Исихазм

Автор Тема: Православие без многовековых бирок, штампов и прочего  (Прочитано 13561 раз)

GaSl

  • Сообщений: 27
    • Просмотр профиля

Хуже всего приходится тем, кто не умеет отличать волков по запаху, не имеет нужного для этого внутреннего устроения и к тому же не желает в точности следовать православному учению, считая многое в нем бирками, штампами, "ментальными схемами" и т. п. Они тогда просто добавляют к своему, основанному на восточной мистике, внутреннему устроению христианские элементы, то есть к волчьей сущности видимость овцы, и являются тогда для себя и для других "волками в овечьей шкуре", представляя опасность для всех, но прежде всего для самих себя, так как способов выбраться из этого состояния (в христианскую сторону) у них не много. Но с другой стороны и надо-то немного, всего лишь глоток чистого воздуха
[/quote]
Любое неимение, если найти правильную дорогу к цели, думаю, приведет к имению. Но вот нежелание " в точности следовать православному учению" и цепляние за свою точку зрения, за свои убеждения - это наверное, наша не всегда различимая гордость, неумение смириться. Как говорит Преподобный Никодим Святогорец:" Не полагаться на самих себя, возлюбленный мне брате, столь необходимо в нашей брани, что без сего, будь в том уверен, не только не возможешь одержать желаемой победы, не устоишь даже в самом незначительном нападении на тебя врага. Запечатлей это поглубже в уме своем и сердце."
Наша гордость и есть той волчьей сущностью, не избавившись от которой, любые наши усилия, любые наши так сказать "победы" (не могу подобрать пока слова точнее) так и останутся только овечьей шкурой. Опасность для нас в самообмане, потому, что держит нас на месте, не дает двигаться дальше.
То, что сейчас, на данном етапе личностной осознанности, кажется только биркой и штампом, в определенный момент может оказаться незаменимым и спасительным.
Сама себя ловлю иногда на том, что установка в процессе осознания чего-то глобального отбросить на первый взгляд не относящиеся к главному очень уж простые вещи действует очень успешно, а значит жива. Но в этот момент иногда забывается, что истина - проста. И вот так, отбрасывая бирки и штампы, можно отбросить самое главное.
Не нужно то, чего сейчас не можешь понять считать неважным. Просто всему свое время.
Мое мнение. Не обессудьте.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

То, что сейчас, на данном етапе личностной осознанности, кажется только биркой и штампом, в определенный момент может оказаться незаменимым и спасительным.
Сама себя ловлю иногда на том, что установка в процессе осознания чего-то глобального отбросить на первый взгляд не относящиеся к главному очень уж простые вещи действует очень успешно, а значит жива. Но в этот момент иногда забывается, что истина - проста. И вот так, отбрасывая бирки и штампы, можно отбросить самое главное.
Не нужно то, чего сейчас не можешь понять считать неважным. Просто всему свое время.
Мое мнение. Не обессудьте.

Думаю, проблема как раз в противоположном, когда вещи вспомогательные возводятся чуть ли не в ранг святыни.
На грубо-поведенческом уровне - это попытка в неофитский период соблюдать все и вся: обряды, посты, правила и тд и тп. Кто-то надрывается, а кто-то входит во вкус, становится этаким профессионалом-православным.
На уровне мышления - это формирование шаблонов на все случаи жизни. Случилась где-то катастрофа - типичный шаблонный ответ: "это попущение Божие нам во вразумление". Поцапался (-лась) с кем-то: "Искушение Господь послал" и т.д. Причем вполне возможно, что эти шаблонные утверждения и истинны. Но они произносятся (или продумываются) столь же механически и неосмысленно как в двадцатидвухтысячный раз читаемая молитва из вечернего правила. И вот эти шаблоны, принимаемые за духовность, не дают развиться росткам подлинной жизни в сердце (ну, тут наготове еще один шаблон про "окамененное нечувствие" и презираемую "душевность").
Как с этим бороться? Наверное сердце должно не избегать боли. Настолько, насколько возможно.





palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Имхо, правильная мысль. После крещения при сильной вере, или чаще всего, после т. н. "второго крещения", то есть по возобновлении (явно ощущаемого душой) действия Духа в сердце, случающегося от занятий, например, "умной молитвой", душа бывает способна отличить истину христианства (не только по научению в вере, что тоже очень важно, но и) "по вкусу", или, лучше сказать, "по запаху".
То есть глотнув в глубине себя чистого воздуха, она способна отличить благоухание христианской истины от вони чуждых ему восточных учений.
Можно ли считать это (способность отличать) духовным зрением?
Или видением?
Как определяется это понятие с точки зрения византийской аскетики?

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Опять-таки, возвращаясь к своей мысли, изложенной ранее, хочу заметить, что как бы вы все не думали, но если отбросить все внешние православные атрибуты и ритуалы, а заглянуть внутрь себя, и именно на внутренней путь, путь духовного возрастание и очищение души, мы находим невероятную аналогию с инославным аскетическим путем.
И этого не отнимешь. Против этого можно выступать, отстаивать "особенный" православный путь. Но мистический опыт открывает все новые и новые точки соприкосновения.
 ,
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

[Можно ли считать это (способность отличать) духовным зрением?
Или видением?
Как определяется это понятие с точки зрения византийской аскетики?

Скорее, обонянием. Но между этими чувствами в духовном мире нет разделения, как есть в вещественном, хотя различие остается. Таково, примерно, общее отношение к чувствам и их органам в духовном мире, основанное на диаде "различие-разделение", если говорить о византийском богословии. Но искать что-нибудь конкретное в подтверждение этого сейчас не хочется, дело не в богословии

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Скорее, обонянием. Но между этими чувствами в духовном мире нет разделения, как есть в вещественном, хотя различие остается. Таково, примерно, общее отношение к чувствам и их органам в духовном мире, основанное на диаде "различие-разделение", если говорить о византийском богословии.
Это имеет отношение к словам молитвы (3-я Симеона Метафраста по Причащении):
"...Чувств просвети простую пятерицу..."?

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Скорее, обонянием. Но между этими чувствами в духовном мире нет разделения, как есть в вещественном, хотя различие остается. Таково, примерно, общее отношение к чувствам и их органам в духовном мире, основанное на диаде "различие-разделение", если говорить о византийском богословии.
Это имеет отношение к словам молитвы (3-я Симеона Метафраста по Причащении):
"...Чувств просвети простую пятерицу..."?

не уверен, что в данном случае славянское слово "простую" имеет отношение к преображению чувств
славянский перевод по-преимуществу буквальный,  значит, в греческом там может стоять термин, означающий "просто" простое число, но это надо смотреть в тексте

если сказать что-нибудь еще об "обонянии" различных учений, то, действительно, на мой взгляд, даже не разбираясь еще в тонкостях какого-нибудь обсуждаемого тезиса, можно обнаружить и распознать его истинность или ложность по "благоуханию" или "вони", который он издает (а потом, разобравшись богословски точно, подтвердить это первоначальное впечатление). Это достигается либо долговременной практикой в богословии отцов, либо долговременной практикой в умном делании. Речь, конечно, о "мысленных" вони и благоухании, в том смысле как у некоторых отцов говорится о "мысленном" воздухе сердца

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Думаю, после таинства Крещения, по вере, человек сразу обретает дар "узнавать" истинное Предание из святых книг - так весьма удивительным образом святоотеческое учение довольно стройное, при том что подвижники, вне сомнения, учились (и Писания наизусть знали), бывали же и есть совсем простаки, но способные "на вкус" узнавать что от Священного Предания.
Имхо, правильная мысль. После крещения при сильной вере, или чаще всего, после т. н. "второго крещения", то есть по возобновлении (явно ощущаемого душой) действия Духа в сердце, случающегося от занятий, например, "умной молитвой", душа бывает способна отличить истину христианства (не только по научению в вере, что тоже очень важно, но и) "по вкусу", или, лучше сказать, "по запаху". То есть глотнув в глубине себя чистого воздуха, она способна отличить благоухание христианской истины от вони чуждых ему восточных учений.
После второго крещения... Думаю, при сильной вере, оно случается уже через несколько дней после церковного таинства (деян.1:5) – когда новорожденный делает первый глоток чистого воздуха, как нечто новое для себя. Рожденный из чрева делает первый вздох, затем здоровый ребёнок плачет, и, наконец, тянется к груди матери. Апостол говорит: как новорожденные дети возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение. (1Пет.2:2). В это время явственно различение, и ранимо воспринимаются и малейшие проступки, и неправильно произнесённое, и вредно услышанное, и, тем более, словесный заменитель чистого молока (внешние учения). Так что и не зная (ещё) Священного Предания, отсюда берёт начало распознавания на вкус. И потом, если потерял совсем нить этого дара - а, видимо, никто практически не сохраняет его от рождения в неизбежном дальнейшем «спуске на землю» - потом возвращает к жизни искусственное дыхание (возможно от "случайного" христианина); или,  например, через осияние святых непосредственно или через писания. (имхо)
У свт.Игнатия есть:
Изменение, производимое святым Крещением в человеке вполне ясно, вполне ощущается, однако это изменение остается для большей части христиан неизвестным: мы крещаемся в младенчестве, с детства предаемся занятиям, принадлежащим преходящему миру и падшему естеству, помрачаем в себе Духовный Дар, преподанный святым Крещением, как помрачается сияние солнца густыми тучами. Но дар не уничтожается, он продолжает пребывать в нас во все время земной жизни нашей. Так не уничтожается и продолжает существовать солнце, закрытое облаками [аскетические опыты, т.2]
 Крестившийся (вторым крещением) носит мертвость Иисуса Христа в теле как непреложный дар, потому всегда может вернуться к жизни. По свт.Игнатию даже крещёные младенцы...в это хоть и с радостью, но и с трудом верится.

GaSl

  • Сообщений: 27
    • Просмотр профиля

Как с этим бороться? Наверное сердце должно не избегать боли. Настолько, насколько возможно.

Для себя поняла, что когда тяжело и больно, то значит двигаюсь. А механичность и неосмысленность появляются, когда в какой-то момент понимаешь:"Чето легко и понятно..." Затишье, что ли? И тогда мне, неофитке, хочется как-то побыстрее научиться определять, когда вектор моих усилий изменился. Трезвению мне еще учиться и учиться.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Как с этим бороться? Наверное сердце должно не избегать боли. Настолько, насколько возможно.

Для себя поняла, что когда тяжело и больно, то значит двигаюсь. А механичность и неосмысленность появляются, когда в какой-то момент понимаешь:"Чето легко и понятно..." Затишье, что ли? И тогда мне, неофитке, хочется как-то побыстрее научиться определять, когда вектор моих усилий изменился. Трезвению мне еще учиться и учиться.

С чем бороться? Не понятно о чем речь

GaSl

  • Сообщений: 27
    • Просмотр профиля

Опять-таки, возвращаясь к своей мысли, изложенной ранее, хочу заметить, что как бы вы все не думали, но если отбросить все внешние православные атрибуты и ритуалы, а заглянуть внутрь себя, и именно на внутренней путь, путь духовного возрастание и очищение души, мы находим невероятную аналогию с инославным аскетическим путем.
И этого не отнимешь. Против этого можно выступать, отстаивать "особенный" православный путь. Но мистический опыт открывает все новые и новые точки соприкосновения.
 Iunija, не смотря на разность опытов инославных, то, к чему соприкасаются все, одно и то же для всех людей. И дверь ведь одна - Христос. Или я не правильно понимаю?

GaSl

  • Сообщений: 27
    • Просмотр профиля

Простите, не получается мне вложить цытату нормально.

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Скорее, обонянием. Но между этими чувствами в духовном мире нет разделения, как есть в вещественном, хотя различие остается. Таково, примерно, общее отношение к чувствам и их органам в духовном мире, основанное на диаде "различие-разделение", если говорить о византийском богословии.
Это имеет отношение к словам молитвы (3-я Симеона Метафраста по Причащении):
"...Чувств просвети простую пятерицу..."?
не уверен, что в данном случае славянское слово "простую" имеет отношение к преображению чувств славянский перевод по-преимуществу буквальный,  значит, в греческом там может стоять термин, означающий "просто" простое число, но это надо смотреть в тексте

Славянское слово "простый" имеет также значение "несложный, неделимый".
Наверное, это означает
... Но между этими чувствами в духовном мире нет разделения, как есть в вещественном, хотя различие остается... 

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля


Да, но тут тогда непонятно, почему она уже простая, до того, как просветилась:-)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Но вообще тема интересная, если относить ее к цели умного делания. Бог прост, в Нем нет разделений, но есть различия. Подвижник, стяжавший Духа, так же прост. В его душевно-телесных составах (не только органах чувств) нет разделений, но есть различия. Иначе богообщение невозможно. То, что просто, имеет общение только с таким же простым, как Он Сам. Но, мало того, подвижник, будучи простым, и мир вокруг себя приводит к такой же простоте и единству, по закону подобия, будучи подобное в подобном. Как Отец в Сыне, а Сын в Отце, Отец в сынах Божиих и они в Нем, так и подвижник в мире, а мир в нем: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам". Мир в самом подвижнике и мир вокруг него, потому что в нем Дух мирен. Потому Дух иногда изображается в виде голубя, что Он Дух мира и кротости, а иногда в виде огненного языка, потому что Он Дух ревности Божией, ревностной проповеди христианской истины и "огнь поядающий" грехи и всяческое неправомыслие. И одно в Нем неотделимо от другого, кротость и ревность, потому что Он прост. Невозможно быть кротким в Духе и не ревновать о христианской истине, поэтому подвижнику, желающему преуспеть в умном делании, как я думаю, необходимо избегать всяческого неправомыслия, чему эта тема, по-видимому, и посвящена