Исихазм

Автор Тема: Что есть покаяние ? Что есть крещение(погружение) в Имя ?  (Прочитано 8068 раз)

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля

В Деяниях(3.37) апостол Петр на вопрос услышавших об Иисусе :"Что нам делать?"отвечает:
"Покайтесь,и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа".
Речь идет о двух важнейших событиях в жизни человека,от которых зависит его спасение.
В современном христианстве(во всех конфессиях)и покаяние,и крещение приобрели различные толкования и приняли обрядо-ритуальную форму.
Так к чему же призывал апостол ?
Каково было первоначальное значение этих слов ?
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

В Деяниях(3.37) апостол Петр на вопрос услышавших об Иисусе :"Что нам делать?"отвечает:
"Покайтесь,и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа".
Речь идет о двух важнейших событиях в жизни человека,от которых зависит его спасение.
В современном христианстве(во всех конфессиях)и покаяние,и крещение приобрели различные толкования и приняли обрядо-ритуальную форму.
Так к чему же призывал апостол ?
Каково было первоначальное значение этих слов ?
У Вас не точная (стиха 3.37 нет в Деяниях :-)) и не полная цитата. Вот точная и полная цитата:
Цитировать
Пéтръ же речé къ ни́мъ: покáйтеся, и да крести́тся кíйждо вáсъ во и́мя Иисýса Христá во оставлéнiе грѣхóвъ: и прiи́мете дáръ святáго Дýха:   Деян. 2:38
Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полýчите дар Святаго Духа.  Деян. 2:38
В полной цитате уже есть ответ на Ваш вопрос «к чему же призывал апостол ?» призывал: «покáйтеся, и да крести́тся кíйждо вáсъ во и́мя Иисýса Христá». Но зачем? Здесь же дан и полный ответ: «во оставлéнiе грѣхóвъ: и прiи́мете дáръ святáго Дýха».  При этом обратите внимание на различие текстов церковнославянского и его русского перевода. Церковнославянское слово «оставление» и русское слово «прощение» имеют несколько различный смысл. ЦС «Оставление» по словарю – это «освобождение», что гораздо более ёмко и значимо, чем слово «прощение». Грех не просто прощается, но от него освобождается, очищается все человеческое естество. Человек становится безгрешен и не приложен к греху. Человек, конечно, может вновь пасть, как пал Адам. И это падение человека будет примерно таким же, как у Адама – под воздействием внешнего соблазна и обмана. Мы его потомки и можем пасть.
Слово «покаяние» (метано́йя - греч. μετάνοια, букв. «после ума», «переосмысление») одно из самых таинственных и глубоких в Писании. Я (как и большинство, здесь, на форуме) понимаю данное слово как понятие о коренной перемене человеческого ума и сердца – всего человеческого естества. Господь непрестанно призывает к покаянию. Это призыв к коренному изменению человека в отношение к бытию (включая внутренние процессы сознания) и инобытию. Все Писание служит этой цели. Но может ли человек сам по своему желанию изменить свое естество? И, да, и нет – таков ответ. Человек может многое в себе изменить своей волей и трудами душевными и умственными, но радикальную духовную перемену в человеке по его мольбе делает только Бог. В этом суть покаяния. Покаяние не постижимо рациональным умом. Покаяние сугубо аффективный процесс предельного напряжения всех сил и составов человеческого естества, за которым следует Божественный скачек в новое духовное состояние. Да и достичь такого состояния одному человеку без Божьей помощи невозможно. В момент напряжения покаянного состояния по молитве с верой (того самого горчичного зерна, которого хоть на мгновение надо обрести) Бог меняет человеческий дух – рождается новый человек без прежнего греха и без прежней, съедавшей его страсти. Сам человек подавить свой грех и страсть до конца не может (грех все еще гнездится в человеке, чтобы он не делал) – это проделывает Бог только одним Ему ведомым таинственным способом воздействия на наш дух. Но, повторяю, опасность нового падения остается все же и после покаяния, так как мы все потомки Адама.

« Последнее редактирование: 25 Январь 2012, 14:07:00 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля

Слово «покаяние» (метано́йя - греч. μετάνοια, букв. «после ума», «переосмысление») одно из самых таинственных и глубоких в Писании.
Да.Это слово одно из самых важных и глубоких в Писании.На иврите "покаяние" (тшува) - значит "возвращение".
Т.е.апостол(простой рыбак говорящий на иврите и родственном ему арамейском) сказал :Вернитесь.
Иисус,призывая к покаянию и обращению,то же говорил:Вернитесь.Станьте как дети.
Пророки ветхого завета,написанного на иврите призывали к тому же.В ветхом завете это слово переведено как "обратитесь".
Это призыв не к "переосмыслению"(хотя в начале без этого не обойтись),а к возвращению в то состояние,из которого мы все вышли и уходим все дальше.
Только дитя может принять Царствие Божие.(Марк 10.15)

« Последнее редактирование: 25 Январь 2012, 15:14:22 от игорь-т »
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля

Цитата из Деяний взята из 2,а не 3 главы.Ошибся.
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Слово «покаяние» (метано́йя - греч. μετάνοια, букв. «после ума», «переосмысление») одно из самых таинственных и глубоких в Писании.
Да.Это слово одно из самых важных и глубоких в Писании.На иврите "покаяние" (тшува) - значит "возвращение".
Т.е.апостол(простой рыбак говорящий на иврите и родственном ему арамейском) сказал :Вернитесь.
Иисус,призывая к покаянию и обращению,то же говорил:Вернитесь.Станьте как дети.
Пророки ветхого завета,написанного на иврите призывали к тому же.В ветхом завете это слово переведено как "обратитесь".
Да. Верно. Именно где-то так, как Вы сказали. Покаяние не просто перемена всего естества человека, а именно движение к безгрешному состоянию, один из образов которого для человека воплощает дитя малое. Естество малого ребенка не расщеплено еще ядом двойных стандартов (одно для себя, иное для других, для ближних), оно целостное и благое по своей изначальной природе, и естественно стремиться к правде, то есть к Богу. Малый ребенок в естестве почти всегда выполняет заповеди любви … Мы же почти забыли, то как это делается естественным образом … Сколько же надо каяться, чтобы вновь обрести такое состояние души …
« Последнее редактирование: 25 Январь 2012, 15:33:43 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Сергий,
Цитировать
Естество малого ребенка  , оно целостное и благое по своей изначальной природе,
Если это верно-то возникает вопрос: вследствии чего появляется в человеке "испорченность"? Есть такое ИМХО ( по-моему, одно из сильнейших заблуждений) , что виновата среда, а дети _ это ангелочки во плоти. Тогда выход видится один - оградить детей от "среды", создать условия инкубатора, где они могут только развивать свои изначально "целостне и гармоничные качества". Но жизнь показывает, что этого не ПРОИСХОДИТ даже в самых хороших условиях. И причину здесь выявляет умозаключение, прямо противоположное вашему - человек изначально расщеплен и не целостен. То, что вы принимаете за целостность у ребенка, есть всего лишь период недифференцированного сознания. Но это не тот ум Христов, который мы стремимся приобресть.

Цитировать
Малый ребенок в естестве почти всегда выполняет заповеди любви
  Это с чего такой вывод.. Какой малый ребенок?  Есть дети-малолетние преступники. И потом. Что вы имеете в виду под естеством? Мне кажется, что именно  здесь - область недоразумений.
 Я  соглашусь с тем, что в ребенке любого возраста (даже утробного) присутствует уже духовная жизнь. Вспомним Иоанна Предтечу, который взыграл в утробе матери от радости при виде Богородицы. а духовные переживания детей -это вообще большая и интереснейшая тема.
  Но резко возражаю против изначальной цельности, ибо семя тли сеется уже при "хотении мужа".
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля

Дитя не рождается безгрешным.В каждом есть зародыш греха,но,пока этот зародыш не развился и не вырос,есть в душе человека место для ближних и для Бога.
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

А он может не развиваться и не вырастать? если да-при каких условиях?
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Один из аспектов Крещения-просвещение ума.  Почему то он почти забыт. 
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Сергий,
Цитировать
Естество малого ребенка  , оно целостное и благое по своей изначальной природе,
Если это верно-то возникает вопрос: вследствии чего появляется в человеке "испорченность"? Есть такое ИМХО ( по-моему, одно из сильнейших заблуждений) , что виновата среда, а дети _ это ангелочки во плоти. Тогда выход видится один - оградить детей от "среды", создать условия инкубатора, где они могут только развивать свои изначально "целостне и гармоничные качества". Но жизнь показывает, что этого не ПРОИСХОДИТ даже в самых хороших условиях. И причину здесь выявляет умозаключение, прямо противоположное вашему - человек изначально расщеплен и не целостен. То, что вы принимаете за целостность у ребенка, есть всего лишь период недифференцированного сознания. Но это не тот ум Христов, который мы стремимся приобресть.
Вот один из возможных вариантов  ответа на Ваши суждения. У малого ребенка целостное и благое по своей изначальной природе состояние естества. Но печать первородного греха то есть и никуда не делась. Нет у маленького человека непрестанного контакта с Богом и возможности коррекции своего воления обращением за помощью к Богу. Контакт с Ним непостоянен прерывист, а значит есть возможность падения при содействии внешнего воздействия (врага). Вот и происходит, как правило, рано или поздно воспроизводство вновь и вновь падения по образцу праотца. И происходит расщепление и потеря целосности естества, и заповеди любви - естественные как дыхание -отходят на второй план, затем постепенно вообще отмирают.
Другой вариант ответа на Ваш вопрос дали Вы сами ... "период недифференцированного сознания" ... можно и так определить состояние малого дитя до его падения в грех в большой жизни человеков. И, конечно, это не состояние ума Христова. Тут я с вами полностью согласен. Христос истинный первообраз, по которому через покаяние  выстраиваеися новый внутренний человек. Образ малого дитя лишь понятный пример для человека, который содержит многое к чему призваны идти, но не он идеал стремлений, но идеал Христос.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

SINAIT

  • Сообщений: 235
  • Простите меня грешного! Поклон Вам!
    • Просмотр профиля

В Деяниях(3.37) апостол Петр на вопрос услышавших об Иисусе :"Что нам делать?"отвечает:
"Покайтесь,и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа".
Речь идет о двух важнейших событиях в жизни человека,от которых зависит его спасение.
В современном христианстве(во всех конфессиях)и покаяние,и крещение приобрели различные толкования и приняли обрядо-ритуальную форму.
Так к чему же призывал апостол ?
Каково было первоначальное значение этих слов ?
Апостол и Иисус призывали к покаянию и крещению! Покаянию - значит изменению себя из страстного по силе человеческой в без страстного, и поставить на этом печать крещением Христовым!
Не грамотный то я!!! Прошу прощения у тех кому режет глаз мои орфографические ошибки в правописании!
С уважением к Вам Денис.

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Сергий,
Цитировать
Естество малого ребенка  , оно целостное и благое по своей изначальной природе,
Если это верно-то возникает вопрос: вследствии чего появляется в человеке "испорченность"? Есть такое ИМХО ( по-моему, одно из сильнейших заблуждений) , что виновата среда, а дети _ это ангелочки во плоти. Тогда выход видится один - оградить детей от "среды", создать условия инкубатора, где они могут только развивать свои изначально "целостне и гармоничные качества". Но жизнь показывает, что этого не ПРОИСХОДИТ даже в самых хороших условиях. И причину здесь выявляет умозаключение, прямо противоположное вашему - человек изначально расщеплен и не целостен. То, что вы принимаете за целостность у ребенка, есть всего лишь период недифференцированного сознания. Но это не тот ум Христов, который мы стремимся приобресть.

Вот один из возможных вариантов  ответа на Ваши суждения. У малого ребенка целостное и благое по своей изначальной природе состояние естества. Но печать первородного греха то есть и никуда не делась. Нет у маленького человека непрестанного контакта с Богом и возможности коррекции своего воления обращением за помощью к Богу. Контакт с Ним непостоянен прерывист, а значит есть возможность падения при содействии внешнего воздействия (врага). Вот и происходит, как правило, рано или поздно воспроизводство вновь и вновь падения по образцу праотца. И происходит расщепление и потеря целосности естества, и заповеди любви - естественные как дыхание -отходят на второй план, затем постепенно вообще отмирают.
Другой вариант ответа на Ваш вопрос дали Вы сами ... "период недифференцированного сознания" ... можно и так определить состояние малого дитя до его падения в грех в большой жизни человеков. И, конечно, это не состояние ума Христова. Тут я с вами полностью согласен. Христос истинный первообраз, по которому через покаяние  выстраиваеися новый внутренний человек. Образ малого дитя лишь понятный пример для человека, который содержит многое к чему призваны идти, но не он идеал стремлений, но идеал Христос.
Вот верно: чтоб знать, какому образу подражать ( в нашем случае -дитя малое) нужно исключить размытости и неясности. Мне все же непонятно, почему 
Цитировать
малого ребенка целостное и благое
. Обоснуйте, хотелось бы и ссылки из Писания, чтоб были приведены. Потому как по смыслу того же Писания вижу обратно "во грехе родила меня мати моя", " в беззакониях зачат есмь".  Как сочетается печать грех, о которой Вы говорите и эта целостность? Ведь человек расщеплен изначально  именно в силу этой "печати".

Есть еще один аспект "дитя", на который бы я хотела указать.  вспомните, когда Христос благословил детей. Апостолы хотели воспрепятствовать детям, потому что дети по меркам древних времен вообще за людей не считались (в плане социального статуса) Апостолы как бы намекают, что нечего тут всякой мелюзге под ногами крутиться, тут у нас "взрослые разговоры".  Поэтому ребенок является как бы одним из образов умаления перед людьми, бесправного человека изначально. Это логично связывается со словами Апостола "Мы - сор для мира для мира,  прах, всеми попираемый доныне"". Об этом неплохо было бы помнить, когда воспеваем  "положительные" образы  христианина как соли для мира, светильника и т.д. (чтоб особо не обольщаться)) 

 На самом деле вопросы, которые мы с Вами обсуждаем крутятся вокруг одного большого вопроса - что такое   образ Божий в человеке. Насколько понимаю,  Вы делаете акцент на воле, разумности как неотъемлемых условиях пребывания всегда с Богом.и
Цитировать
возможности коррекции своего воления обращением за помощью к Богу
Об этом часто говорят. Теперь "проблемный вопрос" (приближенный к детям) : люди, родившиеся изначально с умственными, психическими отклонениями, "люди-растения": у них нет воли, нет рассудка, грубо поврежден ум. В каких понятиях вы рассматриваете образ Божий в таких людях?
 
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля

                              О погружении в Имя.
Чем восприятие маленьким ребенком своего ближнего(матери,отца) отличается от восприятия взрослого человека?
При встрече ребенок не стремится ввести ближнего в свой мир,а погружается в его мир и блаженно пребывает в нем.
Каждый может вспомнить из своего раннего детства это удивительное состояние.
Но по мере взросления человек строит собственный мир.И вот,встречая кого-то, мы вводим(погружаем) его в свой мир,оцениваем и встраиваем.
В Писании многократно повторяется:"Всякий,кто призовет Имя Господне,спасется."
Но для чего я призываю Его ?
Чтоб погрузить Его в себя.
Или погрузиться в Него.

Фундаментальное заблуждение современного протестанства - это проповедуемое с тысячи кафедр покаяние со стандартным призывом :
"Иисус,войди в мое сердце."
Человек призывает Имя не для того,чтоб погрузиться в Него,а пытается Имя погрузить в себя.
И это происходит не только в протестанстве.
Любая религия - это попытка человека угодить Богу,перестраивая свой мир.Но этот мир обречен.
Иисус пришел дать нам Свой Мир,а не помогать нам в переустройстве нашего.

Всякий,кто призовет Имя,чтоб как дитя погрузиться в Него и пребывать в Нем,спасется.
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

                              О погружении в Имя.
Чем восприятие маленьким ребенком своего ближнего(матери,отца) отличается от восприятия взрослого человека?
 
Я бы еще добавила к этому, что ребенок умеет  изначально находиться в данном мгновении. и больше нигде. Это то, что мы тут усиленно взращиваем в себе - внимание, как первое основание подвижничества.
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Анна-Мария

  • Гость
Дитя не рождается безгрешным.В каждом есть зародыш греха,но,пока этот зародыш не развился и не вырос,есть в душе человека место для ближних и для Бога.

А он может не развиваться и не вырастать? если да-при каких условиях?

Человек создан по образу и по подобию Бога. Но рождается он со свободной волей. Волей к развитию либо  семени греха, либо духовного семени.  При сильном развитии семени греха, семя подобия, духовное семя становится почти незаметным. Происходит разрастание ложной эгоистичной личности, которую мы ошибочно и принимаем  за свое Я.   А личность истинная находится глубоко внутри.

Может ли не развиваться и не вырастать эта ложная личность? И при каких условиях? Почему Иисус говорит : Будьте как дети? Значит, до определенного момента, после своего рождения, человек все еще остается с чистым и открытым сердцем, с не погребенным духовным зерном?

Думаю, что да. Остается. До того времени, пока не происходит какого-то грубого столкновения с этим миром. Миром, который пока еще родившийся человек воспринимает с любовью и доверием. Таким столкновением может быть либо обида, либо испуг, либо чувство вины… Т.е., какое-то событие в раннем детстве, после которого наш внутренний человек  вынужден закрываться от кажущегося ему жестокого мира… Вынужден закрываться ложными представлениями об этом мире. Что этот мир холоден, что в нем нет любви и т.п. Вспомните себя детьми… Когда нас обижали, нам хотелось спрятаться и укрыться туда, где нас никто не найдет…  Даже Бог… И дети учатся прятать своего внутреннего сокровенного человека глубоко в сердце, потихоньку выстраивая броню, защиту, под названием Эго.

А покаяние… Покаяние – это сила Бога, убирающая наши оковы и заграждения. Это та сила, которую сердце узнает как родную ей силу – силу Любви. И у этой силы есть Имя – Иисус.