Исихазм

Автор Тема: Преподобный Нил Сорский  (Прочитано 39274 раз)

margav

  • Гость
Re: Преподобный Нил Сорский
« Ответ #15 : 18 Август 2010, 10:32:42 »
Очерк "Нил, Иосиф и Эвандер Холифилд. О вечном споре иосифлян с нестяжателями".

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=79291

Современность, но может кому будет интересно.  :-)
Интересная статья...правда, у нас осталось от Давидовой пустыни  совсем иное впечатление, нежели в статье...никакой хмурости и насупленности храмов...наоборот, воздух в обители - просто кисель из благодати...множество паломников...атмосфера праздника...Божественная Литургия...Святые Тайны...радость о Господе...еще не уехав, уже хотелось вернуться туда вновь...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Преподобный Нил Сорский
« Ответ #16 : 18 Август 2010, 11:21:19 »
воздух в обители - просто кисель из благодати...

Cупер! :)))
Надо бы подумать о производстве нового продукта "Благодатный кисель". Спрос точно будет.

margav

  • Гость
Re: Преподобный Нил Сорский
« Ответ #17 : 18 Август 2010, 14:12:32 »
воздух в обители - просто кисель из благодати...

Cупер! :)))
Надо бы подумать о производстве нового продукта "Благодатный кисель". Спрос точно будет.

Это шутка  или...что?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Преподобный Нил Сорский
« Ответ #18 : 18 Август 2010, 19:49:55 »
Слегка почистил тему.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Преподобный Нил Сорский
« Ответ #19 : 20 Август 2010, 16:19:53 »
воздух в обители - просто кисель из благодати...

Cупер! :)))
Надо бы подумать о производстве нового продукта "Благодатный кисель". Спрос точно будет.

Это шутка  или...что?

Извините, что отвечаю с опозданием.
Не ведитесь на "благодать" места. Это та же самая "благодать", которую можно испытать после посещения театра, музея, красивого уголока природы, задушевной беседы с друзьями и т.д. Эмоциональный заряд, просто в данном случае приправленный православным антуражем. Он не плох сам по себе, но цена ему невелика.
Подлинная благодать проявляется не в кайфе "кисельного" воздуха и "православного" антуража, а в тяжелые моменты, когда испытывается наша вера и способность любить.

margav

  • Гость
Re: Преподобный Нил Сорский
« Ответ #20 : 20 Август 2010, 16:45:45 »
"...та же самая "благодать", которую можно испытать после посещения театра, музея, красивого уголока природы, задушевной беседы с друзьями и т.д...." ???
неааа, брат ты мой,  не та...абсолютно иное, и сравнивать их просто кощунственно...имхо, конечно...
и причем здесь душевность и эмоциональность, скажите на милость?
и еще...у кого это православный антураж в Давидовой пустыни? Не у мощей ли Святых Угодников,  Божественной Литургии и Святых Христовых Тайн???...
конечно, это дело личного вкуса...
но я с Вашими словами согласиться не могу...и не хочу...простите...

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Преподобный Нил Сорский
« Ответ #21 : 20 Август 2010, 18:36:39 »
А как же известное "состояние души не должно зависить от вида из окна"?

ps простите, может я не прав, да и многое перестал понимать, но уже притомило меня, новоначального, что из Христианства сделали фетиш, ну тошнит. Простите еще раз.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Преподобный Нил Сорский
« Ответ #22 : 20 Август 2010, 18:51:55 »
Мне тоже странно, когда путают эмоционально-душевное умиротворение и благодать, изливаемую щедро в месте паломничества от Таинств и от того, что в самом этом месте есть несомненное мощное присутствие этой благодати, льющейся из Источника Живого. Каждый из нас получает в таких местах по мере своей. И сохранить по возвращении домой мало кто может.

Иное дело, когда благодать подается "в тяжелые моменты, когда испытывается наша вера и способность любить." Тогда прошедшему испытание она именно воздается.

Но и при посещении святых мест благодать подается, "не от дел", но именно авансом.
Оттого имхо после такого "стяжания благодати" и огребают паломники искушения и испытания по прибытии. И уже заранее предупреждают друг друга: вернешься из паломнической - предстоит терпеть искушения и нападения. Аванс...

По этой самой причине меня не тянет уже никуда ехать. Но если есть надобность - зажечь себя угасшего, катализировать, то знаю: как вариант - можно и поехать и увидеть "вид из окна", способный восхитить душу. Если потом внимательно хранить себя.

Все к делу как-то пригодно. И поездки по благодатным местам тоже.
« Последнее редактирование: 20 Август 2010, 19:08:11 от прозелит »

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Преподобный Нил Сорский
« Ответ #23 : 20 Август 2010, 19:42:05 »
В Евангелиях говорится лишь об одном святом городе - Иерусалиме. Но и то содержатся слова Господа о том, какая участь ждет этот город и храм из-за людей.
В Деяниях и Апостольских посланиях говорится о людях, а не о местах.
Святоотеческие труды посвящены перемене ума, а не поиску благодатных мест.
Подвижники, в том числе Нил Сорский, уходили в леса, на болота, они стремились измениться молитвенным подвигом, а не поиском святых мест для вкушения "киселя из благодати".
Это потом уж заключили их в золоченые раки, гробницы, объявили места святыми... "Кисель из благодати" - это все от мира сего, а "Царство Мое - не от мира сего".

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Преподобный Нил Сорский
« Ответ #24 : 20 Август 2010, 20:46:01 »
Подвижники приходили друг к другу за многие версты. А мы ездим к ним, а не к "местам", и они нас встречают.
Мощи же - в каждом антиминсе, Антиквар.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Преподобный Нил Сорский
« Ответ #25 : 20 Август 2010, 21:10:14 »
Подвижники приходили друг к другу за многие версты. А мы ездим к ним, а не к "местам", и они нас встречают.
Мощи же - в каждом антиминсе, Антиквар.


Нет, мне видится в этом лукавство. Не к святым мы приходим, а именно к их мощам. Подвижники приходили друг к другу для общения, а мы приходим - для поклонения. Не святой нам важен, а его мощи, которые должны нас исцелить, зарядить и так далее.
И "благодать" быстро теряется потому, что ее и не было. Умиротворение, умиление, покой - это все не благодать. Если искать такой "благодати" - не надо становиться христианином.
И таинство Евхаристии свершается не из-за святых мощей в антиминсе.
Ничего этого нет, повторюсь, ни в Евангелии, ни в Деяниях, ни в Посланиях. И святоотеческие книги - о другом.
« Последнее редактирование: 20 Август 2010, 21:26:52 от Антиквар »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Преподобный Нил Сорский
« Ответ #26 : 20 Август 2010, 21:39:22 »
Конечно же, Вы правы: никакие походы не принесут перемену ума. Но могут ее катализировать.
Связь со святыми есть у верующих (в том числе) и через их мощи, и через их место захоронения.

Люди знают и переживают это опытно, и не только люди.Стаи голубей, облепляющих могилу Матроны Московской отлично "знают" это, хотя никаких мощей в могиле уже нет. Можно это просто принять как есть и знать, когда это поможет. Можно назвать магизмом или язычеством или  лукавством и не принять. Тогда для Вас это перестает существовать...

Так что, с учетом сказанного Вами про перемену ума, весь вопрос - в личном приятии.

Точно то же происходит с захоронениями святых во многих традициях. Ничего специфически "православного" в этом нет - это универсальный принцип. И пуризм тоже везде существует: ваххабизм начинал с разрушения могил чтимых в исламе святых, настаивая на том, что этого нет в Коране и не было при Пророке.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Преподобный Нил Сорский
« Ответ #27 : 20 Август 2010, 21:53:27 »
Насчет роли мощей как катализатора:
Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и исходит отсюда, сделавшись иным человеком».

Цитировать
Ориген говорит: «В молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно — состоящее из людей, другое — из небожителей…». Мощи святых и являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства. К концу VII века обычай совершать Евхаристию только на мощах мучеников сделался уже почти узаконением: Франкский Собор постановил, что престол может быть освящен только в церкви, в которой есть мощи святых, а VII Вселенский Собор (787) определил, что «на будущее время всякий епископ, освятивший церковь без мощей, должен быть извержен» (Правило 7). С этих-то пор введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии. Таким образом, в каждом храме обязательно есть мощи святых, и сии мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши молитвы. При положении мощей в антиминс (или под престол, если он освящается архиереем) читается следующая молитва: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву».

http://www.chel-eparhia.ru/1600/relics.html

В престоле - мощи, в антиминсе - мощи. Изложенное выше - часть Церковного Предания.

То, что подчас происходит в поклонении верующих подмена: самостоятельное обожествление мощей как св.объектов и тем самым отделение святых от Бога - это отдельная тема...
« Последнее редактирование: 20 Август 2010, 22:08:00 от прозелит »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Преподобный Нил Сорский
« Ответ #28 : 20 Август 2010, 22:07:10 »
Цитировать
«Мощи твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех к ним притекающих»
,- читаем мы в молитве Преподобному Сергию.

заметьте, Антиквар: ни слова о том, что это - "Умиротворение, умиление, покой". Это - благодать, и всякий получит ее в меру свою.
« Последнее редактирование: 20 Август 2010, 22:19:08 от прозелит »

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Преподобный Нил Сорский
« Ответ #29 : 20 Август 2010, 22:31:23 »
Прозелит, приведенные Вами подробные цитаты говорят о сакрализации обычая.
О том, как общение верных постепенно подменялось поклонением святыням. И это поклонение становилось самодостаточным.
Это история того, как Христианство превратилось лишь в одну из религий, в "предание старцев", держащееся на авторитете Буквы.
Что касается  опытных переживаний "благодатности места", то я не отрицаю сам опыт таких переживаний, а лишь говорю о том, что он сам по себе еще не является христианским (как я понимаю, и вы говорите об этом).
Христианство - выше такого опыта. Другое дело, что подняться над привязанностью к "благодатным местам" и прочему не так просто, как кажется.