Делюсь сомнениями....
Открываем азбуку веры и читаем - "Православие (калька с греч. ὀρθοδοξία буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление»; греч. ὀρθός («прямой», «правильный») + δόξα («мнение», «слава»)) – истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви."
Вроде все понятно - прямая слава, правильное мнение, правильная слава, прямое мнение или что то близкое. Но при чем тут Единая Святая Соборная к этому понятию? Сразу не ясно. Яснее становиться позже. Когда оказывается что понятие православия у нас трояко.
И во первых (именно во первых) - это? правильно - догматы. Именно они, родные, и есть - чистое, целостное и неискаженное христианское учение. И во вторых - что? правильно - общество церквей, имеющих меж собой общение евхаристическое. То есть церквей, где верующих снабжают Телом и Кровью. И только в третьих - православие имеет мистический смысл. А именно православие в третьих понимают как "духовную практику (опыт) Богопознания через стяжание Божественной благодати Святого Духа, спасающей и преображающей (обоживающей) человека". Все вроде теперь понятно. То самое расхожее правильно славить бога в церкви.
Мои сомнения - ὀρθός («прямой», «правильный»), .... именно прямой, а слово "правильный" несет смысл не столько в как "верный" или "истинный", как принято, а "исправляющий", "показывающий искривления или выравнивающий их по эталону". Есть даже штука такая - "правило". То есть в моем понимании - прямой, исправляющий.
- δόξα («мнение», «слава»), ... слава - не столько величание, сколько совокупность добрых качеств, признание их наличия, доброе о них мнение. Я понимаю по детски
, православие это - исправляющее прославление (признание качеств, доброе мнение, любовь) Богом человека. А не наоборот. В основе чего лежит именно мистический опыт, благодать исправляющая, преображающая человека. Принимающий ее обретает славу. Не в смысле почитания, а иную славу - совокупность добрых качеств.
А достигается это поклонением Богу в сердце своем. Именно так благодать обретается.
Все остальное, что у нас во первых и во вторых на самом деле в пятых и в шестых должно быть, если вообще должно. А в том виде, в котором это все есть - тут вообще сто вопросов и нет ответов.