можно все упоминания о врагах в псалмах считать упоминанием о бесах.при таком прочтении псалмы становятся молитвами для духовной брани
Такой способ не всегда подходит. Я уже говорила:
Иногда текст почти не дает возможности переориентировать смысл на внутренних врагов
Псалом 108
6 Постави на него грeшника, и диавол да станет одесную его:
7 внегда судитися ему, да изыдет осужден, и молитва его да будет в грeх.
8 Да будут дние его мали, и епископство его да приимет ин:
9 да будут сынове его сири, и жена его вдова:
10 движущеся да преселятся сынове его и воспросят, да изгнани будут из домов своих.
11 Да взыщет заимодавец вся, елика суть его: и да восхитят чуждии труды его.
12 Да не будет ему заступника, ниже да будет ущедряяй сироты его:
13 да будут чада его в погубление, в родe единeм да потребится имя его.
14 Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, и грeх матере его да не очистится:
15 да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их...
...
Если читать со сосредоточением на смысле (у меня не получается увидеть в некоторых образах духовный смысл), мне становится не по себе, как будто сама кого-то проклинаю. Я обычно эти слова читаю без заглубления, а вторым планом параллельно молюсь "Господи помилуй".
Есть толкование Иоанна Златоуста на это псалом. Он видит в адресатах проклятий конкретных людей. Считает это пророчеством об Иуде. Но я не уверена, что полезно для души даже Иуду проклинать. Еще Иоанн Златоуст говорит, что сыновья - это не в прямом смысле сыновья, а последователи, грешники, следующие путем Иуды. Но все равно - люди же...
В общем, если у кого есть опыт приемлемого прочтения этого псалма - поделитесь, пожалуйста...