал лишь однажды»
"сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим"

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #41 : 03 Июль 2011, 18:48:26 »
если подробнее изучите жизни Серафима и Силуана, найдете, что наставников в молитве у них не было. Если надо я могу поискать цитаты, пишу с телефона, потребуется время. Понятное дело, сам монашеский строй обязывает иметь "духовника", потому что зиждется на послушании, но это не учитель молитвы. Такие "духовники" у всех почти есть, у вас, у меня, но тянуть таким чужое умное делание далеко не по силам. Серафим однозначно учился молитве по Добротолюбию, Силуан впадал в прелесть и сам описывал как открывал состояние не духовнику, а ЧЕТЫРЕМ разным духовным мужам и ни один из них ему не помог. И вообще он 15 лет мучился с чужими советами, пока сам Господь его не вразумил: "держи ум во аде и не отчаивайся". Так что сами подумайте какой его вел духовник. А так, формально, в монастыре у каждого монаха есть "духовник", но далеко далеко не всегда это учитель молитвы... Учителя молитвы вы сейчас не найдете. Точнее может и найдете, но ему будет далеко не до вас..

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #42 : 03 Июль 2011, 21:09:48 »
and-zhitnikov и ГеоргийА и всем, кто питает иллюзии по поводу послушания:

Возможно, Вам будет полезно ознакомиться с подборкой свт. Игнатия Брянчанинова
"Об образе жительства христиан последних времен" – о послушании, об играх в послушание,
о старцах и о духовниках.



Цитата:  СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ ОБ ОБРАЗЕ ЖИТЕЛЬСТВА ХРИСТИАН "ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН"

Современное положение

Пимен Великий… живший в 5-ом веке говаривал: “О совершенстве беседуют между нами многие, а действительно достигли совершенства один или два”. Святой Иоанн Лествичник аскетический писатель 6-го века свидетельствует, что в его время очень умалились сосуды Божественной благодати...причину этого святой видит в изменении духа в обществе человеческом; утратившим простоту и заразившимся лукавством (Сл. 26, гл. 52). Святой Григорий Синаит, писатель14-го века решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки; причину этого Синаит указывает в необыкновенном развитии пороков, происшедшем от умножившихся соблазнов. (Добр. Гл.118, ч. 1). Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!


Путь послушания стал решительно невозможен по причине оскудения духоносных наставников: С оскудением наставников оскудел и великий подвиг послушания, скоро приводивший подвижников к святости: вера, составлявшая сущность этого подвига, требует, чтоб предмет ее был истинный и духовный: тогда она приводит к Богу. Вера в человека приводит к исступленному фанатизму [9].

Иными словами привести к Богу может только тот, кто сам к нему пришел, а не тот, кто прочитал много книжек о том, как это делается. Нарушения этого правила кончаются плохо: …душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании – послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть... [10]

Самое распостраненный аргумент любителей современного старчества состоит в мнении, что будто бы вера послушника компенсирует “несоответствие” “старца” своему служению. Святитель Игнатий этот аргумент отметает решительно: Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола. (2 Сол.2, 10-12) [11].

Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати: в облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие [12] – предостерегает Святитель Игнатий за год до своей блаженной кончины.

По причине оскудения духоносцев [13] печальных пророчеств от Святителя удостаиваются не только современные ему монастыри: О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю. Восстановить некому. Для этого нужны мужи духоносные… [14] Святитель пишет о кризисе иерархии и всей воинствующей Церкви: Тяжело видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение. Но это – попущение Божие [15]. В высших пастырях ее (Церкви – и.И.) осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква [16].


Жительство по совету

...духовное жительство, предоставленное промыслом Божиим нашему времени... основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий [17] – вот краткая характеристика “жительства по совету”.

Соответственно меняется и отношение наставника к советующемуся. Совет не обязывает спрашивающего к обязательному его выполнению, как обязывали отношения послушника к старцу.
Скромное отношение советника к наставляемому – совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику... Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен [18].
Это и понятно, ведь наставник теперь не качественно отличающийся от послушника духоносец, а просто более опытный в духовной жизни советчик. Разумеется, советоваться и откровенничать о духовных вопросах можно не со всяким; наличие священного сана или высокого положения (настоятеля, наместника, инспектора и т.д.) не являются поводом для совета:
…причина откровенности о предметах духовных, – доверенность к наставляющему лицу, а доверенность к лицу внушается точным познанием лица… Напротив того: “Кому не извещавается сердце, тому не открывай его”, – говорит великий наставник иноков преподобный Пимен, египетский пустынник [19].

полный текст – здесь:
http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=311

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #43 : 03 Июль 2011, 21:21:45 »
про послушание на Афоне тоже немало читал – как Ефрем Катунакский был в послушании у "вредного" "старчика" с тяжелейшим характером, ни о какой ИМ и слышать не хотевшего. По совету своего наставника старца Иосифа Исмихаста Ефрем не только не ушел от "вредины" (хотя как он рвался!), но до самой кончины этого старца был в послушании у того. Ефрем все же привел своего старца своим послушанием к ИМ и получил благословение от старца пред его кончиной, а потом только пришел к старцу Иосифу.

Или вспомнить Порфирия Кавсокаливита...и его двух "воспитателей." :-)
Но Вы не перенесете афонские традиции во всей совокупности на нашу почву.
То, что Вы перенесете, будет уродливым овощем. Имо.

and-zhitnikov

  • Сообщений: 11
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #44 : 03 Июль 2011, 23:07:16 »
Понял все, духовников нет и быть не может и искать не нужно.
"сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим"