Исихазм

Автор Тема: Православие и харизматизм  (Прочитано 24972 раз)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Православие и харизматизм
« Ответ #210 : 01 Февраль 2012, 13:35:31 »
Пророческий дар ведет по внутреннему пути стяжания Святого Духа, пророческий дар раскрывает внутренние горизонты пути и указует на внутренние события... Этот дар - неотъемлимая часть умного делания и исихастской практики. Для внешнего человека такой пророческий дар будет пустым звуком, для человека оккультного этот дар станет частью оккультного прогноза (напр., астрологического). И лишь внутренний человек способен оценить всю его мощь и силу.

При этом внутреннем движении есть несколько искушений. Человек сталкивается с возникающим внутри непостижимым, вызывающим благоговейный трепет, и стремится поскорее облечь это в уже готовые формы, чтобы избавиться от страха перед непостижимостью. И поскорее скормить это своим душевным ожиданиям. У церковных людей это могут быть пророчества о грядущих бедствиях или предсказания собственной судьбы и тд и тп. У светских - по большому счету то же самое, только иным языком и в иных формах.
Еще одно искушение - это завороженность красотой пророчества, услышанного внутри себя или воспринятого извне. Желание наслаждаться этой красотой снова и снова, а для этого - законсервировать ее. Грубо говоря, популярные рассуждения об особой "энергетике" церковно-славянского языка - как раз имеют отношение к этой области. Или например, книги ветхозаветных пророков: язык, пусть даже и в переводе - завораживает. Можно ничего не понять, но ощутить тайную мощь слов пророка, образов, которые он использует, их сочетаний и переплетений. И - так и остаться стоять перед этой явной красотой и тайной мощью, приняв такое "стояние" за нечто "духовное". В светской литературе и искусстве - это известная идея эстетического наслаждения. В церковной жизни наделение внешней архаики - особой сакральностью.
Штука в том, чтобы пройти через эти искушения и банально не испугаться, не отвергнуть пророчества, услышанного внутри или вовне. Да, возникает вопрос о "различении", о пресловутой прелести и тд. Все эти проблемы существуют и готовых рецептов быть не может. Но, наверное, хуже всего было бы рассматривать их как непредолимое препятствие.