Исихазм

Автор Тема: арх.Нектарий о ложном понимании Бога  (Прочитано 4924 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #15 : 31 Июль 2011, 09:28:56 »
Почему же тогда сам апостол любви говорит так, Александр?

Вообще-то, обращение к Откровению - за высокими богословскими обобщениями - вещь весьма смелая или... слегка лукавая. Что мы видим в Откровении? А видим мы в нем образно-символический ряд, поданный в ветхозаветном стиле. Божьи силы - в Откровении -  карают, насылают язвы и убивают напропалую. И теперь мы - на основании Откровения - будем делать обобщения в духе Иосифа Волоцкого, что убивать - ради Христа - это не грех, ведь и ангелы Откровения людей мочили?.. Или все-таки не будем, вспомним, чьи мы дети? Также надо четко понимать, что образное видение по сравнению с сверхобразным - всегда ограничено и искажено. Это азы исихазма и паламизма.

Объяснение же простое. Божию любовь человек в падшем состоянии воспринимает через мучение, страх и ненависть. И переносит эти чувства и состояния на Бога: Бог мучает, внушает страх, ненавидит, жаждет крови. И начинает поклоняться такому родовому божку... А Бог любит...

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #16 : 31 Июль 2011, 12:31:13 »
И теперь мы - на основании Откровения - будем делать обобщения в духе Иосифа Волоцкого, что убивать - ради Христа - это не грех, ведь и ангелы Откровения людей мочили?..
Есть заповедь "не убей", вот хоть бы она покажет ложность такого обобщения и прочтения "Откровения"  решившему так обобщить и прочитать. Делать ложные выводы просто (если даже из такой истины как "Бог есть любовь" ложно выводится и прикрывается ложь), а полностью понимается запечатанное в Писаниях только духом Божиим. Подочищенной совести хоть бы понять, за что Бог ненавидит "дела николаитов", чтобы не поступать так же и не потокать этому, и только беззаконник (отрицающий Закон) поймёт (и не обличится совестью) как карт-бланш для убийств и ненависти.
Объяснение же простое. Божию любовь человек в падшем состоянии воспринимает через мучение, страх и ненависть.
И пророки, и апостол Иоанн, когда повествовали писания были праведники - одной ногой в Саду Эдемском. 

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #17 : 31 Июль 2011, 15:29:07 »
И пророки, и апостол Иоанн, когда повествовали писания были праведники - одной ногой в Саду Эдемском. 

Но была и другая нога, не так ли.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #18 : 31 Июль 2011, 15:40:32 »
И пророки, и апостол Иоанн, когда повествовали писания были праведники - одной ногой в Саду Эдемском. 
Да...мне то же непонятно...
А может быть пророки писали для людей...а не для ангелов, каковыми сами являлись...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #19 : 31 Июль 2011, 17:32:43 »
И пророки, и апостол Иоанн, когда повествовали писания были праведники - одной ногой в Саду Эдемском. 
Но была и другая нога, не так ли.
Как и Христос плотью был здесь. Его пребывание плотью здесь вплоть до распятия привело и приводит к пониманию Бога. Если бы Он имел общение лишь как Сын с Отцом (лишь в Эдемском Саду), а телом (на земле) не свидетельствовал бы о любви до Креста - послание Всевышнего не раскрывалось бы...И эта Любовь встретилась во плоти с мучениями на кресте, не ложным страхом перед волей Всевышнего в момент моления в Гефсиманском саду, и внешней ненавистью людей.
 Разумеется, и пророки и апостолы (и святые) одной ногой здесь, другой там. Имеющий обе ноги там - или уже в мире ином, или сбежал от работы по свершению мира сего и себя в нём к Богу ("нога", что на земле, проходит путь к Небесам)...
...в этом уверен, да и сказано:
"Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста" (1Ин.4: 2-3)
 Закон Божий как плоть для Благодати Божией как духа. И Христос пришёл, и пригвоздил Закон во плоти к Кресту (как сказано). Он пришёл исполнить Закон, но не нарушить. Отвергая плоть Закона, отвергаешь и пришествие Христа во плоти.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #20 : 31 Июль 2011, 18:50:31 »
Разумеется, и пророки и апостолы (и святые) одной ногой здесь, другой там. Имеющий обе ноги там - или уже в мире ином, или сбежал от работы по свершению мира сего и себя в нём к Богу ("нога", что на земле, проходит путь к Небесам)...
Речь, если помните, изначально шла именно о том, что апостол любви явно выразил ненависть к делам николаитов.

Цитировать
...в этом уверен, да и сказано:
 Закон Божий как плоть для Благодати Божией как духа. И Христос пришёл, и пригвоздил Закон во плоти к Кресту (как сказано). Он пришёл исполнить Закон, но не нарушить. Отвергая плоть Закона, отвергаешь и пришествие Христа во плоти.

Плоть Закона? А я уверен, что "закон и пророки до Иоанна". А после – спасение наше уже не подзаконно. И не по Закону, поскольку Закон исполнен. И благовествуется нам Царствие, и "всякий усилием входит в него".

Это я прочел:
«истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;  отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.» (Кол. 2:14,15)
Вот что произошло с Законом.
и "конец закона - Христос, к праведности всякого верующего. (Рим.10:4)"

Новый Завет нам был дан один – это Любовь-Агапе, Любовь-отдача, она же и Новый Закон. В Ветхом завете Бог не открылся людям как Агапе.

А Вы что имели в виду, говоря
Цитировать
И Христос пришёл, и пригвоздил Закон во плоти к Кресту (как сказано)
И с плотью какого Закона Вы отождествляете плоть Христа?
« Последнее редактирование: 31 Июль 2011, 19:14:22 от прозелит »

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #21 : 31 Июль 2011, 22:48:23 »
К этой теме можно посоветовать этот труд: http://www.klikovo.ru/db/book/head/  Архиепископ Сергий Старгородский. ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ. 
Очень подробно раскрывается вопрос отличия Православия от Западной Церкви, и вопрос понимания, что не дела (за награду) должны быть впереди, а преображение человека, плод которого есть не возможность не творить эти дела.
К сожалению, в бумажном варианте не могу найти, когда то один батюшка дал почитать довольно давнее издание.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #22 : 31 Июль 2011, 23:07:16 »
...
Я понимаю, прозелит, и Вашу мысль и цитаты. Добавлю ещё от ап.Павла:
"...делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех».(Рим. 3:28) И эта основная мысль Павла в посланиях к Римлянам: что вера движет делами, что "праведный верою жив будет" несколько раз повторено им, как сказано ещё у пр.Аввакума:
2:4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет.
 Так апостол Павел, главная мысль которого "праведник верою жив будет", полнее раскрывает апостола Иакова, главная мысль которого "вера без дел мертва", и наоборот.
И с плотью какого Закона Вы отождествляете плоть Христа?
Божиего.
 

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #23 : 08 Август 2011, 02:01:27 »
И не по Закону, поскольку Закон исполнен.
Вот и нам надлежит исполнить в себе Закон, как во Христе он исполнен - так и нам надлежит во Христа исполниться. И когда Господь облагодатствует Утешителем, тогда слова Александра:
Благодать - выражение полноты, закон - ее ограничение.
Будут истинны в ушах святого, во Христе свершённого.
 Я не настаиваю.
 Вот думаю: Что такое "Закон Божий", вглубь очевидного: заповедей Декалога и раскрывающих и обновляющих речений Нагорной Проповеди - это сокровенное, на сердце каждому своему сыну Всевышним начертанное, в нём и читается. Обрядная часть и рукотворная "заповедь на заповеди" только рукоделие и поверхность - также тело религии, оформление веры. (имхо)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #24 : 08 Август 2011, 16:11:48 »
Подочищенной совести хоть бы понять, за что Бог ненавидит "дела николаитов", чтобы не поступать так же и не потокать этому, и только беззаконник (отрицающий Закон) поймёт (и не обличится совестью) как карт-бланш для убийств и ненависти

Раз есть какие-то недоумения по поводу понимания слов апостола, сказанных Пергамской Церкви:
"у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу"
(Откр.2:14)

и Ефесской церкви:
"Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу"
(Откр.2:6)

то надо разобрать их поподробнее. Безусловно, в Писании есть образная речь, об этом нельзя забывать, но есть и прямая речь, когда пророки передают непосредственно речь Господа, как в данном случае ап. Иоанн, видящий Господа и напрямую разговаривающий с Ним. Он передает слова точно в том звучании, в каком они ему были сказаны Господом, и говорить, что он в данном случае как-то исказил их или образно их "переосмыслил", это значит произносить хулу на него

О различии того, когда святые пишут "от себя" (и иногда ошибаются или излагают вопрос "образно"), а когда говорят от Лица Господа, пишет в своих Вопросоответах преп. Варсонофий Великий (сам со ссылкой на прямое откровение ему об этом от Господа). В последнем случае это происходит всегда, когда они, точно так же, ссылаются на прямое откровение об излагаемом ими вопросе

Непонимание этого различия (образности Писания и прямой речи Господа к пророкам) -- это непонимание основ экзегезы Писания (следствие, обычно, ложной аскетики или вообще ее отсутствия). Именно такое  отсутствие и искажение аскетики, в сторону восточных учений, произошло в России в 19 в., когда возникло, в частности, толстовство и интелигентское понимание Бога как Бога абсолютной Любви и Всепрощения, что привело к критике господствующей Церкви и государства за "стяжательство" и насилие" и, в исторической перспективе, к неисчислимым бедствиям для русского народа

Поэтому, нет никаких сомнений в том, что Сам Бог говорит в Писании устами ап. Иоанна "Ненавижу дела николаитов", и это никакое не образное выражение, а Его прямая речь. Бог любит (творение) и ненавидит (грех, творение искажающий) и все это в Нем присутствует просто и неразделенно, потому что Он выше и того, и другого понятия о Нем