Здравствуйте,
000. Да...слишком долго и много придётся отвечать. Думаю, лучше по частям. Сначала - дефиниции.
Вы недоумеваете по поводу возможности молиться умом в сердце, не соединившись ещё с ним благодатно. Говорите, что "не совсем корректная" формулировка...
Это тяжело осмысляется в 3-х ступенчатой градации ИМ, в 5-ти ступенчатой - этот вопрос решается элементарно. Из более-менее современных делателей по этому поводу с подробной классификацией стадий содержится у арх. Антония (Голынско-Михайловского), митр. Иерофея (Влахоса) в "Одна ночь в пустыне святой горы". Привожу на память 5 ступеней: Устная, Умная, Умно-сердечная делательная, Умно-сердечная самодвижная, Созерцательная. От описаний стадий воздержусь, думаю Вам это известно, если не знакомы - прочитайте в источнике. Действительно подробно и точно изложенный по теме материал...
У отцов так же множество по этому поводу - употребление термина "молитва в сердце" ещё до их благодатного воссоединения...хотя бы тех мест, которые научают художественному методу вхождения ума в сердце, психо-соматике...
"Сидя в келлии своей, терпеливо пребывай в молитве в исполнении заповеди Апостола Павла (Рим. 12, 12; Кол. 4, 2). Собери ум свой в сердце, и оттуда мысленным воплем призывай на помощь Господа Иисуса, говоря: Господи Иисусе Христе помилуй мя! Не поддавайся малодушию и разленению, но поболи сердцем и потруди себя телом, ища Господа в сердце. Всячески понуждай себя на делание сие: ибо царствие Божие есть достояние нудящих себя, и сии нуждницы восхищают его (Мф. 11, 12), как сказал Господь, показывая, что взыскание его требует чувствительных трудов и подвигов" ( Святаго Григория Синаита наставления безмолвствующим. Как сидеть в келлии. Д-е 5т.)
---Как видно, здесь речь идёт не о благодатной молитве, но о делательной стадии, на которой человек понуждает себя…правда в другом месте он пишет, что если тебе открыто сие, т.е. место сердечное…(указывает на сверхестественное дознание о месте сердечном)
"С утра понудь ум свой сойти из головы в сердце и держи его в нем, и непрестанно взывай умно и душевно: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! пока утомишься. Утомившись же переведи ум на вторую половину и говори: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!.."(Его-же о безмолвии и молитве. Как надлежит творить молитву. Д-е 5т.)
"Ведомо тебе, что дыхание наше, коим дышем, есть втягивание в себя и выпускание из себя воздуха. Орган, служащий к сему, суть легкия, которыя облегают сердце и, проводя чрез себя воздух, обдают им и сердце. Таким образом дыхание есть естественный путь к сердцу. Итак, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце и там остаться. Приучи же его, брате, не скоро оттуда выходить: ибо в начале он очень скучает в этом внутреннем заключении и тесноте, когда же привыкнет, то не любит наоборот кружиться во вне, потому что ему там не невесело и не нерадостно"( Никифора Уединенника Слово о трезвении и хранении сердца многополезное.Д-е 5 т.)---О том же пишут св. Каллист и Игнатий Ксанфопулы “Наставление безмолвствующим в сотне глав., гл.19-24 ”
"От постоянства в употреблении сказаннаго метода или приема к стяжанию чистой и непарительной молитвы, с препобеждением всех к тому препон в помыслах и внешних соприкосновенностях, подвизающийся приходит наконец в навыкновение без нуждения себя молиться истинно, чисто и непарительно, или в такое устроение, в коем ум всегда пребывает в сердце, не с нуждениеми против воли вводим бывая туда чрез дыхание, и тотчас опять выскакивая, но там неисходно с любовию пребывая, и непрестанно моляся"(св.Каллист и Игнатий Ксанфопулы Наставление безмолвствующим в сотне глав., № 53)
Здесь везде стоит слово "сердце". Думаю, очевидно, что не о каком "естественном созерцании" в приведённых примерах не может быть и речи...
Выше я постарался прояснить Ваше недоумение, если оно Вас устраивает, и Вы можете двигаться дальше в данном дискурсе - то, поехали дальше. Если нет - поясните. Просто, если у нас не будет общей системы дефиниций - разговора не выйдет, мы не поймём друг друга, что сейчас, собственно, и происходит.