Бирки и штампы появились в Православии, когда оно стало государственной религией и постепенно слилось с государством, перестав быть верой Христовой, все более обретая элементы репрессивности и нехристианской жестокости, свойственные самодержавию...
Ортодоксия (православие) [с]формировалась сразу как государственная религия, восходит к св.равноапостольному царю Константину и его империи – Византии. И первый, по его инициативе созванный Вселенский Собор в Никее в 325 году, можно считать рождением ортодоксии. Об этом я погуглил
, т.к. знаю мало – не дошёл интерес до этого, зато долго был поглощён во времена предшествующие, которым Вы дали свою романтическую формулировку: «не слитая с государством вера Христова»
. Хотел бы и Вас послушать, как Вы видите первые общины верующих…А, если позволите, и своё очень краткое, сдерживая себя (т.к. говорить об этом люблю и много) путешествие в прошлое представлю. Возможно, кого-либо немного образует, и снимет «бирки». Потому что «снимать бирки» можно только с того, что ты видишь (хоть как-то) в чистом виде - если же не имеешь никакого образа того, с чего собираешься снимать бирку, то такое снятие бирки (опять повторюсь, имхо) – пустословие.
Кстати, из самого НЗ мы знаем, когда уверовавшие в Мессию стали называться "христианами": «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.»(Деян.11:26) Середина/вторая половина I века, когда апостолы Павел и Варнава выносили и распространяли веру (за пределы Израиля/Иудеи), в Антиохии (современной Турции, тогда Сирии) уверовавшие греки повесили на себя "бирку""христиане" - переведя на свой язык слово "мешихим" (мессиане). В момент проповеди Господа и Он, и его ученики были изнутри иудаизма; тогда проповедовало много великих учителей, как например рав Гамлиэль (св.Гамалиил, учитель ап.Павла), отшельник иудейской пустыни Йоханан (св.Иоанн Креститель)... Генеральные линии иудаизма времён пришествия Мессии выделил ещё фарисей I-го века Иосиф Флавий (признанный и церковными писателями, и историками).
Кто хочет ознакомиться с его свидетельством:
http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/18.html (абзац 2 по 6)
Рекомендую ознакомиться с этим текстом Флавия, также см. кн.18 гл.3 абз.3, кн.18 гл.5 абз.2, кн. 20 гл.9 абзац 1 - первые не новозаветные исторические свидетельства о евангельских героях. На этом историческом фоне из Назарета галилейского вышел Пророк, среди того Йешуа а-Ноцри учил как Сын Божий (Мф.7:29). Так что большей частью из простого народа земли (верующих ам а-арэц), и из среды основных течений иудаизма образовалась новая община - людей уверовавших, что Мессия пришёл. "Йешуа hу а-Машиах, о ло Машиах", - так рассуждал паруш, видя явные чудеса, но колеблющийся в закрытом от Мессии сердце - и это была великая драма и вопрос серьёзней сформулированного через столетия Гамлетом, потому что паруш времён Мессии очень хотел видеть в Нём Мессию, и не раз они обступали Его с вопросами: «...ад мат
ай тахз
ик эт нафш
эну бэ-м
этах? им ат
а а-маш
иах, эм
ор л
ану бэ-бэр
ур» (Ин.10:24) («долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо»). Ответ «…а-маас
им шэ-ан
и ос
э бэ-шэм ав
и –
эле мэид
им ал
ай…» (Ин.10:25) («дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне») Так что многим хватило этой истинной проповеди, чтобы уверовать, и сказать вслед Шимону, самим Учителем прозванному как Кифа: «ант мешиха» («Ты Мессия» арам.). И т
ак, как завершились земные деяния Мессии, по Вознесении, и по осенении Святым Духом собравшихся в Сионской Горнице в Иерусалиме учеников, началось устроительство общин. От 33 года и до проповеди другим языкам, когда: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.»(Деян.11:26), до того времени первые уверовавшие именовались назореями (деян.24:5) или просто на своём языке «нищими» (Иак.2:5)(галл.2 - 9:10) - эвъйоним (эвиониты, эбиониты – по разному неточно транслитерируют) – как простое самоназвание по факту нищеты (материальной и духовной), которая по-заповеданному являлась и является добродетелью.
...
Вообще для
меня лично первенствует принятие Заветов - Синая и Свидетельства Христа - с принимающим Слова Заветов Бога просто и хорошо в одном шатре. А внутри того могут быть различные интересы (благо что каждый - личность) - может первые общины и становление Христианства - может сирийский исихазм (нам мало известный) - может паламизм и Афон - может свет византийских святых отцов - может позднее подвижничество Руси. Имхо ничто это не "бирка" в чистом понимании.